ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-2002/20 от 02.06.2020 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

15 июня 2020 года     Дело № А29-2002/2020

Решение в виде резолютивной части вынесено 02 июня 2020 года, мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Паниотова С.С.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о признании незаконными решений,

без вызова сторон

установил:

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми (далее – СУ СК России по Республике Коми, Следственное управление ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее – Инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.11.2019  № 794 и 796, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.11.2019№ 5034.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 06.03.2020 заявление Следственного комитета принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; о возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Инспекция заявленные требования не признает, основания подробно изложены в отзыве.

Согласно части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принято путем подписания судьей резолютивной части решения 02.06.2020.

09.06.2020 февраля 2020 года Следственное управление обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения по делу. Заявление подано в установленный частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова сторон путем  исследования представленных в материалы дела в установленные сроки доказательств.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, СУ СК России по Республике Коми в налоговый орган были представлены расчеты по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, за 12 месяцев 2018 года и 1 квартал 2019 года, по результатам проведения камеральной проверки которых налоговым органом были вынесены решения от 25.11.2019 № 794 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 25.11.2019 № 5034 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 25.11.2019 № 796 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения соответственно.

Основанием для принятия указанных решений послужил вывод налогового органа о неправомерном неисчислении страховых взносов с сумм оплаты льготного проезда сотрудникам СУ СК России по Республике Коми и членам их семей в случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, произведенной от международного аэропорта вылета, в котором они проходят пограничный контроль, до места фактического пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Сумма не включенных в базу для исчисления страховых взносов выплат составила: в сентябре 2018 года – 55 986,49 руб., в октябре 2018 года - 9408,50 руб., в ноябре 2018 года - 331,01 руб., в январе 2019 года - 4088,67 руб.

Решениями УФНС России по РК от 31.12.2019 № 163-А, 164-А, 167-А решения Инспекции оставлены без изменения.

Не согласившись с решениями Инспекции, Следственное управление обратилось в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований СУ СК России по Республике Коми указывает, что оплата стоимости проезда сотрудников и членов их семей к месту отдыха и обратно не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку носит компенсационный характер, связанный с государственной функцией по обеспечению преимуществ для лиц, работающих и проживающих в условиях Севера.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В силу пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьей 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Статьей 33 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 422 НК РФ (в редакции, действовавшей до 03.08.2018) определено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступили в силу с 03.08.2018) внесены изменения в подпункт 7 пункта 1 статьи 422 НК РФ, согласно которым не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами; в случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Из приведенных норм законодательства следует, что в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска, а также и неработающими членами его семьи воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором они проходят пограничный контроль.

Оплата стоимости перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения (перелета) воздушным судном Государственной границы Российской Федерации и обратно подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке в силу прямого указания нормы.

В целях применения положений подпункта 7 пункта 1 статьи 422 НК РФ не имеет значения территориальная близость международного аэропорта, в котором работник и члены его семьи проходят пограничный контроль, к месту его жительства или его работы.

Таким образом, учитывая нормы главы 34 НК РФ «Страховые взносы» о том, что не подлежат обложению страховыми взносами только выплаты компенсационного характера, прямо поименованные в статье 422 НК РФ, в случаях и в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством, а также положения подпункта 7 пункта 1 статьи 422 НК РФ, указывающие на освобождение от обложения страховыми взносами выплат как на работника, так и на членов его семьи только до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, вывод налогового органа о занижении базы для исчисления страховых взносов в части выплат на работников и членов семьи работников от пункта пропуска до непосредственной Государственной границы Российской Федерации, является обоснованным.

Арифметически расчет доначисленных сумм Следственное управление не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могли бы быть основанием для отмены решения налогового органа, судом не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181, 201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару №№ 794, 796, 5034 от 25.11.2019 отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением об изготовлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/).

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                     С.С. Паниотов