ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-18250/18 от 06.06.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

                     РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

14 июня 2019 года                                                          Дело № А29-18250/2018

Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе:

судьи  Галаевой Т.И.,  _______________________________________________

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Е.Н., ____________________________________________________

рассмотрев в судебном заседании заявление (исковое) индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>,  ОГРН: <***>)  __________________________________________________

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Коми (ИНН: 1121005502, ОГРН: 1041101084617)

о б отмене решений от 07 августа 2018 года № 1647А и от 20 августа 2018 года № 1912А,  _______________________________________________________

от заявителя: не явились,  ____________________________________________

от ответчика: ФИО2 (по доверенности от 04 июня 2018 года), _______

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (исковым) об отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Коми от 07 августа 2018 года № 1647А и от 20 августа 2018 года № 1912А и о понуждении ответчика совершить государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления и документов, предоставленных заявителем 13 августа 2018 года.

Ответчиком, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Коми (далее – Межрайонная ИФНС № 5, регистрирующий орган, налоговый орган), 10 апреля 2019 года представлен отзыв на исковое заявление от 02 апреля 2019 года № 10-08/05249, в котором Межрайонная ИФНС № 5 возражает против требований об отмене решений от 07 августа 2018 года № 1647А и от 20 августа 2018 года № 1912А, считает принятое решение № 1912А правомерным (см. листы дела 44-48).

Межрайонная ИФНС № 5 представила Дополнительные возражения на исковое заявление (см. письмо от 07 мая 2019 года № 10-08/07297), согласно которым налоговый орган утверждает, что по результатам рассмотрения поступивших 13 августа 2018 года от предпринимателя ФИО1 документов регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с пунктами «а» и «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) (см. листы дела 83-85).

В судебном заседании объявлялся перерыв с 30 мая 2019 года по 06 июня 2019 года.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сокращенно - АПК РФ), арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам, без участия заявителя, который считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

Заслушав представителя ответчика и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Гражданин ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС № 5 08 апреля 2013 года.

Согласно представленным предпринимателем ФИО1 сведениям с 28 сентября 2015 года он находится в местах лишения свободы с окончанием отбывания наказания  в виде лишения свободы - 27 сентября 2022 года.

31 июля 2018 года от предпринимателя ФИО1 поступили в налоговый орган документы, в том числе: заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения по форме № Р26001, сопроводительное письмо Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 29» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республики Коми (далее - ФКУ ИК-29 УФСИН по РК), конверт (см. листы дела 52-55).

По результатам рассмотрения представленных документов 07 августа 2018 года регистрирующий орган на основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ вынес решение № 1647А об отказе в государственной регистрации ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов (см. листы дела 56-58).

Вместе с тем, 13 августа 2018 года от предпринимателя в налоговый орган поступили документы: заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения по форме № Р26001; документ об оплате государственной пошлины; заявления предпринимателя ФИО1 от 20 июля 2018 года и от 25 июля 2018 года, адресованные Инспекции Федеральной налоговой службе по г. Сыктывкару (далее – ИФНС по г. Сыктывкару), письмо ИФНС по г. Сыктывкару от 10 августа 2018 года № 07-10/17004, конверт (см. листы дела 59-65).

Рассмотрев указанные документы, регистрирующим органом 20 августа 2018 года на основании подпунктов «а» и «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ вновь вынесено решение № 1912А об отказе в государственной регистрации ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов (см. листы дела 66-68).

Предприниматель ФИО1, не согласившись с вынесенными налоговым органом решениями, обжаловал их в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее – Управление ФНС по РК).

Решением Управления ФНС по РК от 20 сентября 2018 года № 16-Р жалоба предпринимателя ФИО1 на решения Межрайонной ИФНС № 5 от 07 августа 2018 года № 1646А и от 20 августа 2018 года № 1911А об отказе в государственной регистрации оставлены без удовлетворения (см. листы дела 49-51).

Не согласившись с решениями налогового органа, предприниматель обжаловал  их в судебном порядке, указав, что обжалуемые решения являются незаконными и нарушают его права и законные интересы.

Исследовав материалы данного дела и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, арбитражный суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает нижеследующее. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из буквального толкования приведённой нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, а действий незаконными является наличие 2 (двух) оснований (одновременно): а) несоответствие ненормативного акта, действий (бездействия) закону и другим правовым актам и б) нарушение ненормативным актом гражданских прав субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности.

При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются полномочным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) уполномочена как на утверждение форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и на установление требований к оформлению иных документов, представляемых в регистрирующий орган.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года  № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).

Приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма Заявления № Р26001 и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов).

Согласно пунктам 1.1. и 1.8. Требований к оформлению документов форма заявления, уведомления или сообщения (далее - заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

Печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по определенному образцу.

При заполнении показателя «контактный телефон» номер телефона указывается без пробелов и прочерков. Номер стационарного телефона указывается с междугородным телефонным кодом. Каждая скобка и знак «+» указывается в отдельном знакоместе.

В силу пункта 1.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ определен перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации. Одним из таких оснований является непредставление заявителем определенных законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Как следует, из материалов дела, поступившие от предпринимателя ФИО1 в регистрирующий орган 31 июля 2018 года и 13 августа 2018 года заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001, не соответствуют требованиям, предусмотренным к их оформлению, а именно:

- подпись заявителя в нарушение пункта 1.2 статьи 9 Федерального Закона № 129-ФЗ заверена исполняющим обязанности начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 29 УФСИН России по Республике Коми;

- в заявлении присутствуют незаглавные буквы и  контактный телефон указан без скобок, что является нарушениями пунктов 1.1. и 1.8. Требований к оформлению документов.

Кроме того, в качестве основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности заявления явилось, в том числе, не представление документа об оплате государственной пошлины за подачу заявления.

В силу статьи 3 Федерального закона №  129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (сокращенно – НК РФ) государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправлениям иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 333.17 НК РФ установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлена в сумме 160 рублей.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе за совершение регистрационных действий.

В соответствии с пунктом 47 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 169н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекцию предоставляется документ об оплате государственной пошлины.

к

Как следует из представленных материалов, к заявлению от 13 августа 2018 года предприниматель ФИО1 приложил чек-ордер Филиала № 89 Коми отделения ПАО «Сбербанк России» от 17 июля 2018 года об уплате 160 руб. 00 коп. государственной пошлины, который ранее представлялся вместе с заявлением от 31 июля 2018 года.

Регистрирующий орган отнес приложенный документ об уплате государственной пошлины (чек-ордер от 17 июля 2018 года на сумму 160 руб. 00 коп.) к заявлению от 31 июля 2018 года, по результатам рассмотрения которого было принято решение от 07 августа 2018 года № 1647 об отказе ФИО1 в регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Уплата государственной пошлины, являющейся федеральным сбором, направлена на совершение уполномоченным органом в отношении ее плательщика юридически значимых действий. При этом, действия уполномоченного органа могут привести как к положительному, так и к отрицательному для плательщика государственной пошлины результату. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают зависимости между уплатой плательщиком сбора и получением им положительного результата.

В случае, если документ об уплате государственной пошлины не представлен заявителем, указанный документ предоставляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, путем размещения этого документа (содержащихся в нем сведений) в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Как указывает налоговый орган, им приняты меры, направленные на выявление в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведений об уплате предпринимателем ФИО1 суммы государственной пошлины, и, установив факт уплаты государственной пошлины по чеку-ордеру Филиала № 89 Коми отделения ПАО «Сбербанк России» от 17 июля 2018 года на сумму 160 руб. 00коп., платеж обоснованно отнесен Межрайонной ИФНС № 5 к комплекту документов, представленных ранее к заявлению от 31 июля 2018 года.

Заявление ФИО1 от 31 июля 2018 года рассмотрено уполномоченным органом и по его результатам вынесено решение по существу (об отказе в государственной регистрации), следовательно, юридически значимое действие считается совершенным. В связи с чем, государственная пошлина по чеку-ордеру Филиала № 89 Коми отделения ПАО «Сбербанк России» от 17 июля 2018 года в сумме 160 руб. 00коп. перечисленная за совершение юридически значимого действия по заявлению от 31 июля 2018 года, не может быть отнесена либо направлена на оплату заявления от 13 августа 2018 года.

Поскольку в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ документ об оплате государственной пошлины является необходимым документом для государственной регистрации, следовательно, у регистрирующего органа, имелись предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления от 13 августа 2018 года.

Как следует из подпункта «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.

Основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании оспариваемых решений явилось также отсутствие нотариального засвидетельствования подписи лица, подавшего заявление.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от. 11 февраля 1993 года № 4462-1 нотариальные действия в Российской Федерации совершают: нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или; занимающиеся частной практикой.

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципальное района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Подлинность подписи заявителя на представленных в регистрирующий орган заявлениях от 31 июля 2018 года и 13 августа 2018 года была засвидетельствована исполняющим обязанности начальника ФКУ ИК № 29 УФСИН по РК.

Вместе с тем, Гражданским кодексом Российской Федерации установлен перечень действий, приравненных к нотариально удостоверенным, которые вправе совершать начальники мест лишения свободы. К ним относятся: удостоверение доверенностей (подпункт 3 пункта 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и удостоверение завещаний (подпункт 5 пункта 1 статьи 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, заверение подписи начальником ФКУ ИК № 29 УФСИН по РК на представленных в налоговый орган заявлениях о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не может приравниваться к нотариально удостоверенным, форма подачи заявлений ФИО1 не соблюдена.

Налоговым органом в материалы дела представлен ответ нотариуса ФИО3 Ухтинского нотариального округа Республики Коми Ассоциации «Нотариальная палата Республики Коми» о размере платы за оказание нотариусами Республики Коми услуг правового и технического характера. Согласно пояснениям налогового органа, нотариус ФИО3 регулярно осуществляет выезды, в том числе, в ФКУ ИК № 29 УФСИН по РК, для совершения необходимых нотариальных действий.

Кроме того, Законом о регистрации № 129-ФЗ не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение подписи уполномоченного лица при подаче заявление по форме Р26001, поскольку последнее не лишено права лично обратиться в регистрирующий орган при предъявлении документа, удостоверяющего личность (абз.3 пункта 1.2 статьи 9 Закона о регистрации № 129-ФЗ).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 211-О предусмотрено, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Нахождение в местах лишения свободы является обстоятельством исключительного (экстраординарного) характера, на наличие которого ФИО1 вправе ссылаться при наличии претензий со стороны налогового органа об уплате обязательных платежей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности при фактическом прекращении такой деятельности.

Надлежащие доказательства, свидетельствующие о предъявлении налоговым органом ФИО1 каких-либо имущественных претензий, связанных с фактом государственной регистрации последнего в качестве индивидуального предпринимателя, не представлены и в материалах дела отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что решения Межрайонной ИНФС № 5 от 07 августа 2018 года № 1647А и от 20 августа 2018 года № 1912А вынесены законно и обоснованно.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействительными указанных решений налогового органа подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд                             

                                        Р Е Ш И Л:

1. Заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без удовлетворения.

2. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия (или изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

СУДЬЯ                                                                                     Т.И. Галаева