АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
08 мая 2013 года Дело № А29-1607/2013
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее Управление Роскомнадзора по Республике Коми, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - общество, ОАО «Ростелеком») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.03.2013 заявление Управления Роскомнадзора по Республике Коми принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; о возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исковое заявление с приложенными документами размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Стороны, получившие определение суда от 19.03.2013 о принятии иска к производству, возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке не заявили.
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается на основании доказательств, представленных в течение установленных арбитражным судом сроков.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» выдана лицензия № 93390 от 21.11.2011 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи со сроком действия до 21.11.2016.
В соответствии с пунктом 8 лицензионных требований при оказании услуг связи в соответствии с данной лицензией лицензиат обязуется не использовать радиочастотный спектр.
Как следует из материалов дела, 14.02.2013 в 17 часов 00 минут по адресу: <...>, в ходе проведения документарной проверки информации, полученной от филиала Республики Коми ФГУП «Радиочастотный центр Северо – Западного федерального округа» специалистами Управления установлен факт работы с излучением на радиочастотах 936,000474 МГц, 935,200474 МГц радиоэлектронного средства (РЭС) – базовой станции подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900, идентификационный номер радиоэлектронного средства (РЭС) в сети связи CI: 0059, принадлежащего ОАО «Ростелеком».
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 14.02.2013 N А-93390-11-0002 и протоколе об административном правонарушении от 27.02.2013 N 044-Пр.
Действия ОАО «Ростелеком» по использованию радиочастотного спектра (радиочастот 936,000474 МГц, 935,200474 МГц) при работе радиоэлектронного средства (РЭС) – базовой станции подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900, расценены административным органом по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ как осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных в лицензии.
В связи с чем административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, которые предусмотрены в специальном разрешении (лицензии).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07 июля 2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг телефонной связи приведен в разделе в Перечне лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий".
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона «О связи» оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
ОАО «Ростелеком» является оператором связи, владельцем лицензии № 93390 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Пунктом 8 раздела XI «Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи» Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" предусмотрено выполнение в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.
Лицензионные условия осуществления Обществом данной деятельности содержатся в лицензии № 93390, согласно пункту 8 которой при оказании услуг связи радиочастотный спектр не используется. Обязанность операторов связи оказывать услуги связи в соответствии с лицензией установлена пунктом 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, административный орган пришел к выводу о том, что Открытым акционерным обществом «Ростелеком» допущено правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что, по его мнению, подтверждается материалами административного производства.
В соответствии с частью 4 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении ряда видов государственного контроля (надзора), в том числе: лицензионного контроля, федерального государственного надзора в области связи (пункты 2 и 6).
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 данной статьи. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 данной статьи внеплановые выездные проверки (часть 6). Предметом указанных в части 6 данной статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (часть 7).
Согласно пункту 1, 2, 3 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) под федеральным государственным надзором в области связи понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими и физическими лицами своей деятельности. Федеральный государственный надзор в области связи осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 7 данной статьи.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Закона N 126-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки в области связи является выявление органом государственного надзора в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушений обязательных требований.
Таким образом, у управления имелись основания к проведению внеплановой документарной проверки общества в связи с выявлением в ходе планового систематического наблюдения факта нарушения обществом требований пункта 8 условий лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки (пункт 6 части 2). Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3).
Частью 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ установлено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 данного Закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2).
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 данного Закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 3). В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
В соответствии с пунктом 62.4. Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере связи за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.09.2011 N 226 в случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении территориального органа Роскомнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение проверяемым лицом обязательных требований, территориальный орган Роскомнадзора направляет в адрес проверяемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
Пунктом 62.10. Административного регламента установлено, что должностное лицо территориального органа Роскомнадзора, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные проверяемым лицом или его представителем, руководителем или иным должностным лицом юридического лица пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений территориальный орган Роскомнадзора установит признаки нарушения порядка, требований и условий, относящихся к использованию РЭС и ВЧУ, должностные лица территориального органа Роскомнадзора вправе провести выездную проверку.
По существу единственным доказательством допущенного Обществом нарушения является составленный филиалом ФГУП «РЧЦ СЗФО» по Республике Коми, протокол №11-03-13/0302 от 07.02.2013 года измерений технических параметров излучений радиоэлектронных средств, проводившихся без участия Общества.
Достоверность данного протокола другими материалами дела не подтверждаются.
Проверка отраженных в этом протоколе данных, свидетельствующих, по мнению ответчика, о совершенном Обществом правонарушении, ответчиком не проводилась, в том числе в адрес юридического лица, мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы и пояснения не направлялся.
Кроме того, поскольку в данном случае, орган Роскомнадзора установил признаки нарушения порядка, требований и условий, относящихся к использованию РЭС и ВЧУ, должностные лица территориального органа Роскомнадзора вправе были провести выездную проверку с целью подтверждения фактов работы с излучением на радиочастотах 936,000474 МГц, 935,200474 МГц радиоэлектронного средства (РЭС) – базовой станции подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900, идентификационный номер радиоэлектронного средства (РЭС) в сети связи CI: 0059.
Данным правом административный орган не воспользовался.
Кроме того, административным органом не представлены доказательства принадлежности РЭС ответчику.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сведения, содержащиеся в представленных Управлением документах, не позволяют в полной мере оценить исполнение юридическим лицом, требований в области лицензирования.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд считает, что требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми о привлечении ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить, что решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий десять дней со дня его принятия.
Судья А.А. Князева