АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
20 июля 2012 года Дело № А29-3126/2012
Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2012 года, полный текст решения изготовлен 20 июля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Брыляковой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Диалог» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
о признании недействительным решения от 01.03.2012г. № 03-01/1438
при участии:
от заявителя: не явился
от ответчика: ФИО1 (доверенность)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Диалог» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 01.03.2012г. № 03-01/1438 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, согласно которым Обществу назначено административное наказание на основании части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган представил отзыв на заявление, в котором изложил свою позицию (л.д.111-113 второй том).
Представитель Заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения в порядке, определённом статей 122-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, извещён, а так же публично в сети Интернет, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
В адрес Административного органа поступило заявление ФИО2 от 23.11.2011г. (вх. № 5971 от 25.11.2011г. л.д. 75-77 первый том), в котором просит провести проверку на предмет соответствия законодательству о рекламе следующего содержания: ИПОТЕКА ПО КОМИ:3,5% годовых присоЕДИНяйся!», размещённой на стационарной рекламной реконструкции в <...> в районе дома № 62.
Административным органом на основании приказа от 29.12.2011г. № 406 (л.д. 116-117 первый том) в составе руководителя инспекции ФИО3 и члена инспекции ФИО4 проведена внеплановая, документарная проверка соблюдения законодательства Российской федерации о рекламе Общества, по результатам которой 24.01.2012г. составлен акт проверки № 1 (л.д.13-15 второй том).
Сотрудниками Административного органа была обнаружена реклама по выше указному адресу, которая размещена на стационарной рекламной реконструкции и содержала информацию следующего характера: «ИПОТЕКА ПО КОМИ:3,5% годовых присоЕДИНяйся!».
Судом установлено, что Общество 26.10.2011г. заключило договоры №№ 28 и 29 с ООО «Коммуникационная группа «Пиаров», являясь рекламодателем (л.д. 49-54 первый том), на изготовление, размещение и обслуживание рекламно – информационных материалов, во исполнение которого Обществом в строгом соответствии с проектом рекламодателя изготовлена и размещена на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> информация следующего содержания: «Ипотека по Коми: 3,5% годовых ПрисоЕДИНяйся!».
23.05.2011г. Общество заключило договор № 40//11 на установку и эксплуатацию рекламных конструкции на недвижимом имуществе муниципального образования городского округа «Сыктывкар» с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», предметом договора установлено, что Комитет предоставляет Владельцу рекламной конструкции за плату место под установку и эксплуатацию рекламной собственности на которые не разграничено и правом распоряжения, которым обладают органы местного самоуправления согласно пункт 10 статья 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, Владелец рекламной конструкции осуществляет её установку и эксплуатацию в целях распространения наружной рекламы и информации в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством.
Определением от 27.01.2012г. Административный орган в отношении Общества было возбуждено дело №Р 02-01/12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (л.д. 16-19 первый том).
24.02.2012г. в отношении Общества Административным органом был составлен протокол об административном правонарушении, которым было установлено событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 89-90 второй том).
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы проверки, Административный орган 01.03.2012г. вынес в отношении Общества решение (л.д. 89-95 второй том).
01.03.2012г. Обществу выдано предписание «О прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (л.д. 96-97 второй том)
Решением Административного органа № 03-01/1438 от 01.03.2012г. по рекламному делу № Р 02-01/12 реклама следующего содержания: «ИПОТЕКА ПО КОМИ: 3,5% годовых присоЕДИНяйся!», размещённая на стационарной рекламной конструкции по вышеуказанному адресу, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив доказательства, представленные сторонами, заслушав доводы Административного органа, участвующего в деле, суд находит требования Общества неподлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Исходя из части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе определено, что ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как установлено пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на неё.
Оспаривая указанное решение, Общество указывает, что информация «ИПОТЕКА ПО КОМИ: 3,5% годовых присоЕДИНяйся!» не является рекламой финансовой услуги, а содержит политический характер рассматриваемой рекламы, а именно о том, что информация была размещена в период избирательной кампании в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и призвана формировать лояльное отношение населения Республики Коми к действующему Правительству, реализующему социально-значимые программы.
Общество указало, что рассматриваемая информация была размещена в целях информирования населения о реализации программы «европейского» ипотечного кредитования. Данное также подтверждает, что спорная информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к получению ипотечного кредита.
Однако Общество также поясняет, что содержащаяся в рекламе информация не могла быть направлена на формирование или поддержание интереса к финансовой услуге и её продвижению на рынке, поскольку ни рекламодатель, ни иная организация фактически подобную услугу не оказывает.
Указанная информация содержит все правовые признаки рекламы, установленные статьёй 3 Закона о рекламе:
- распространена при помощи стационарной рекламной конструкции;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - ипотеке по Коми, посредством использования словосочетания «ИПОТЕКА ПО КОМИ», указания на процент годовых - 3,5%, слогана «присоЕДИНяйся!».
Реклама направлена на привлечение внимания потенциальных заёмщиков к получению ипотечного кредита (финансовой услуге) на заявленных в рекламе условиях, поскольку значительную часть рекламного объявления занимает напечатанная крупным шрифтом информация «ИПОТЕКА ПО КОМИ: 3,5% годовых».
Определение политической рекламы приведено в Постановлении Центризбиркома Российской Федерации от 20.09.1995г. № 18/149-П «Об Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием».
Согласно вышеуказанному Постановлению Центризбиркома Российской Федерации политическая реклама - распространение сведений (объявления, призывы, видеоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приёмов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.
Из содержания рассматриваемой рекламы не усматривается, что её целью является формирование общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.
Даная реклама не содержит информации о политических партиях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты. Из содержания рекламы усматривается, что размещённый в ней призыв «присоЕДИНяйся!» направлен не на присоединение к какой-либо политической партии, избирательному блоку, а именно на присоединение к ипотеке по Коми.
Размещенная рекламная информация была ориентирована на неопределенный круг лиц и направлена на мотивацию выбора на процентную ставку 3,5%годовых.
Таким образом, Административным органом было обоснованно установлено, что указанная реклама не соответствовала требованиям пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе данная информация была признана Административным органом ненадлежащей рекламой.
Общество письмом от 20.03.2012 (вх. № 246ф от 20.03.2012г. и вх. № 1384 от 23.03.2012г.) представило доказательства исполнения предписания № 03-01/1438 от 01.03.2012г., приложив фотокопию рекламной конструкции, на которой рассматриваемая реклама не распространяется (л.д. 107-108 второй том).
Общество заявило о нарушении Административным органом действующего законодательства при проведении проверки в отношении его.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 33 Закона о рекламе Административный орган вправе организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе органами государственной власти, органами местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели).
В силу части 1 статьи 35.1 Закона о рекламе к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о проверках) с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3-6 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 35.1 Закона о рекламе основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований.
В силу части 2 статьи 11 Закона о проверках документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора).
Общество ссылается на требования части 3 статьи 10 Закона о проверках, согласно которой обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Поступившее в Административный орган заявление ФИО2 от 23.11.2011г. (вх. № 5971 от 25.11.2011г. л.д. 75-77 первый том), послужившее основанием для проведения внеплановой проверки, содержит фамилию, имя, отчество заявителя, его почтовый адрес и соответствует требованиям статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и подлежит рассмотрению в установленном порядке.
Факт неявки заявителя на заседание Административного органа по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, само по себе не является препятствием для рассмотрения дела и не свидетельствует об анонимности заявления.
Общество указывает на нарушение Административным органом при проведении проверки требований пункта 3 статьи 15 и части 11 статьи 11 Закона о проверках, в связи с истребованием у Общества документов, не являющихся объектом проверки и не относящихся к предмету проверки.
Истребованные Административным органом в ходе проверки все копии документов и письменные информации, относятся к предмету проверки в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе в связи с распространением рассматриваемой рекламы).
С учётом вышеизложенного, внеплановая документарная проверка в отношении Общества проведена на законных основаниях, реклама, распространяемая Обществом, правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей.
Существенных нарушений процедуры и порядка принятия оспариваемого решения № 03-01/1438 от 01.03.2012 УФАС допущено не было.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления о признании недействительным решения от 01.03.2012 №03-01/1438 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Обществу с ограниченной ответственностью «Агентство «Диалог» отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Н.Ш. Махмутов