ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
21 сентября 2021 года Дело № А29-484/2021
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года , полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Смагиной Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бгарашвили Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Коми тепловая компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Салам» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к муниципальному образованию сельского поселения «Ёдва» в лице администрации муниципального образования сельского поселения «Ёдва» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2,
о взыскании долга,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Акционерное общество «Коми тепловая компания» (далее – АО «КТК», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Салам» (далее – ООО «Салам», ответчик) о взыскании 214 985 руб. 38 коп. долга за предоставленные коммунальные услуги в квартиры, расположенные по адресам: ул. Комсомольская, д. 10, кв. 15, 20, 22, ул. Комсомольская, д. 9, кв. 1, 7, 9, 10 с января по декабрь 2019 года.
Определением арбитражного суда от 28.01.2021 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование сельского поселения «Ёдва» в лице администрации муниципального образования сельского поселения «Ёдва» (далее – третье лицо).
Ответчик в отзыве на исковое заявление от 06.02.2021 указал, что является управляющей организацией домов, расположенных по адресам: ул. Комсомольская, <...>, указал, что решением общего собрания сохранены действующие взаимоотношения оплачивать общедомовые расходы напрямую поставщику, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик письмом от 15.02.2021 указал, что истец напрямую заключил договоры с собственниками и квартиросъемщиками и предъявляет для оплаты им счета за коммунальные услуги.
Истец ходатайством от 24.02.2021 просил привлечь к участию в деле в качестве второго ответчика Администрацию муниципального образования сельского поселения «Ёдва».
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования сельского поселения «Ёдва».
Истец заявлением уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 214 944 руб. 83 коп. задолженности.
Администрация муниципального образования сельского поселения «Ёдва» в отзыве на исковое заявление от 16.04.2021 указала, что частично с исковыми требованиями не согласна, часть квартир не является пустующими и не является выморочным имуществом.
Истец в письме от 07.05.2021 указал, что квартира по ул. Комсомольская, д. 10, кв. 20 в период по 09.02.2019 была представлена по договору коммерческого найма, по квартире, расположенной по ул. Комсомольская, д. 10, кв. 22 в государственном реестре недвижимости отсутствует информация, что квартира находится в собственности.
ФГБУ «ФКП «Росреестра», ГБУ РК «РУТИКО» направили суду запрашиваемые сведения.
Администрация муниципального образования сельского поселения «Ёдва» в письме от 06.07.2021 представила сведения о регистрации по месту жительства ФИО3, ФИО2 в спорном объекте.
Нотариус ФИО4 представил ответ на запрос суда.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, ФИО2.
Администрация муниципального образования сельского поселения «Ёдва» в письме от 05.08.2021 указала, что с 01.03.2021 муниципальные жилые помещения переданы в собственность Управления муниципальным имуществом Администрации МР «Удорский».
ООО «Салам» в дополнительных пояснениях от 08.09.2021 указало, что поквартирные карточки и регистрация жителей в этих домах, предоставление жилья, как по коммерческому найму, так и по социальному найму занимается Администрация муниципального образования сельского поселения «Ёдва», просило рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Истец заявлением от 15.09.2021 уточнил исковые требования, просил взыскать 181 947 руб. 44 коп. задолженности.
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает исковые требования с учетом уточнений истца.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ответчики явку в суд своих представителей не обеспечили.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 09.09.2021 до 08 часов 40 минут 16.09.2021, после окончания судебное разбирательство по делу продолжено в отсутствии представителей участвующих в деле лиц. Сведения об объявлении перерыва опубликованы на официальном сайте арбитражного суда в разделе картотека арбитражных дел в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru).
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией на территории муниципального образования сельского поселения «Ёдва», в период с января по декабрь 2019 года (спорный период) осуществил поставку ресурсов, в квартиры, расположенные по адресам: ул.Комсомольская, д. 10, кв. 15, 20, 22, д. 9, кв. 1, 7, 9, 10.
Как пояснило АО «КТК», договор на поставку ресурсов на 2019 год отсутствует.
Осуществив в спорный период поставку тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения, истец выставил для оплаты универсальный передаточный документ, одновременно являющийся счетом-фактурой: от 31.12.2019 № 4143/7 на сумму 214 985 руб. 38 коп.
Сопроводительным письмом от 24.03.2020 истец направил в адрес ООО «Салам» универсальный передаточный документ по возмещению коммунальных затрат пустующего жилья за 2019 год (л.д. 26, т. 1).
Претензией от 26.03.2020 (л.д. 28, т. 1) истец просил оплатить задолженность за оказанные коммунальные услуги.
Вместе с тем претензия оставлена ответчиком без ответа.
Задолженность ответчика перед истцом составила 181 947 руб. 44 коп.
Неисполнение обязательств по оплате поставленных истцом ресурсов послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные (абзац 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»).
Отсутствие письменного договора не освобождает абонента от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30).
В силу выше приведенных разъяснений правоотношения между истцом и ответчиком следует рассматривать как договорные.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 3 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 215 ГК РФ муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии со статьей 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В силу статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно пункту 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 № 281-ФЗ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Довод Администрации муниципального образования сельского поселения «Ёдва», что квартира № 22, расположенная по адресу: ул. Комсомольская, д. 10 приватизирована, не является выморочным имуществом, имеются наследники, так как в обоснование представлен договор на передачу квартиры в собственность от 23.11.1995 (л.д. 31-32, т. 2), суд отклоняет.
Сведений о принятии наследства в материалах дела отсутствуют, по информации нотариуса Удорского нотариального округа наследников, принявших наследство по материалам наследственного дела нет (л.д. 67, т. 2). В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация, что квартира находится в частной собственности.
Довод ответчика, что в квартире № 7, расположенной по адресу: ул. Комсомольская, д. 9 зарегистрированы и проживают граждане, суд отклоняет, в исковой период граждане в квартире зарегистрированы не были.
Довод ответчика, что по адресу: <...> зарегистрированы физические лица, истец учел в уточненном расчете.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации и третьему абзацу статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С момента заселения жилых помещений в муниципальном жилищном фонде обязанность по несению таких расходов возлагается на нанимателя либо арендатора жилого помещения (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений многоквартирных жилых домов приняты решения, согласно которому собственники помещений многоквартирного дома решили, что расчеты за водоснабжение, отопление, теплоснабжение будут производить с ресурсоснабжающими организациями на основании прямых договоров, заключенных с ними (л.д. 44-50, л.д. 52-65, л.д. 69-92, т. 1).
В соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и на основании протоколов общего собрания собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах принято решение о переходе на прямые договоры между собственниками имущества в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями.
Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу 03.04.2018, а именно право на принятие таких решений было прямо закреплено введенным в часть 2 статьи 44 ЖК РФ пунктом 4.4, особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы нормой статьи 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований к ООО «Салам» суд отказывает.
При изложенных обстоятельствах, с учетом представленных в материалы дела доказательств, обосновывающих требования истца, суд удовлетворяет требование АО «КТК» и взыскивает с администрации сельского поселения «Ёдва» 181 947 руб. 44 коп.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» предусмотрено, что судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом при обращении в суд, относятся на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Салам» отказать.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования сельского поселения «Ёдва» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу акционерного общества «Коми тепловая компания» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) 181 947 руб. 44 коп. долга, 6 458 руб. судебных расходов.
Возвратить акционерному обществу «Коми тепловая компания» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) из федерального бюджета 841 руб. 71 коп. государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист по ходатайству взыскателя и справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы (в том числе в электронном виде) через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.