АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
28 марта 2018 года Дело № А29-1759/2017
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2018 года, полный текст решения изготовлен 28 марта 2018 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья «Сурикова-33» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Республике Коми в лице Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Междугородние перевозки» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании долга и неустойки,
при участии:
от Министерства:ФИО1 по доверенности № 2Д от 09.01.2017,
установил:
Товарищество собственников жилья «Сурикова-33» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Республики Коми в лице Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений за счет средств республиканского бюджета 116 476 руб. 26 коп. задолженности за период с июля 2014 года по январь 2017 года по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в отношении жилого помещения (квартиры № 86) общей площадью 52,3 кв. м., 27 725 руб. 65 коп. пени, начисленной за период с 01.09.2014 по 07.02.2017, а также пени, начисленной с 08.02.2017 по день фактической оплаты долга.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2017 по делу № А29-1759/2017 исковое заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением от 17.04.2017 суд принял решение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением арбитражного суда от 29.06.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Междугородние перевозки».
В связи с отставкой судьи Князевой А.А. в соответствии с частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи, заявление передано на рассмотрение судье Огородниковой Н.С.
Истец неоднократно уточнял заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части пени.
Заявлением от 07.03.2018 товарищество окончательно уточнило исковые требования и просит взыскать с Республики Коми в лице Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений за счет средств республиканского бюджета 116 476 руб. 26 коп. задолженности по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества за период с июля 2014 года по январь 2017 года, 49 048 руб. 94 коп. пени, начисленной за период с 01.09.2014 по 19.03.2018, а также пени, начисленной с 20.03.2018 по день фактической оплаты долга. Истец настаивает на взыскании задолженности с первоначального ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав ответчика, в связи с чем судом принимается.
Истец ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений исковые требования не признает, поскольку считает, что обязанность по уплате оказанных истцом услуг с 31.08.2015 должна возлагаться на арендатора жилого помещения, позиция подробно изложена в отзыве на иск и дополнениях к нему.
ООО «Междугородние перевозки» отзыв по существу заявленных требований не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ООО «Междугородние перевозки».
В судебном заседании, назначенном на 19.03.2018 на 10 час. 30 мин. объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 21.03.2018. Информация о перерыве размещалась на информационном стенде в помещении суда и на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в Картотеке арбитражных дел. После окончания перерыва судебное заседание возобновлено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил следующее.
Жилое помещение - квартира № 86 общей площадью 52,3 кв.м, расположенное по адресу: Кировская область, г. Киров, Ленинский район, ул. Сурикова, д. 33 находится в собственности субъекта Российской Федерации – Республики Коми.
Истец в период с июля 2014 года по январь 2017 года осуществлял обслуживание и содержание спорного многоквартирного дома и понес соответствующие затраты, в том числе в части жилого помещения общей площадью 52,3 кв.м., а также расходы на оплату коммунальных услуг.
Для оплаты жилищно-коммунальных услуг общего имущества ТСЖ «Сурикова-33» выставляло собственнику помещений счета (платежные документы) (т. 1, л.д. 20 – 35).
Ответчик оплату указанных счетов в полном объеме не произвел. По расчету истца сумма задолженности ответчика за указанный период составила 116 476 руб. 26 коп.
Претензия № б/н от 28.11.2016 оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Судом установлено, что в адресованной ответчику претензии от 28.11.2016 к уплате предъявлена сумма задолженности за июль 2014 года – октябрь 2016 года, тогда как иск содержит требование о взыскании долга по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по январь 2017 года включительно. Вместе с тем, учитывая длительность судебного разбирательства и отсутствие возражений со стороны ответчика в указанной части, оснований для оставления без рассмотрения требований о взыскании задолженности за ноябрь 2016 года - январь 2017 года не имеется.
Суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 статей 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из буквального толкования названных правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования.
Основанием предъявления исковых требований явилась неоплата Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг (отопление, водоснабжение), в котором имеется принадлежащее Республике Коми жилое помещение общей площадью 52,3 кв.м.
В соответствии с части 10 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 162 названного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
В силу требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Факт оказания коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается. Примененные истцом тарифы и нормативы на коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2014 – 2017 годы и расчеты истца судом проверены.
Ответчиком доказательства оплаты в полном объеме перечисленных услуг не представлены.
Факт управления ТСЖ «Сурикова-33» многоквартирным домом по адресу: <...> подтвержден документально.
В отсутствие доказательств того, что качество и (или) объем предъявленных истцом к оплате услуг не соответствует установленным нормативам и требованиям, отказ от оплаты услуг является неправомерным.
Вместе с тем, суд не может согласиться с утверждением истца о доказанности факта проживания в спорном помещении двух человек в период с июля по декабрь 2014 года, а также с февраля 2016 года по январь 2017 года и правомерности начисления в данные периоды платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению исходя из количества проживающих лиц.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которые, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении.
Согласно пункту 36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
На основании абзаца второго пункта 42 Правил (в редакции, действовавшей до 27.02.2015) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 в указанную норму внесены изменения, пункт 42 Правил дополнен положением, согласно которому в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Согласно формуле 4 приложения № 2 к Правилам в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю, определяется следующим образом:
Pi = ni x Nj x Tкр , где:
ni – количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj – норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Ткр – тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из указанной формулы следует, что размер коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению зависит, в том числе от количества граждан, проживающих в жилом помещении.
Поскольку рассматриваемое жилое помещение индивидуальными приборами учета не оборудовано (что сторонами не оспаривается), расчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилом помещении производится, в том числе, исходя из количества зарегистрированных граждан в данном жилом помещении.
Согласно пояснениям ответчика, в период с июля 2014 года по 30.08.2015 спорное жилое помещение в пользование третьих лиц не передавалось и было свободно от проживания и регистрации.
В свою очередь, ТСЖ «Сурикова-33» в качестве доказательства проживания в жилом помещении в период июля 2014 года по 30.08.2015 зарегистрированных граждан в материалы дела представлены выписка из протокола заседания членов правления от 30.01.2010, акты использования квартиры № 86 по адресу: <...>.
Указанные доказательства не могут быть приняты судом в качестве надлежащих в силу следующего.
Подпунктом «е (1)» пункта 32 Правил установлено, что исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) имеет право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Согласно пункту 56 Правил в редакции, действовавшей на момент составления актов, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В силу пункта 561 Правил в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем. В случае отказа потребителя от подписания акта исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем (с 01.01.2017 – членом) совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
С 01.01.2017 абзац второй пункта 561 Правил изложен в новой редакции, в соответствии с которой в акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Иной порядок установления количества временно проживающих граждан в целях начисления потребителю платы за соответствующий вид коммунальной услуги в рассматриваемом периоде действующим законодательством предусмотрен не был.
Судом установлено, что представленные в материалы дела акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (использования квартиры № 86 по адресу: <...>) составлены товариществом при отсутствии собственника спорной квартиры (постоянно проживающих потребителей), данные о собственнике (потребителе) в них отсутствуют. Сведения о вручении названных актов собственнику квартиры, равно как и о направлении в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а также о составлении протокола об административном правонарушении уполномоченными органами в материалы дела не представлены. Сведения о поступлении в ТСЖ «Сурикова-33» заявления от собственника спорной квартиры или постоянно проживающих в квартире № 86 потребителей о регистрации в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, у суда также отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности факта проживания, в том числе временного, лиц в квартире № 86, расположенной по адресу: <...>, в рассматриваемый период, и, следовательно, отсутствии оснований для начисления платы за горячее и холодное водоснабжение.
Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.04.2017 № 304-КГ17-4070 по делу № А70-3749/2016.
Возражая против заявленных требований, ответчик также указывает на неправомерность предъявления требований об оплате задолженности за период с момента заключения между Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений и ООО «Междугородние перевозки» договора аренды жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми коммерческого пользования № 3301 от 31.08.2015 (т.1 л.д.70-73).
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.6 названного договора жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Коми коммерческого использования, расположенное по адресу: Кировская область, г. Киров, Ленинский район, ул. Сурикова, д. 33, кв. 86 на первом этаже, общей площадью 52,3 кв.м., в том числе жилой площадью 28,6 кв.м., представляющее собой отдельную квартиру (согласно техническому паспорту Кировского областного унитарного предприятия «БТИ» № 2769/01 от 23.05.2008), передается для проживания граждан.
Срок аренды жилого помещения устанавливается на 5 лет с 31.08.2015 по 30.08.2020.
В пунктах 2.4.8, 2.4.9 договора стороны установили, что арендатор обязан своевременно (ежемесячно) перечислять плату за аренду жилого помещения, а также плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, заключив для этого соответствующие договоры. Несвоевременное перечисление платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги влечет за собой взимание пеней в порядке и в размере, которые установлены частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Договор сохраняет свое действие при временном отсутствии в нем проживающих граждан. При этом арендатор обязан вносить арендную плату за жилое помещение, плату за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, если иное не установлено нормами законодательства Российской Федерации.
В силу раздела 3 договора арендатор самостоятельно вносит плату за содержание и ремонт, а также за коммунальные услуги управляющим и (или) обслуживающим организациям, заключив соответствующие договоры. Размер платы за содержащие и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, а также сроки и порядок ее перечисления управляющим и обслуживающим организациям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность арендатора по внесению платы за аренду жилого помещения, его содержание и ремонт, а также за коммунальные услуги возникает со дня заключения настоящего договора.
Факт передачи спорного жилого помещения арендатору подтверждается актом приема – передачи от 31.08.2015.
Государственная регистрация договора аренды жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми коммерческого пользования № 3301 от 31.08.2015 произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 17.11.2015 за № 43-43/001-43/001/244/2015-1841/1.
Отношения по поводу пользования жилыми помещениями государственного жилищного фонда, содержания жилых помещений, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством, что следует из пунктов 1, 6 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Государственный жилищный фонд субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования. Жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части (пункт 4 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право собственника жилого помещения предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение юридическому лицу на основании договора аренды.
Помещения государственного жилищного фонда могут относиться к жилым помещениям фонда коммерческого использования.
Согласно статье 671 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление собственником жилого помещения за плату во владение и пользование на основе договора аренды производится только юридическим лицам для проживания граждан.
При этом, положениями части 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несение арендатором расходов на содержание имущества (оплата коммунальных услуг), предоставленного ему в пользование, если иное не установлено законом или договорами.
Судом установлено, что в соответствии с условиями договора аренды именно на арендатора возложена обязанность производить оплату коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что договор аренды заключен между сторонами 31.08.2015, взыскание задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начиная с указанной даты, надлежит производить с арендатора – ООО «Междугородние перевозки». Вместе с тем, заявив ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «Междугородние перевозки», требования к указанному лицу ТСЖ «Сурикова-33» не сформулировало.
Суд не вправе выйти за пределы исковых требований и возложить обязанность по уплате задолженности на лицо, требования к которому истцом не предъявляются, поэтому оценка правомерности требований истца в отношении ООО «Междугородние перевозки» за период с 31.08.2015 по 31.01.2017, когда имущество перешло в пользование соответчика, судом не производилась.
Таким образом, сумма задолженности по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, подлежащая взысканию с Республики Коми в лице Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, составит 41 944 руб. 35 коп. Требования ТСЖ «Сурикова-33» в данном размере судом удовлетворяются.
Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений является главным бюджетным распорядителем средств республиканского бюджета, выделяемых на содержание государственного имущества Республики Коми, и в соответствии с постановлениями Правительства Республики Коми от 28.06.2017 № 341 и от 28.09.2012 № 410 выступает в суде в качестве ответчика по обязательствам Республики Коми.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома истец просит также взыскать с ответчика 49 048 руб. 94 коп. пени, начисленных по состоянию на 19.03.2018.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В силу пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Доказательства установления иного, отличного от установленного статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, судом установлено, что расчет неустойки произведен истцом без учета положений пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в части размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день рассмотрения дела арбитражным судом (21.03.2018) и равной 7,5 %.
Кроме того, судом также установлено, что согласно приложенной к заявлению об уточнении требований от 07.03.2018 расшифровке заявленных требований (таблице), несмотря на указание в качестве даты, по состоянию на которую необходимо произвести начисление неустойки в размере 49 048 руб. 94 коп., 19.03.2018, расчет пени за несвоевременную оплату услуг, оказанных в сентябре, декабре 2014 года, марте, июне 2015 года, произведен ТСЖ «Сурикова-33» по состоянию на 21.12.2017.
По расчету суда сумма пеней, начисленных за несвоевременную оплату услуг, оказанных в период с 01.07.2014 по 30.08.2015, по состоянию на 19.03.2018 составляет 22 818 руб. 94 коп.
Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к периоду с 31.08.2015, следуют судьбе указанных обязательств.
С учетом пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Ответчик доказательства наличия таких обстоятельств не представил.
Доказательства уплаты начисленных пеней в материалах дела отсутствуют.
Поскольку Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений осуществляло пользование денежными средствами, подлежащими выплате истцу, требования ТСЖ «Сурикова-33» о взыскании пени подлежат удовлетворению в указанном размере.
Как разъяснено в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
С учетом того, что на момент вынесения решения денежное обязательство (присужденная часть) ответчиком не исполнено, суд считает правомерным предъявление требований о взыскании пени по день фактической оплаты задолженности.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Принять заявление товарищества собственников жилья «Сурикова-33» об уточнении исковых требований.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать c Республики Коми в лице Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений за счет средств республиканского бюджета в пользу товарищества собственников жилья «Сурикова-33» 41 944 руб. 99 коп. задолженности, пени по состоянию на 19.03.2018 в размере 22 818 руб. 94 коп., пени, начисленные с 20.03.2018 по день фактического погашения задолженности, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1694 руб.
В остальной части отказать.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Н.С. Огородникова