АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
14 июля 2011 года Дело № А29-3981/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года, полный текст решения изготовлен 14 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Открытому акционерному обществу «Абезь-Жилкомхоз» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании штрафных санкций
без участия сторон
установил:
ГУ - Управление пенсионного фонда в г. Инте Республики Коми обратилось с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества «Абезь-Жилкомхоз» 9 853 руб. 77 коп. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2008-2009 годы в отношении застрахованных лиц.
Заявитель и ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились; Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Инте заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя; ответчик по существу заявленных требований представил отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать, также заявлено ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Как следует из материалов дела, ОАО «Абезь-Жилкомхоз» производило выплаты физическим лицам и в силу статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Инте проведена камеральная проверка достоверности представленных ОАО «Абезь-Жилкомхоз» сведений за 2007 – 2009 годы, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении 11 застрахованных лиц. В ходе проверки проверяющими сделан вывод о том, что Обществом 20.02.2009 г. представлены недостоверные сведения за 2008 год на застрахованное лицо: ФИО1 (неверно указан отпуск без сохранения заработной платы), а также представил 02.02.2010г. недостоверные сведения за 2009 год на застрахованное лицо: ФИО2 (неверно указан период работы, необоснованно указан период простоя с кодом территориальных условий), ФИО3 (неверно указан период остановки теплоисточников, неверно указано количество дней временной нетрудоспособности, необоснованно указан период простоя с кодом территориальных условий труда); ФИО4 (необоснованно указан период простоя с кодом территориальных условий); ФИО1 (неверно указано количество дней временной нетрудоспособности, неверно указан период особых условий труда); ФИО5 (неверно указан код особых условий труда, необоснованно указан период простоя с кодом территориальных условий труда); ФИО6 (необоснованно указан период простоя с кодом территориальных условий), ФИО7 (необоснованно указан период простоя с кодом территориальных условий).
То есть, УПФР в городе Инте Республики Коми считает, что ОАО «Абезь-Жилкомхоз» не представлены доказательства того, что в период остановки котельной на межотопительный сезон машинисты (кочегары) котельной продолжали исполнять свои основные трудовые функции.
По результатам проверки были составлены акт документальной проверки от 28.12.2010г. № 244 и акт камеральной проверки от 03.03.2011г. № 6, на основании которого Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Инте РК 05.04.2011г. вынесено решение № 6 о привлечении ОАО «Абезь-Жилкомхоз» к ответственности, предусмотренной ч. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в сумме 9 853 руб. 77 коп.
С целью досудебного урегулирования спора страхователю направлено требование № 6 от 03.05.2011г. об уплате штрафа в срок до 20.05.2010г. Так как требование не исполнено, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Инте обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь обязан один раз в год, не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения по установленной форме о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно статье 16 указанного Закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, и обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями указанных сведений, а в случае несвоевременного представления индивидуальных сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений статьей 17 Закона предусмотрена возможность взыскания финансовых санкций.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Суд оценив представленные материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как указано в акте № 244 от 27.12.2010г., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО8, ФИО1, ФИО6, ФИО7 приняты на работу в качестве машиниста (кочегара) котельной, ФИО5, электрогазосварщиком.
Согласно приказа директора ОАО «Абезь-Жилкомхоз» № 34 от 17.06.2008г. и на основании распоряжения Администрации МО ГО «Инта» № 536 от 16.06.2008г. в 2008 году отопительный сезон на территории г. Инты был прекращен на период с 19.06.2008г. по 11.09.2008г. и согласно приказа № 29 от 16.06.2009г. на основании Постановления Администрации МО ГО «Инта» № 6/1540 от 15.06.2009г. прекращен отопительный сезон с 16.06.2009г. по 07.09.2009г.
Период, в течение которого отопительный сезон был прекращен, включая период очередного трудового отпуска, пришедшийся на период прекращения отопительного сезона, был включен страхователем в специальный стаж с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
По мнению Управления пенсионного фонда РФ в г. Инте, в силу Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР и раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 1», утвержденных постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам № 31/3-30 от 31.01.1985г., работа по профессии «машинист (кочегар) котельной» может выполняться исключительно в период работы котельной; в периоды остановки котлов работающие по указанной профессии лица не выполняют включенные в характеристику их работ обязанности.
Статья 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Профессия «Машинист (кочегар) котельной (на угле и сланце)» включена в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г.
В силу подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации № 537 от 18.07.2002г. «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Согласно пункту 5 Разъяснений «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации № 29 от 22.05.1996г., право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, страхователь правомерно включил в специальный стаж застрахованных лиц, дающий право на досрочное назначение пенсии, период пребывания их в очередном трудовом отпуске; доказательства того, что в период прекращения отопительного сезона (до и после очередного трудового отпуска) данные лица не выполняли работы, входящие в круг обязанностей машиниста (кочегара) котельной, в том числе вспомогательные, подготовительные и ремонтные работы, заявителем не представлены.
Исходя из вышеизложенного, основания для привлечения ОАО «Абезь-Жилкомхоз» к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», у Управления Пенсионного фонда РФ в г. Инте отсутствовали, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Инте пропущен срок для взыскания штрафа.
Поскольку Федеральным законом № 27-ФЗ от 01.04.1996г. не установлен порядок привлечения страхователей к ответственности за представление недостоверных сведений, при привлечении страхователей к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и взыскании штрафов до 31.12.2009г. подлежали применению соответствующие нормы Налогового кодекса РФ, с 01.01.2010г. – подлежат применению нормы Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В соответствии с частью 1 статьи 33 указанного Федерального закона органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов: камеральная проверка; выездная проверка.
Согласно частям 1, 2 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частями 1, 5 статьи 38 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлено, что в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления письменных возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г.).
Исходя из вышеуказанных норм, в том случае, если территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации принято решение об осуществлении контроля за достоверностью сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, путем проведения камеральной проверки, то срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа не может превысить одного года с момента представления страхователем индивидуальных сведений (учитывая совокупный срок для проведения камеральной проверки, вынесения решения по ее результатам, направления требования об уплате штрафа, срока для исполнения требования и срока для обращения в суд); при этом нарушение срока проведения камеральной проверки (с момента представления сведений)
В данном случае с целью осуществления контроля за плательщиком страховых взносов Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Инте была проведена камеральная проверка представленных ОАО «Абезь-Жилкомхоз» сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2007 – 2009 годы (выездная проверка с соблюдением соответствующей процедуры не проводилась, возможность проведения иных проверок действующим законодательством не предусмотрена).
Как следует из акта камеральной проверки № 6 от 03.03.2011г., индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 2008 год были представлены страхователем в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Инте 02.02.2009г., и за 2009 год - 02.02.2010г. и , соответственно, ко дню обращения Управления Пенсионного фона РФ в г. Инте с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми – 09.06.2011г. – истек срок, установленный частью 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя; однако, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Инте согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 216, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья И.Н. Гайдак