ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1645/19 от 06.08.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

13 августа 2019 года     Дело № А29-1645/2019

Резолютивная часть решения объявлена августа 2019 года , полный текст решения изготовлен августа 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Бебякиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Феоктистовой О.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

(ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми»

(ИНН:1106014140, ОГРН:1021100895760)

при участии третьих лиц -   публичного акционерного общества «Геотек-Сейсморазведка», открытого акционерного общество «Севергеофизика»

о взыскании ущерба,

при участии в судебном заседании:

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 01.04.2019;

установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», Общество, ответчик) о взыскании 7 577 руб. ущерба, причиненного лесному фонду на территории Усинского участкового лесничества ГУ РК «Усинское лесничество» в квартале № 335 выдел 18, 20 (категория лесов защитные, ценные леса лесотундровой зоны).

Иск мотивирован нарушением ответчикомлесного законодательства – незаконная рубка лесных насаждений до степени прекращения роста, а также проезд гусеничной техники Общества в границах, установленных договором.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены – публичное акционерное общество «Геотек-Сейсморазведка» (далее – ПАО «Геотек-Сейсморазведка»)  и  открытое акционерное общество «Севергеофизика» (далее – ОАО  «Севергеофизика»).

В отзыве на иск от 14.03.2019 № 11-01-03-7623а ответчик возражал против удовлетворения исковых требований; указал, что Общество не было извещено о проведении осмотра мест лесорубочных работ  по договору аренды, а представленные Министерством в качестве доказательств в материалы дела документы не являются допустимыми доказательствами при данном виде спора (л.д. 73-76, т.д. 1).

ОАО «Севергеофизика» в отзыве на иск от 05.07.2019 просило отказать Министерству  в удовлетворении его требований, т.к. им не представлено доказательств, что именно работники Общества  осуществляли работы, которые привели к возникновению ущерба (л.д. 217-128, т.д. 1).

ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка» в отзыве на иск от 05.07.2019 указало на несогласие в заявленным Министерством требованием; указало, что не доказана вина ответчика в причинении ущерба, осмотр участков производился представителем госоргана единолично (л.д. 131-134, т.д. 1).

Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзывах на иск.

Остальные представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Публикация судебного акта в сети «Интернет» произведена 10.07.2019.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, руководствуясь ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия их представителей.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых от 21.06.2018 № С0990530/89/18-АЗ (далее – договор, договор   № С0990530/89/18-АЗ) (л.д. 15-23, т.д. 1).

Согласно п.п. 1.1. и 1.2. договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять  во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1 378, 0505 га, расположенный в Республике Коми, МОГО «Усинск», ГУ «Усинское лесничество», Усть-Усинское участковое лесничество, в том числе квартал 335 выд. 1-44, площадью 20,6186 га, с категорией защищенности – защитные, ценные леса лесотундровой зоны, с видом разрешенного использования – для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

На основании п. 1.3. договора арендатору передается лесной участок в целях использования лесов «проведение сейсморазведочных работ МОГТ-3D на Западно-Усинской площади».

В п. 6.1. договора стороны согласовали срок действия договора с 01.08.2018 по 25.07.2019, который составил – 359 дней.

Согласно служебной записке руководителя ГУ «Усиснкое лесничество» ФИО2 от 05.10.2018 в ходе обследования рекультивированных    земель    был    организован    выезд    в   с.  Усть-Уса   для   осмотра   работ   по    рубке    сейсмопрофилей    согласно    договора   № С0990530/89/18-АЗ. В ходе осмотра квартала № 335 им была выявлена незаконная рубка  деревьев  вне границ профилей, самовольное снятие, уничтожение или порча почв в результате проезда гусеничной техники по профилю на арендованной территории (л.д. 14 т.д. 1).

В связи с данными обстоятельствами Министерством был произведен в с. Усть-Уса осмотр сейсмопрофилей по договору № С0990530/89/18-АЗ на основании распоряжения председателя комиссии Правительства Республики Коми по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 17.09.2018 № 14 (л.д. 12-13, т.д. 1).

Республиканской комиссией в ходе осмотра в квартале № 335 Усть-Усинского участкового лесничества ГУ «Усинское лесничество» была обнаружена незаконная рубка лесных насаждений вне границ, установленных спорным договором аренды, обнаружен проезд гусеничной техники в границах, установленных договором аренды.

В целях обследования и уточнения объемов и границ нарушений требований лесного законодательства Министерством был издан приказ от 10.10.2018 № 01-05/108 «О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков». На основании данного приказа участковому лесничему Усть-Усинского участкового лесничества выдано плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков от 10.10.2018 № 10 (л.д. 24-27, т.д. 1).

По результатам обследования участка лесного фонда в квартале № 335 Усть-Усинского участкового лесничества, предоставленного ответчику в аренду по спорному договору, участковым лесничим был составлен акт осмотра, обследования лесного участка от 12.10.2018 № 10 (л.д. 28-30, т.д. 1).

Из акта осмотра, обследования лесного участка от 12.10.2018 № 10 следует, что в квартале № 335 выдел 18, 20, 21, 26, 25, 24, 23 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений до степени прекращения роста и проезд гусеничной техникой по арендованному участку.

Пунктом 3 акта осмотра, обследования лесного участка от 12.10.2018 № 10 установлено, что в квартале № 335 выдел 18, 20 обнаружена незаконная рубка лесных насаждений до степени прекращения роста, произведен подсчет спиленных деревьев и произведен замер диаметров спиленных деревьев, а также зафиксировано место совершения незаконной рубки лесных насаждений (произведены замеры участка незаконной рубки лесных насаждений буссолью БГ-1 и мерной лентой, зафиксированы координаты GPS навигатором). В ходе камеральной обработки произведенных замеров незаконно спиленных деревьев составлена ведомость перечета деревьев (далее - ведомость перечета) с целью установления объема незаконной рубки лесных насаждений. Согласно ведомости перечета установлено, что общий объем незаконной рубки лесных насаждений составляет 0, 771 м3 древесной породы Ель и Береза. Также составлена схема местоположения незаконной рубки лесных насаждений, площадь незаконной рубки лесных насаждений составляет 0,0297 га, и схема обнаружения проезда по арендованной территории. Замер площади незаконной рубки лесных насаждений произведен с помощью буссоли БГ-1 и мерной лентой с последующим наложением на арендованный участок, предоставленный Обществу по договору (л.д. 31-39, т.д. 1).

В связи с выявленными в ходе планового (рейдового) задания на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков  нарушениями лесного законодательства в адрес Общества 27.10.2018 было направлено уведомление о вызове представителя ответчика для составления и подписания акта о лесонарушении от 26.10.2018 № 540 (40-41, т.д. 1).

09.11.2018 в присутствии представителя Общества Министерством был составлен и подписан акт о лесонарушении № 7. Согласно акту о лесонарушении от 09.11.2018 № 7 сумма ущерба составила 7 577 руб. Представитель Общества с актом о лесонарушении не согласился, указал, что нарушения выявлены Министерством вне арендованной территории (л.д. 42-44, т.д. 1).

В адрес арендатора, в порядке досудебного урегулирования спора, направлено претензионное письмо от 09.11.2018 № 572 с предложением в установленные сроки добровольно оплатить ущерб, причиненныйлесномуфонду (л.д. 51-52, т.д. 1).

В связи с тем, что денежные средства ответчиком добровольно не перечислены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, оценив фактические обстоятельства и представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

Главой 13 данного Кодекса установлены последствия нарушения лесного законодательства в виде возможности привлечения виновного лица к административной, уголовной ответственности (ст. 99 Кодекса), а также возмещения вреда, причиненного лесам (ст. 100 Кодекса).

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В силу ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, для взысканияущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев, подлежат доказыванию факт нарушения лесного законодательства, наличие и размер ущерба, причинно-следственная связь между нарушением и возникшим ущербом, вина причинителя вреда.

«Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов» (утв. Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.2983 № 130) являются нормативно-правовым актом, регулирующим лесные отношения (далее – Указания).

В соответствии с п. 13 Указаний, результаты освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений, заготовки второстепенных лесных материалов и показатели, необходимые для производства полного расчета с лесопользователем, а также его замечания, сделанные при освидетельствовании, заносятся в акт, подписываемый представителями лесхоза, лесопользователя и всеми участвующими в освидетельствовании лицами.

Таким образом, участие представителя лесозаготовительной организации, арендатора при проведении освидетельствования мест рубок является обязательным.

П.п. 9, 10 названных Указаний установлено, что до начала работ по освидетельствованию издается приказ по лесхозу, в котором указываются объемы и сроки проведения работ, лица, ответственные за их исполнение, а также сроки представления материалов освидетельствования. В работе по освидетельствованию обязан принимать участие лесник обхода, на территории которого будут проводиться эти работы. О дне освидетельствования заготовленной древесины или мест рубок лесопользователь извещается лесхозом не позднее чем за 15 дней до назначенного срока со дня отсылки извещения. Почтовая квитанция об отсылке извещения сохраняется и прилагается к материалам освидетельствования. Если извещение передается непосредственно лесопользователю, то на остающемся в лесхозе экземпляре должна быть подпись лесопользователя и дата получения им извещения.

При неявке представителя лесопользователя к назначенному сроку лесхоз имеет право провести освидетельствование без его участия. Составленный при этом акт освидетельствования высылается лесопользователю и является для него обязательным.

Приведенными нормами права определен порядок извещения лесопользователя о дне проведения освидетельствования мест рубок, установлено обязательное наличие доказательств такого извещения, а также предусмотрено, что освидетельствование безучастия лесозаготовителя может быть проведено при условии его надлежащего извещения.

Кроме того в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» лицо, осуществляющее осмотр лесосек, обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек (п. 4 Порядка).

Из акта осмотра, обследования лесного участка от 12.10.2018 № 10 следует, что представитель ответчикаучастия в осмотре не принимал, о времени и месте составления акта Министерство ответчика не извещали. Акт о лесонарушении от 09.11.2018 № 7 был составлен в офисе ГУ «Усинское лесничество», что исключает совместный осмотр Министерства и Общества нарушений лесного законодательства на спорном участке.

На основании изложенного, поскольку обследования лесного участка от 12.10.2018 № 10 составлен в одностороннем порядке безучастияответчика и без его извещения о дате, времени и месте осмотра, данный акт не подтверждает факт совершения ответчиком вменяемого ему лесонарушения и причинения в результате этого вреда лесномуфонду.

С учетом указанного, оснований для возложения ответственности за допущенные лесонарушения на Общество у суда отсутствуют.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о недоказанности состава, необходимого для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Поскольку Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, расходы за рассмотрение данного искового заявления в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ не распределяются.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                   Е.А. Бебякина