ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
18 февраля 2021 года Дело № А29-15367/2020
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года, полный текст решения изготовлен 18 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой Е.Б,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Ухты
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
с привлечением к участию в деле третьих лиц: Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми ФИО2, ФИО3,
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: ФИО4 по удостоверению от 30.01.2018,
установил:
прокурор города Ухты обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 19.01.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание с последующим переходом к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции назначено на 15.02.2021, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми ФИО2, ФИО3.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
ИП ФИО1 с выявленными нарушениями согласна, пояснила, что лицензия находится в стадии получении.
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Коми ФИО2 полагает, что заявление прокурора о привлечении ответчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в порядке пункта 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В соответствии со статьями статьи 156, 205 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, установил следующее.
Прокуратурой города Ухты, на основании обращения Уполномоченного по правам ребенка в Республике Коми ФИО2 в интересах ФИО3, в отношении ИП ФИО1 проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при осуществлении образовательной деятельности с участием несовершеннолетних.
В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет образовательную деятельность с привлечением работников и заключением договоров на оказание услуг в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Усмотрев в действиях ИП ФИО1 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, 11.12.2020 прокурором города Ухты Республики Коми вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. С данным постановлением предприниматель ознакомился, с выявленными нарушениями согласился.
Материалы дела с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 203, 204 АПК РФ направлены в суд для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 27.08.2019 ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является 85.41 Образование дополнительное детей и взрослых, дополнительными видами деятельности являются 88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми, 93.29 Деятельность зрелищно-развлекательная прочая.
В ходе проверки совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми установлено, что ИП ФИО1 по адресу: <...> (цокольный этаж, принадлежащий ответчику на праве собственности), организован образовательный процесс несовершеннолетних обучающихся с привлечением иных педагогических работников.
01.09.2020 ИП ФИО1 заключен трудовой договор № 2 с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно которому ФИО5 принята на работу на должность учителя для преподавания по методике образовательной системы «Русская классическая школа» с 01.09.2020 на неопределенный срок.
02.09.2019 заключен трудовой договор № 1 с ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., согласно которому работник принят на работу на должность учителя для преподавания по методике образовательной системы «Русская классическая школа» со 02.09.2019 на неопределенный срок.
15.10.2020 заключен договор гражданско-правового характера № 2 с ФИО7 о проведении репетиторских занятий в объеме 2 академических часов в неделю с 15.10.2020 по 31.12.2020.
20.10.2020 с ФИО8 заключен договор гражданско-правового характера № 3 о проведении репетиторских занятий в объеме 2 академических часов в неделю с 20.10.2020 по 31.12.2020.
Согласно объяснениям предпринимателя от 20.11.2020 образовательную деятельность с участием несовершеннолетних она осуществляет с сентября 2019 года. В текущем учебном году у нее обучается 33 несовершеннолетних ребенка на основании заключенных с родителями (законными представителями) договоров оказания услуг на текущий учебный год.
Обучение ИП ФИО1 осуществляется по утвержденной образовательной программе «Русская классическая школа» на 2019-2022 гг. Обучение проходит по учебным предметам, которые входят в обязательную часть: «Словесность. Чтение», «Словесность. Письмо», «Арифметика», «Уроки природы (Окружающий мир)» и учебные предметы по выбору: «Технология», «Английский язык», «Физическая культура», «Искусство», «Музыка», «Лепка из глины», «Актерское мастерство», «Церковнославянский язык». Во всех классах ведутся журналы учета занятий, в которых фиксируется посещаемость занятий, достижения обучающихся в ходе освоения образовательной программы, также осуществляется внутренних контроль успеваемости обучающихся.
По завершению учебного года обучающиеся индивидуально проходят промежуточную аттестацию в дистанционной форме на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1505 «Преображенская». По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выдается справка, содержащая перечень учебных предметов и отметки за промежуточную аттестацию.
Согласно объяснениям, с сентября 2019 года предприниматель реализует дополнительную общеобразовательную программу, лицензия на осуществление образовательной деятельности находится в стадии получения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Как следует из положений части 1 статьи 12 Закона об образовании образовательные программы определяют содержание образования.
В силу части 5 статьи 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (часть 2 статьи 91 Закона об образовании).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит образовательная деятельность.
Таким образом, учитывая вышеизложенное и результаты проведенной проверки, материалами дела подтверждается и установлено судом, что ИП ФИО1 осуществляет образовательную деятельность с привлечением работников и заключением договоров на оказание услуг в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Совершенное административное правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем, выявленное правонарушение является длящимся.
Время совершения административного правонарушения – 20.11.2020 (день обнаружения длящегося административного правонарушения).
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что предприниматель осуществлял образовательную деятельность в отсутствие лицензии, в силу чего в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения и вина в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела не истек.
Суд считает, что в рассматриваемом случае оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
Из материалов дела следует, что предприниматель к административной ответственности привлекается впервые. Из пояснений ответчика следует, что им признается вина в совершенном правонарушении и принимаются меры по устранению правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что ИП ФИО1 относится к субъектам малого предпринимательства, правонарушение совершено впервые, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд приходит к выводу о возможности применения административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, ИП ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>, дата рождения: 02.07.1986, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.08.2019, адрес: 169313, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья С.С. Паниотов