ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1577/20 от 27.05.2020 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

28 мая 2020 года                              Дело № А29-1577/2020

Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года , полный текст решения изготовлен мая 2020 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горчаковой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о привлечении к административной ответственности,

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару (далее – УМВД России по г.Сыктывкару, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 14.02.2020 заявление принято к производству.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

23 января 2020 года начальником ОИАЗ ОП№2 УМВД России по г.Сыктывкару зарегистрирован рапорт КУСП № 1304, о том, что 16 января 2020 года в баре «Пена» в подсобном помещении при проведении проверки торгового объекта по адресу: <...>, бар «Пена» ИП ФИО1 установлено хранение алкогольной продукции в количестве 12 единиц.

16 января 2020 года в 15 час 25 минут установлено, что ИП ФИО1 незаконно хранил алкогольную продукцию без соответствующего разрешения (лицензии), а именно: водку «Сыктывкарскую» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 2 единицы; водку «Ледофф» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица; водку «Талка» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, водку «Финский стандарт» объемом 0.5 литра алкоголь 38% в количестве 1 единица, водку «Финнорд» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, водку «Морошковая» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, коньяк «ФИО2 3 года» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, настойка горькая «Царь перцовая» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, коньяк «Олд Баррел 3 года» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, виски «Российский Блэк Корсар» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, настойка горькая «Монарага» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица в баре «Пена», принадлежащего ИП «ФИО1», расположенного по адресу: <...>.

В ходе осмотра в подсобном помещении была обнаружена следующая алкогольная продукция: водка «Сыктывкарская» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве  2  единицы;  водка  «Ледофф»  объемом  0.5  литра  алкоголь 40% в количестве 1 единица; водка «Талка» объемом 0.5 литра алкоголь 40%* в количестве 1 единица, водка «Финский стандарт» объемом 0.5 литра алкоголь 38% в количестве 1 единица, водка «Финнорд» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, водка «Морошковая» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, коньяк «ФИО2 3 года» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, настойка горькая «Царь перцовая» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, коньяк «Олд Баррел 3 года» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, виски «Российский Блэк Корсар» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, настойка горькая «Монарага» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, всего в количестве 12 единиц, чем нарушил статью 18 ФЗ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

31 января 2020 года начальник ОИАЗ ОП№2 УМВД России по г.Сыктывкару майор полиции ФИО3 составила протокол СР № 650150 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1

Материалы дела с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 203, 204 АПК РФ направлены в суд для рассмотрения по существу.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Оборот и производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ к алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснено, что в силу положений Закона, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) индивидуальными предпринимателями, которым в силу норм действующего законодательства не может быть выдана соответствующая лицензия, является незаконной.

Часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»  (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом указанного административного правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

К субъектам административного правонарушения, квалифицируемого по данной норме права, относится лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В обоснование факта осуществления ИП ФИО1 незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции административным органом представлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.01.2020, протокол об административном правонарушении серии СР № 650150, рапорт, акт изъятия от 16.01.2020, объяснения продавца от 16.01.2020.

Из протокола об административном правонарушении серии СР № 650150 следует, что предпринимателю вменяется в вину незаконное хранение алкогольной продукции без соответствующего разрешения (лицензии) в количестве 12 единиц, а именно, водка «Сыктывкарская» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве  2  единицы;  водка  «Ледофф»  объемом  0.5  литра  алкоголь 40% в количестве 1 единица; водка «Талка» объемом 0.5 литра алкоголь 40%* в количестве 1 единица, водка «Финский стандарт» объемом 0.5 литра алкоголь 38% в количестве 1 единица, водка «Финнорд» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, водка «Морошковая» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, коньяк «ФИО2 3 года» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, настойка горькая «Царь перцовая» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, коньяк «Олд Баррел 3 года» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, виски «Российский Блэк Корсар» объемом 0.25 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица, настойка горькая «Монарага» объемом 0.5 литра алкоголь 40% в количестве 1 единица.

ИП ФИО1 факт реализации крепкой алкогольной продукции отрицает, наличие в подсобном помещении бара алкогольной продукции объясняет приобретением ее к празднованию Нового года для собственных нужд.

После поступления рапорта от оперуполномоченного отдела ЭБ и ПК УМВД России по г.Сыктывкару административным органом проведен осмотр бара, составлен протокол осмотра, в котором факт реализации алкогольной продукции также не зафиксирован.

Приложенная фототаблица к протоколу осмотра места происшествия свидетельствуют лишь о наличии в подсобном помещении магазине алкогольной продукции, при этом доказательств того, что в помещении, в котором проводились указанные процессуальные действия, осуществляется продажа изъятой алкогольной продукции (например, кассовые чеки, ценники на продукцию, стенд с информацией о том, кем осуществляется торговая деятельность, иная информация, позволяющая установить данные обстоятельства) административным органом в материалы дела не представлено в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 205 АПК РФ.

Иных процессуальных документов, составленных в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых был бы зафиксирован факт вменяемого предпринимателю правонарушения, а также доказательств реализации (продажи) предпринимателем алкогольной продукции, реализация которой возможна только на основании лицензии, административным органом не представлено.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что факт реализации алкогольной продукции 16 января 2020 года, обнаруженной в подсобном помещении бара «Пена», расположенной по адресу: <...>, не доказан.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие (недоказанность) состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что в процессе осмотра установлено незаконное хранение алкогольной продукции без соответствующего разрешения (лицензии) в количестве 12 единиц, т.е. административным органом установлено именно незаконное хранение алкогольной продукции.

В то же время событие административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, заключается только в незаконной розничной продаже алкогольной продукции и не включает в себя ее хранение.

В данном случае совершенное ИП ФИО1 деяние подлежит квалификации по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

В силу  пунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа такой продукции.

В пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, предусмотрено, что с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В рассматриваемом деле, установленные административным органом действия ИП ФИО1 по хранению алкогольной продукции в помещении бара образуют объективную сторону правонарушения по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, санкция по указанной части - административный штраф предусматривается  в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей - ухудшает положение заинтересованного лица, переквалификация действий предпринимателя в данном случае судом невозможна.

На основании изложенного требования заявителя о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Как разъяснено в пункте 1 Обзора от 19.09.2018, указанные в пункте 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.

 Согласно пункту 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.

При этом принадлежность алкогольной продукции определенному лицу для разрешения вопроса о ее изъятии правового значения не имеет (пункт 4 Обзора от 19.09.2018).

 Учитывая, что алкогольная продукция, хранящаяся в подсобном помещении бара «Пена», расположенного по адресу: <...> находится в незаконном обороте, суд приходит к выводу, что в соответствии с соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ алкогольная продукция, изъятая на основании протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.01.2020, а также акта изъятия от 16.01.2020, подлежит уничтожению.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180-181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности отказать.

Уничтожить изъятую алкогольную продукцию в количестве и по наименованию согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.01.2020, акту изъятия от 16.01.2020.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                                   Ж.А. Василевская