АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
07 июля 2014 года Дело № А29-3556/2014
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Государственному учреждению Республики Коми «Корткеросское лесничество» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании платы за использование радиочастотного спектра,
установил:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Государственному учреждению Республики Коми «Корткеросское лесничество» (далее – ГУ «Корткеросское лесничество, ответчик) о взыскании 3 150 руб. платы в за использование радиочастотного спектра в период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.2014 заявление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
О возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В срок, установленный в определении суда от 08.05.2014, ответчиком представлен отзыв по существу заявленных требований, в котором выразил несогласие с исковыми требованиями. Подробно доводы изложены в отзыве на иск (л.д. 42).
Истцом в материалы дела представлены возражения на отзыв ответчика (л.д. 48-51).
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова сторон путем исследования представленных в материалы дела в установленные сроки доказательств.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ГУ «Корткеросское лесничество» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрация Корткеросского района 06.04.1992. Учреждение статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.04.2014 (л.д. 36-38).
Как следует из материалов дела, 06.04.2006 ГУ «Корткеросское лесничество» (правопреемник Федерального государственного учреждения «Корткеросский лесхоз») выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 06-001325Д (срок действия – до 05.04.2016) (л.д. 10-15).
В соответствии с приказом № 1440 от 27.12.2012 года Роскомнадзора ежегодная плата за использование радиочастотного спектра по данному разрешению с 01.01.2012 составила 3 150 руб.
Приказом Роскомнадзора от 05.12.2012 № 1269 действие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 06.04.2006 № 06-001325Д прекращено в связи с невыполнением пользователем радиочастотным спектром условий, указанных в решении о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала в части регистрации РЭС в установленные сроки.
По данным истца, за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 у ответчика образовалась задолженность по ежегодной плате за использование радиочастотного спектра в размере 3 150 руб.
Уведомление Роскомнадзора от 09.04.2014 № 11-2-0/343 о необходимости погашения имеющейся задолженности (л.д. 21-22) оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) использование радиочастотного спектра - это обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона № 126-ФЗ использование в Российской Федерации радиочастотного спектра является платным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона № 126-ФЗ для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирование мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.
Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.
С 01.01.2012 вступили в действие Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 171 (далее - Правила).
В силу пункта 1 Правил установлен порядок определения размера разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, и взимания ее с лиц, осуществляющих использование радиочастотного спектра на основании выданных в установленном порядке разрешений на использование радиочастот и радиочастотных каналов.
В соответствии с пунктом 3 Правил размеры разовой платы и ежегодной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала (далее - решение) применительно к каждому выдаваемому разрешению и в соответствии с методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, которая утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации России от 30.06.2011 № 164 утверждена Методика расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра.
Согласно пунктам 5, 6 Правил (в редакции, действующей в спорный период) разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения.
Ежегодная плата подлежит перечислению в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями в срок не позднее 5-го числа 1-го месяца оплачиваемого квартала.
По данным Роскомнадзора, сумма ежегодной платы, подлежащая к уплате за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 пользователем в бюджет не внесена.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля (пункт 5.1.1.2.6. Положения); организует деятельность радиочастотной службы (пункт 5.3.2. Положения); осуществляет полномочия главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 5.8. Положения).
Статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 1 статьи 24 Закона № 126-ФЗ предусмотрено, что право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра возникает исключительно на основании разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой. Следовательно, такое право всегда возникает только на основании административного акта, выданного уполномоченным государственным органом, что соответствует принципу установления разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру.
Факт наличия действующего разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного тому или иному лицу, означает закрепление за последним конкретного радиочастотного ресурса (радиочастоты) и не позволяет федеральному органу исполнительной власти в области связи присваивать ее другому пользователю в одном районе установки радиоэлектронного средства без письменного согласия пользователя.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
ГУ «Корткеросское лесничество» в отзыве на иск указало, что услугами радиочастотного центра не пользовалось с 2012 года; в ноябре 2011 на территории Корткеросского лесничества открыто отделение Лесопожарного центра, которому переданы функции по организации, предупреждению и тушению лесных пожаров, в том числе содержание диспетчерской службы (радиста), использующей радиосвязь с использованием радиочастотных каналов, в связи с чем у лесничества отпала необходимость в использовании радиочастот; радиостанция «Полет» находилась в нерабочем состоянии и в ноябре 2012 года получено разрешение на списание радиостанции; радиочастотный центр не выставлял счета на оплату услуг и сторонами не подписывались акты о выполнении работ (оказании услуг) и требования об уплате не предъявлялись, а разрешение на использование радиочастотного канала не дает права лесничеству на оплату и расходование бюджетных средств.
Пунктом 11 статьи 24 Федерального закона № 126-ФЗ « О связи» определен перечень условий в соответствии, с которым разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения не продлевается. Одним из условий является подача заявления пользователя радиочастотным спектром о прекращении действия разрешения на использование радиочастотного спектра.
ГУ «Корткеросское лесничество» доказательств прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра на основании заявления, в установленном законом порядке, не представлено.
В период с 01.01.2012 по 31.12.2012 года разрешение на использование радиочастотного спектра являлось действующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ - использование радиочастотного спектра - обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 126-ФЗ предусмотрено, что право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона № 126-ФЗ - использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с принципами, в том числе платность использования радиочастотного спектра.
Право использования радиочастотного спектра возникает исключительно на основании разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой. Следовательно, такое право всегда возникает только на основании административного акта, выданного уполномоченным государственным органом, что соответствует принципу установления разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру.
Кроме того, фактическое использование или неиспользование уже предоставленной ответчику радиочастоты или радиочастотного канала является его правом и не освобождает от обязанности внесения платы за использование радиочастотного спектра. Согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт наличия действующего разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного ответчику, означает закрепление за последним конкретного радиочастотного ресурса (радиочастоты) и не позволяет федеральному органу исполнительной власти в области связи присваивать ее другому пользователю в одном районе установки радиоэлектронного средства без письменного согласия ответчика. Согласно пункту 8 «Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 171, пользователь, которому разрешено использовать радиочастотный спектр с применением радиоэлектронных средств гражданского назначения, в срок, не превышающий 5 дней со дня внесения разовой платы или (и) ежегодной платы, представляет копии платежных документов о перечислении средств в федеральный бюджет в структурное подразделение радиочастотной службы, на территории деятельности которого пользователю разрешено использовать радиочастотный спектр. Следовательно, взимание ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра не зависит от фактического использования радиочастотного спектра пользователем.
Задолженность у ответчика возникла в силу наличия у него действующего разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, а сам ответчик, согласно статье 2 (пункт 15) Федерального закона № 126-ФЗ является пользователем радиочастотного спектра.
Доводы ответчика о непредставлении Радиочастотным центром расчета для оплаты радиочастотного спектра с указанием сумм и не предъявления требований об уплате опровергаются, представленными истцом копиями письма о внесении ежегодной платы от 27.09.2012 № 11-2-0-3/1293 и почтового уведомления, подтверждающего получение указанного письма (л.д. 52-54).
В отзыве ответчик сослался на то, что ответчик в адрес ГУ «Корткеросское лесничество» не выставлял счета на оплату услуг и сторонами не подписывались акты о выполнении работ (оказании услуг).
Основанием предъявления иска является не оказание услуг по договору, а использование ответчиком радиочастотного спектра, которое рассматривается как обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей (пункт 4 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ).
Таким образом, являясь пользователем радиочастотного спектра в период с 01.01.2012 по 31.12.2012, ГУ «Корткеросское лесничество» обязано вносить плату за его использование.
Расчет размера задолженности судом проверен и признан обоснованным.
ГУ «Корткеросское лесничество» доказательства оплаты стоимости пользования радиочастотным спектром в общей сумме 3 150 руб. не представило.
Заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
С учетом имущественного положения ответчика (являющегося государственным учреждением) суд считает возможным уменьшить размер взыскиваемой суммы государственной пошлины до 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Корткеросское лесничество» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в доход бюджета 3 150 рублей платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра в период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Коми «Корткеросское лесничество» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета расходы на уплату государственной пошлины в сумме 500 рублей.
Выдать исполнительные листы.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий десять дней со дня его принятия.
Судья Э.В. Шипилова