ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-4861/2023 от 15.11.2023 АС Республики Коми

360/2023-122809(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2023 года, полный текст  решения изготовлен 22 ноября 2023 года. 

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Индейкиной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Репа М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Коммунальник»  (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), 

к Управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района  «Прилузский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), 

третьи лица: администрация сельского поселения «Объячево» муниципального района  «Прилузский» Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), 

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Партнер» (ИНН:  <***>, ОГРН: <***>), 

о взыскании задолженности,

без участия представителей;

установил: 

акционерное общество «Коммунальник» (далее – АО «Коммунальник», истец)  обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к управлению  муниципальной собственностью администрации муниципального района «Прилузский»  (далее – УМС администрации МР «Прилузский», ответчик) о взыскании 45 394 руб. 78  коп. долга за потребленную и неоплаченную тепловую энергию в отношении жилого  помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <...>, за период с 01.10.2021 по 31.10.2022, 1 283 руб. 27 коп. пени по  состоянию на 20.04.2023, пени начиная с 21.04.2023, начисляемые на сумму  задолженности по день фактической оплаты долга в соответствии с пунктом 147 статьи  155 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 05.05.2023 исковое  заявление принято к производству, дело назначено к предварительному судебному  заседанию, судебному разбирательству на 04.07.2023. Этим же определением суд привлек  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора администрацию сельского поселения «Объячево»  муниципального района «Прилузский» Республики Коми, общество с ограниченной  ответственностью Управляющая организация «Партнер». 


От Филиала ППК «Роскадастр» по Республике Коми поступили запрашиваемые  судом сведения. 

От службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора  (контроля) поступил ответ от 26.06.2023 № 02-02-13/5163 на запрос, согласно которому в  период с 01.10.2021 по 31.10.2022 функции управления в отношении многоквартирного  дома, расположенного по адресу: <...> осуществляло общество с  ограниченной ответственностью Управляющая организация «Партнер». 

От ответчика в материалы дела поступил отзыв от 14.06.2023 № 460 на исковое  заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, указывает,  что жилое помещение, расположенное по адресу: <...> закреплено за гр. ФИО1 по договору социального найма. В силу  части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма  и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного  фонда в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят  плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой  управляющей организации. В таком случае жилищное законодательство не устанавливает  обязанность наймодателя вносить плату за коммунальные услуги и плату за содержание  жилого помещения, поскольку такого рода обязанность в силу закона возложена на  нанимателя. Также ответчиком представлен контррасчет пеней, согласно которого сумма  неустойки подлежит взысканию в размере 1 134 руб. 87 коп. 

Администрация сельского поселения «Объячево» в отзыве на исковое заявление от  24.05.2023 № 470 сообщила, что оставляет разрешение заявленных требований истца к  ответчику на усмотрение суда. 

От ООО УО «Партнер» в материалы дела представлен отзыв от 08.06.2023 № 415  на исковое заявление, в котором указало, что согласно протоколу от 07.10.2020 № 1  общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: <...>, собственниками принято решение заключить с 01.11.2020 прямые договоры с  ресурсоснабжающими организациями. 

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2023 по делу  назначено судебное разбирательство на 19.09.2023. 

От ООО УО «Партнер» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии  представителя третьего лица. 

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.09.2023 судебное  разбирательство по делу отложено на 15.11.2023. 

От Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Коми  поступили запрашиваемые судом сведения. 

Истец, ответчик и третьи лица надлежащим образом извещенные о времени, дате и  месте проведения судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. 

С учетом статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей  сторон и третьих лиц. 

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил  следующее. 

Как усматривается из материалов дела, АО «Коммунальник», являясь  теплоснабжающей организацией на территории Прилузского района, в период с октября  2021 года по октябрь 2022 года осуществило поставку тепловой энергии в жилое  помещение, расположенное по адресу: <...>. 

В обоснование заявленных требований истец представил счет-фактуру от  15.12.2022 № 5030 на сумму 45 394 руб. 78 коп., расчет энергопотребления. 

По расчету истца задолженность за потребленные и неоплаченные ресурсы  составила 45 394 руб. 78 коп. 


Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате потребленного ресурса, в том  числе после направления претензии, послужило основанием для обращения истца с  настоящим иском в суд. 

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за  защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке,  установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК  РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных  законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц,  которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и  смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. 

Из статей 309, 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться  надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона,  иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от  исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за  исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или  иными правовыми актами. 

В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая  организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть  энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать  предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность  эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность  используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. 

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него  отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства,  присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого  оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539  Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Положения данной нормы применяются к отношениям, связанным со снабжением  тепловой энергией (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с  производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности,  теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности  потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых  организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О  теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении). 

В силу части 1 статьи 15, статьи 15.1 Закона о теплоснабжении поставка тепловой  энергии (мощности) осуществляется на основании договора теплоснабжения,  заключенного теплоснабжающей организацией с потребителем. 

Из пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении следует, что потребитель тепловой  энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для  использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном  основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в  части горячего водоснабжения и отопления. 

Из пункта 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении следует, что потребитель тепловой  энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для  использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном  основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в  части горячего водоснабжения и отопления. 

В силу пункта 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные 


(технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с  теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую  энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по  ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном в статье  15 настоящего Федерального закона. 

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует  считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской  Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги  (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные  (абзац 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с  заключением, изменением и расторжением договоров»). 

Отсутствие письменного договора не освобождает абонента от обязанности  своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3  Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 17.02.1998 № 30). 

Поскольку факт поставки в жилые помещения, находящиеся в муниципальной  собственности, тепловой энергии в спорные периоды сторонами не оспаривается, в силу  выше приведенных разъяснений правоотношения по поставке тепловой энергии между  сторонами следует рассматривать как договорные. 

Поскольку спорные помещения расположены в многоквартирном доме, к  правоотношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской  Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее -  Правила № 354), Правила обязательные при заключении управляющей организацией или  товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими  организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации 

 № 124 от 14.02.2012 (далее - Правила № 124).

В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса  Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по  содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению  собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг. 

В пункте 31 Правил N 354 установлено, что управляющая организация является  исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению  коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в  управлении названной организации. 

Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в  установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой  возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой  обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и  расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. 

Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской  Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259. 

Пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация,  выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации  порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению  коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении  общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе  управляющей организации, или с даты заключения договора управления 


многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом  местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты  начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального  ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. 

Из пункта 13 Правил N 354 и пунктов 10, 11 Правил N 124 следует, что заключение  договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для  управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью  оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса  в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту. 

Таким образом, наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей  организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного  договора. 

Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги  потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках  фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией,  поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность  управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской  Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. Нежелание  управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор  энергоснабжения само по себе не является основанием для признания  ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги.  Иное означало бы возможность создать искусственную ситуацию, при которой  управляющая организация освобождается от предусмотренной в законе обязанности по  представлению собственникам помещений многоквартирного дома всего комплекса  коммунальных услуг, а ресурсоснабжающая организация, минуя установленный законом  порядок расчета и волю собственников помещений многоквартирного дома, получает  возможность получать плату за ресурс непосредственно с таких собственников.  Признание ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальной услуги (услуг)  должно быть связано с объективными обстоятельствами, в связи с которыми  управляющая организация не может выступать в качестве исполнителя коммунальных  услуг. 

Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении  собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени,  договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с  ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 N  59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим  в силу 03.04.2018 (далее также - Федеральный закон N 59-ФЗ), а именно право на  принятие таких решений было прямо закреплено введенным в часть 2 статьи 44  Жилищного кодекса Российской Федерации пунктом 4.4, особенности предоставления  коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы нормой статьи  157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской  Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе  принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В  этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении  общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном  пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Как указано в Письме Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04, согласно  части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или)  расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке,  предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 Гражданского  кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора 


возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом  Российской Федерации, другими законами или договором. По смыслу приведенных  законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи  157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает дополнительное  основание для изменения договора управления многоквартирным домом. В этой связи  принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения,  предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской  Федерации, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу  закона. 

В материалы дела представлен протокол от 07.10.2020 № 1 общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:  Республика Коми, <...>, из которого следует,  что собственниками помещений принято решение о заключении собственниками  помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, прямых договоров  с ресурсоснабжающими организациями (п.4.4 ч.2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской  Федерации) с 01.11.2020. 

При таких обстоятельствах, поставленные ресурсы подлежат оплате  ресурсоснабжающей организации непосредственно собственником помещений. 

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер  платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых  коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии  исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами  государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. 

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что  собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не  предусмотрено законом или договором. 

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации  граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое  помещение и коммунальные услуги. 

При этом в силу пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской  Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги  возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на  такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего  Кодекса. 

В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения  жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в  установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные  услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного  самоуправления или управомоченные ими лица. 

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание  принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего  имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности  на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на  капитальный ремонт. 

Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять  имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного  самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса  Российской Федерации), то, к примеру, возмещение затрат на содержание не  распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, 


принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет  его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по  управлению этим имуществом. 

К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий,  закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в том  числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные  средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или  согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. 

По смыслу положений статьей 242.3-242.6 Бюджетного кодекса Российской  Федерации, а также исходя из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда  Российской Федерации в пунктах 13, 14, 19 Постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами  норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных  актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации», возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за  конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому  образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того  органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом и в лице  которого муниципальное образование выступает как ответчик. 

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от  18.05.2023 № КУВИ-001/2023-113117222 ответчик является собственником жилого  помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <...>. 

Таким образом, обязанность по содержанию имущества, в том числе жилых  помещений, находящихся в собственности муниципального образования, на дату  рассмотрения дела лежит на Управлении муниципальной собственностью администрации  муниципального района «Прилузский». 

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на  которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. 

Довод ответчика, что спорное жилое помещение закреплено за гр. ФИО1 на  основании постановления Администрации муниципального района «Прилузский»  Республики Коми от 07.09.2022 № 1244 о предоставлении ФИО1 жилого помещения  по договору социального найма, судом отклоняются в силу следующего. 

Как установлено судом из материалов дела, ФИО1 обратился в Прилузский  районный суд Республики Коми с исковым заявлением к администрации МР  «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее техническим и  санитарным требованиям. 

Решением Прилузского районного суда Республики Коми от 22.01.2018 по делу   № 2-17/18, исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района  «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворены. Суд решил:  обязать администрацию муниципального района «Прилузский» предоставить ФИО1 помещение муниципального жилищного фонда в рамках  программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по договору  социального найма, общей площадью не менее 54 кв.м., расположенное в пст. Оньмесь  Прилузского района Республики Коми, либо с согласия в письменной форме истца в  границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории  которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, а именно пст. Оньмесь  Прилузского района Республики Коми, по степени благоустроенности применительно к  условиям соответствующего населенного пункта. 

В целях исполнения решения суда от 22.01.2018 администрацией МР  «Прилузский» издано постановление от 21.06.2021 № 733, которым постановлено 


предоставить Гузун Н.В. жилое помещение по договору социального найма по адресу:  Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, ул. Ручейная, д.5, кв.4, общей  площадью 54,5 кв.м. 

Администрация МР «Прилузский» обратилась в Прилузский районный суд  Республики Коми с исковым заявлением к ФИО1 о выселении с предоставлением по  договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Республика  Коми, <...>, обязании заключить  договор социального найма. Как указала Администрация, в адрес ответчика дважды  направлялись предложения о заключении договора социального найма на указанное  жилое помещение, однако, в добровольном порядке ФИО1 в него не переселяется. 

Решением Прилузского районного суда Республики Коми от 20.10.2021 № 2303/2021 исковое заявление администрации МР «Прилузский» к ФИО1  удовлетворено. Суд решил: выселить ФИО1 из жилого помещения,  расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, пст. Оньмесь, ул.  Лесная, д.1, кв.2, с предоставлением по договору социального найма жилого помещения,  расположенного по адресу: Республика Коми, <...>. Обязать ФИО1 заключить договор социального  найма на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, <...>. 

Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 16.06.2022  решение Прилузского районного суда от 20.10.2021 отменено в части возложения на  ФИО1 обязанности заключить договор социального найма. В  указанной части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых  требований администрации муниципального района «Прилузский» об обязании ФИО1 заключить договор социального найма на жилое помещение,  расположенное по адресу: Республика Коми, Прилузский раойн, <...>. В остальной части решение оставлено без изменения. 

Постановлением от 07.09.2022 № 1244 администрации муниципального района  «Прилузский» предоставлено ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое  помещение муниципального жилищного фонда, расположенное по адресу: Республика  Коми, <...>, общей площадью 54,5 кв.м. 

Договор социального найма между ответчиком и ФИО1 в отношении спорного  жилого помещения не заключен, по акту приема-передачи помещение не передано. 

Из представленных Управлением по вопросам миграции МВД России по  Республике Коми сведений следует, что гр. ФИО1 зарегистрирован по предыдущему  месту жительства, следовательно, в спорную квартиру не въехал. 

Таким образом, оснований для возложения обязанности по оплате  предоставленных коммунальных услуг по отоплению в отношении жилого помещения,  расположенного по адресу: Республика Коми, <...>, ев.4 на гр. ФИО1 у суда не имеется. 

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению. 

В связи с несвоевременной оплатой коммунального ресурса истец просит взыскать  пени в размере 1 283 руб. 27 коп. по состоянию на 20.04.2023, а также пени начиная с  21.04.2023, начисляемые на сумму задолженности по день фактической уплаты долга в  соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств,  средством возмещения потерь кредитора, вызванных ненадлежащим исполнением  должником своих обязательств. 

Расчет неустойки произведен истцом в соответствии с пунктом 9.4. статьи 15  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которому  собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых  домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, 


потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и  порядке, установленных жилищным законодательством. 

В силу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица,  несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и  коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной  трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,  действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый  день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления  установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение  девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до  истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока  оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто  первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день  фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день  фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.  Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. 

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 65 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами  некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности  за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать  присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности,  фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). 

Таким образом, с Управления муниципальной собственностью администрации  муниципального района «Прилузский» подлежит взысканию пени в размере 1 283 руб. 27  коп. по состоянию на 20.04.2023, а также пени начиная с 21.04.2023, начисляемые на  сумму задолженности по день фактической оплаты долга в соответствии с пунктом 14  статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной  пошлины относятся ответчика. 

Истцу на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской  Федерации следует возвратить сумму излишне уплаченной государственной пошлины. 

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить полностью.

Взыскать с Управления муниципальной собственностью администрации  муниципального района «Прилузский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в  пользу акционерного общества «Коммунальник» (ИНН: <***>, ОГРН:  <***>) 45 394 руб. 78 коп. задолженности, 1 283 руб. 27 коп. пени по состоянию  на 20.04.2023, пени начиная с 21.04.2023, начисляемые на сумму задолженности по день  фактической оплаты долга в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса  Российской Федерации, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. 

Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления  решения в законную силу. 

Возвратить акционерному обществу «Коммунальник» (ИНН: <***>, ОГРН:  <***>) из федерального бюджета Российской Федерации 2810 руб.  государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 27.04.2023 №  736. 


Настоящий акт является основанием для возврата истцу государственной пошлины  из федерального бюджета Российской Федерации. 

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со  дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй  арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики  Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объёме. Кассационная жалоба на  решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не  превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно  было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если  арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного  срока подачи апелляционной жалобы. 

Судья Ю.А. Индейкина