ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1817/08 от 30.05.2008 АС Республики Коми

Арбитражный суд Республики Коми

  167982, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49 «а»

тел (факс) 44-16-90, http://komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

  г. Сыктывкар Дело № А29-1817/2008

"30 " мая 2008 года (дата оглашения резолютивной части решения)

"03" июня 2008 года (дата изготовления решения в полном объёме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Шипиловой Э.В., судей Князевой А.А., Кирьянова Д.А., _______________________

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Истоминой М.В.
 рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению __________________________

Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис»

При участии Прокуратуры Республики Коми

к Совету Муниципального образования городского округа « Усинск»

о признании недействующим решения № 35 «О применении тарифов по расчетам за услуги ООО «Водоканал-Сервис», принятого 09.06.2007 года Советом муниципального образования городского округа «Усинск»

при участии:

от Прокурора: Сехлян Н.А.;

от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействующим решения № 35 «О применении тарифов по расчетам за услуги ООО «Водоканал-Сервис», принятого Советом муниципального образования городского округа «Усинск» 09.06.2007 года.

По мнению заявителя, оспариваемый акт не соответствуют статьям 3,5,7,9 Федерального закона РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса», статьям 7,17,19,37,43 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, создает препятствия для осуществления Обществом предпринимательской деятельности.

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Коми.

Совет муниципального образования городского округа «Усинск» заявленные требования не признал, доводы и возражения изложены в отзыве по делу.

Заявитель и Совет муниципального образования городского округа «Усинск», надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направили.

В соответствии с ч. 2 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя прокуратуры Республики Коми, в судебном заседании установлено следующее.

02.03.2007 года Общество зарегистрировано в Инспекции ФНС по г. Усинску Республики Коми, свидетельство о государственной регистрации юридического лица Серии 11 № 001674187.

Основными видами деятельности Общества согласно пункту 2.4 Устава являются, в том числе, забор, очистка и распределение воды, сбор и очистка сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.

19 декабря 2006 года Решением двадцатой сессии второго созыва № 290 «Об утверждении тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению» утверждены и введены в действие тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые ОАО «Водоканал» города Усинска, а именно, тариф (с НДС) за 1 куб.м., руб. для потребителей в жилищном секторе: водоснабжение -15,72, водоотведение -18,59; тариф для прочих потребителей: водоснабжение - 13,32 (для отпуска воды технической 4,20), водоотведение -15,76.

Указанные тарифы действовали до 31.12.2007 года.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Усинск» № 35 от 09 июня 2007 года «О применении тарифов по расчетам за услуги ООО «Водоканал-Сервис», принятого советом городского округа на третьей сессии (п. 1) предусмотрено, что до утверждения в установленном порядке тарифов на услуги для вновь созданного предприятия - ООО «Водоканал – Сервис», оплата услуг ресурсоснабжающей организации производится всеми потребителями по утвержденным тарифам на аналогичные услуги ОАО «Водоканал», с последующим перерасчетом после утверждения тарифов на услуги ООО «Водоканал-Сервис». Решение вступило в силу в установленном порядке и распространялось на правоотношения, возникшие между указанными в указанном решении лицами.

Данное решение опубликовано в газете «Усинская новь» 16.06.2007г. № 225-230 (6151-6156).

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

По мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку принят с нарушением полномочий органа, издавшего оспариваемый нормативный акт, не соответствует ст. ст. 15,76 Конституции Российской Федерации, ст. ст.7,17,19,37,43 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3,5,7,9 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса», решение принято без учета экономически обоснованных затрат Общества на оказание услуг для потребителей коммунального ресурса, что лишает Общество права на получение прибыли и превращает деятельность Общества в убыточную, кроме того, создает препятствия для реализации Обществом услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям по экономически обоснованным ценам (тарифам), установленным для Общества уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заявитель считает, что Совет муниципального образования городского округа «Усинск» не наделен полномочиями на утверждение и введение в действие тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведениию.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ч. 5,6 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (часть 6).

Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 ст.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ (далее Закон №210-ФЗ), регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а именно, тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно п.1 ст.5 Закона №210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
  Пунктом 2 ст.5 Закона №210-ФЗ определено, что органы местного самоуправления (органы регулирования муниципальных образований) осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, в том числе, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей (пункт 3 ст.5 Закона №210-ФЗ).

Из содержания указанной нормы следует, что утверждение тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению организаций коммунального комплекса в компетенцию представительного органа муниципального образования, которым в силу ст.27 Устава муниципального образования городского округа «Усинск» (далее МОГО «Усинск») является ответчик, не входит.

Исходя из статей 5 и 11 Закона № 210-ФЗ следует, что представительный орган муниципального образования не может являться органом регулирования муниципального образования.

Хотя специального органа регулирования в МОГО «Усинск» не образовано, к исключительной компетенции Совета разрешение спорного вопроса Уставом МОГО «Усинск» не отнесено.

В силу ст.17 п.4.1 и ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» спорный вопрос не является вопросом местного значения, а относится к отдельным государственным полномочиям, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно пункту 6 ст. 19 названного Закона федеральный закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать, в том числе, перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, что и предусмотрено Законом №210-ФЗ.
  В соответствии с пунктами 3 и 6 ст.43 Закона «Об общих принципах местного самоуправления…» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется полномочиями, определенные уставом муниципального образования, по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ст.37 Закона «Об общих принципах…).

Администрация муниципального образования городского округа "Усинск" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городского округа "Усинск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городского округа "Усинск" федеральными законами и законами Республики Коми. Администрацией муниципального образования городского округа "Усинск" руководит глава муниципального образования городского округа "Усинск" на принципах единоначалия (ст.42 Устава МОГО «Усинск»).

К компетенции главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" относится, в том числе, организация и обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Коми (ст.45 Устава МОГО «Усинск»).

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что Законом №210-ФЗ разграничены полномочия по регулированию тарифов между представительным органом муниципального образования и органом регулирования муниципального образования, а решение спорного вопроса об утверждении тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению к полномочиям Совета законом не отнесено, суд считает, что заявленные требования Общества подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие в структуре органов муниципального образования самостоятельного органа регулирования, не означает наделение соответствующими полномочиями представительного органа муниципального образования.

Установление тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению, по мнению суда, является полномочиями Главы администрации МОГО «Усинск» и администрации МОГО «Усинск».

Доказательств того, что тарифы утверждены надлежащим органом и в предусмотренном законом порядке, суду не представлено.

Вопрос о применении тарифов по расчетам за услуги ООО «Водоканал-Сервис» был включен в повестку дня третьей сессии Совета муниципального образования городского округа «Усинск» третьего созыва в качестве самостоятельного (пункт 5 повестки), 09.06.2007 года решение принято.

Действующими нормативными актами полномочиями по утверждению тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению представительные органы муниципальных образований не наделены, однако оспариваемым решением Совета муниципального образования городского округа «Усинск» оплата услуг Обществу производится всеми потребителями по утвержденным тарифам на аналогичные услуги ОАО «Водоканал».

Согласно п. п. 17,18 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:  полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;  форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;  предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе, правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что решение Совета муниципального образования городского округа «Усинск» от 09 июня 2007 года № 35 «О применении тарифов по расчетам за услуги ООО «Водоканал-Сервис» по водоснабжению и водоотведению принято неуполномоченным органом и нарушает права и законные интересы Заявителя.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать решение Совета Муниципального образования городского округа «Усинск» № 35 от 9 июня 2007 года «О применении тарифов по расчетам за услуги ООО « Водоканал-Сервис» не соответствующим частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 17,19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 5,11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 210-ФЗ от 30.12.2004 года и недействующим.

Взыскать с Совета Муниципального образования городского округа «Усинск» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» судебные расходы в сумме 2 000 рублей.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Э.В. Шипилова

Судьи А.А. Князева

Д.А. Кирьянов