ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-4886/2021 от 23.11.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

24 ноября 2021 года     Дело № А29-4886/2021

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года , полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Малковой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «УК Комфорт» (ИНН:1103044876, ОГРН:1171101006911)

к Финансовому управлению администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:1103044587, ОГРН:1091103000988)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное образование городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214), временный управляющий ООО «УК Комфорт» - Кондрахин Александр Валерьевич

о признании незаконным бездействия,

  в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УК Комфорт» (далее – заявитель, ООО «УК Комфорт», общество) обратилось с заявлением о признании бездействия Финансового управления администрации муниципального образования городского округа «Воркута» ( далее – ответчик, Управление, финансовый орган), выразившегося в неисполнении решения суда по исполнительному листу по делу № А29-5090/2020, в течение трех месяцев незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, а также о взыскании с ответчика в доход федерального бюджета судебного штрафа в размере 100000  руб. за неисполнение решения Арбитражный суд Республики Коми по делу № А29-5090/2020.  

Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» поддерживает позицию ответчика, считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

  Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.06.2020 по делу                 №А29-5090/2020 с казны муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу заявителя взысканы 66862,08 руб. долга.

На принудительное исполнение вступившего в законную силу решения по делу № А29-5090/2020 Арбитражным судом Республики Коми 28.07.2020 выдан исполнительный лист серии ФС 033918034, который поступил на исполнение в Финансовое управление Администрации МО ГО «Воркута» 01.09.2020 и принят к исполнению, срок исполнения – до 30.11.2020.

Уведомлением от 01.12.2020 № 2945 Финансовое управление Администрации МО ГО «Воркута» сообщило обществу о невозможности в установленный срок исполнения исполнительного листа серии  ФС 033918034 от 28.07.2020 по делу №А29-5090/2020 в трехмесячный срок в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований.

Общество, полагая, что действия Финансового управления Администрации МО ГО «Воркута» не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, обратилось в суд с настоящим заявлением, а также с заявлением о взыскании судебного штрафа за неисполнение судебного акта.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 6 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Бюджетным законодательством, включающим как Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ), так и муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения и принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции, определен, среди прочего, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 2 БК РФ).

По смыслу статьи 6 БК РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На основании статьи 10 БК РФ разновидностью бюджетов является местный бюджет.

По смыслу статей 65, 69 БК РФ расходы бюджета формируются и производятся через бюджетные ассигнования, то есть, посредством использования объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. К бюджетным ассигнованиям относятся, среди прочего, ассигнования на исполнение судебных актов.

Согласно пункту 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

На основании пункта 1 статьи 153 БК РФ к полномочиям законодательных (представительных) органов отнесено рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 154 БК РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов.

В соответствии со статьей 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган и осуществляется им, в частности, на основе сводной бюджетной росписи.

В статье 217 БК РФ закреплены требования к сводной бюджетной росписи.

Так, установлено, что сводная бюджетная роспись утверждается и изменяется руководителем финансового органа, ее показатели должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Вместе с тем, сводная бюджетная роспись может быть изменена по решению руководителя финансового органа в отсутствие изменений закона (решения) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В статьях 242.1, 242.2, 242.5 БК РФ установлен порядок обращения взыскания на средства бюджета при исполнении судебных актов по искам к муниципальному образованию и муниципальному казенному учреждению.

Из пункта 4 статьи 242.2 БК РФ следует, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2 БК РФ).

В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Таким образом, определенный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, заключается в их исполнении за счет выделенных соответствующему получателю лимитов бюджетных обязательств, а при их недостаточности - за счет выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств. В том числе, посредством внесения изменений в сводную бюджетную роспись в установленных БК РФ случаях.

Вместе с тем, как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1312-О-О, данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац девятый статьи 69). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217).

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.

Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе, при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Таким образом, при недостаточности у муниципального образования предусмотренных решением представительного органа данного муниципального образования на текущий финансовый год денежных средств для обеспечения исполнения выданного судом исполнительного документа финансовый орган указанного муниципального образования, организующие исполнение исполнительного документа, вправе и одновременно обязаны совершить следующие действия:

1) уведомить представительный орган муниципального образования о недостаточности утвержденных бюджетом на текущий финансовый год денежных средств для исполнения исполнительного документа, выданного судом, и внести предложения по соответствующей корректировке размера бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов;

2) внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования, направленные на перераспределение расходов, предусмотренных данной росписью на цели исполнения исполнительных документов, с тем, чтобы предусмотреть расходы на исполнение конкретного исполнительного документа.

Обязанности по совершению финансовыми органами каких-либо иных действий, направленных на исполнение судебных актов, при недостаточности для их исполнения предусмотренных бюджетом данного муниципального образования денежных средств нормами БК РФ не установлены.

Проанализировав представленные ответчиком документы и доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что в данной ситуации не усматривается достаточных оснований для признания действий Финансового управления Администрации МО ГО «Воркута» по неисполнению исполнительного документа по делу №А29-5090/2020 незаконными.

            Исполнительный лист ООО «УК Комфорт» поступил в финансовое управление 01.09.2020 вход. № 3713, поставлен на учет в программном продукте за порядковым номером № 399.

Согласно требованиям пункта 6 статьи 242.2 БК РФ крайний срок исполнения 3 месяца с момента предъявления - 30.11.2020 года.

Судом установлено, что требования по решению Арбитражного суда Республики Коми по делу №А29-5090/2020 не исполнены в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета решением Совета МО ГО «Воркута» от 23.12.2019 № 708 «О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

            В  соответствии со  статьей  158  БК РФ полномочия по составлению, утверждению и ведению бюджетной росписи, внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи являются исключительно  полномочиями главных распорядителей  бюджетных средств (далее - ГРБС).

            Порядок составления и ведения сводной  бюджетной росписи в соответствии  с п.1   ст.217 БК установлен приказом финансового управления от 31.12.2020 года №137-П «Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета МО ГО «Воркута» и бюджетных росписей  главных  распорядителей  бюджетных  средств  (главных  администраторов  источников финансирования дефицита бюджета) МО ГО «Воркута», в соответствии с которым изменение сводной   бюджетной  росписи  осуществляется  исключительно   по  предложениям   (письменным ходатайствам) ГРБС с обоснованием внесения изменений, мотивированным обоснованием.

            Таким образом, руководитель финансового органа не обладает    полномочиями самостоятельно вносить изменения в сводную бюджетную роспись без участия ГРБС. На  обращения   финансового   органа  к  ГРБС,  о  предоставлении  ходатайств  на     уменьшение доведенных    до    них    бюджетных    ассигнований    на    текущий    финансовый    год    с    целью перераспределения средств для оплаты судебных актов, - предложений   о внесении изменений в сводную бюджетную роспись не поступило. Финансовым управлением регулярно проводилась работа по изысканию дополнительных денежных средств. С целью принятия мер для получения дополнительной финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми, в том числе, в виде выделения целевой субсидии для оплаты расходов за содержание пустующего муниципального фонда.

            На  обращения   финансового   органа  к  ГРБС  о  предоставлении  ходатайств  на     уменьшение доведенных    до    них    бюджетных    ассигнований    на    текущий    финансовый    год    с    целью перераспределения средств для оплаты судебных актов  предложений   о внесении изменений в сводную бюджетную роспись не поступило.Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), как уже указывалось, внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в компетенцию представительного органа муниципального образования, ГРБС по решению вопросов местного значения.

Направление актов исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных актов за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других расходных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.

Соответственно, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления бюджетных ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Ответчиком представлены документы, подтверждающие невозможность перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных в ведомственной структуре расходов (сводная бюджетная роспись), для оплаты исполнительных документов. Предоставлена информация о находившихся в распоряжении муниципального образования денежных средствах в период с 01.09.2020 по 30.11.2020, представлены показатели по остаткам средств на едином счёте бюджета на первое число месяца, указанного периода, а также то, что суммы поступлений по доходам включают средства от  поступления  налоговых  и  неналоговых  доходов  и  межбюджетных  трансфертов  как имеющих целевое назначение (субсидии, субвенции, иные межбюджетныё трансферты), так и не имеющие целевого назначение расходы, включающие как расходы за счёт межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (за ноябрь 2020-201 054 371,13 рублей - за счёт субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов), так и расходы за счёт средств местного бюджета (за ноябрь 2020 139882968,30 рублей). В соответствии с бюджетным законодательством расходы, осуществляемые за счёт субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, используются строго по целевому назначению, в этой связи информацию о распределении имеющихся  денежных   средств   за  ноябрь   2020 .года  представлена в части   расходов, произведённых за счет средств местного бюджета в сумме 139 882 968,30 рублей, с указанием организаций и целей предоставления.

В соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) списание средств со счёта по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Таким образом, первоочередная оплата исполнительного документа по делу А29-5090/2020 с учётом иных исполнительных документов, которые ранее поступили на исполнение в Управление, привела бы к нарушению данной статьи ГК РФ, противоречит принципам бюджетного законодательства и ставит Заявителя в преимущественное положение перед другими кредиторами муниципального образования.

В 2020 году также проводилась работа по привлечению в бюджет дополнительной финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми, в том числе, для погашения кредиторской задолженности по исполнительным листам как уже предъявленным, так и делам, находящимся в судах.

В соответствии с принципом сбалансированности бюджета, установленного статьей 33 БК РФ, формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из прогнозируемого объёма доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования его дефицита.

Доходной части бюджета хватает на покрытие только первоочередных расходов: заработная плата, страховые взносы во внебюджетные фонды, обязательные налоговые платежи, социальные гарантии, услуги связи, коммунальные услуги, услуги по организации горячего питания обучающихся, приобретение горюче-смазочных материалов.

На заседании Президиума Совета МО ГО «Воркута», состоявшемся 10 марта 2020 года, был вынесен вопрос о перераспределении бюджетных ассигнований на оплату судебных актов, путём уменьшения расходов, утвержденных главным распорядителям бюджетных средств (далее - ГРБС) в составе ведомственной структуры расходов бюджета.

И.о. Главы МО ГО «Воркута» - и.о. Председателя Совета МО ГО «Воркута» и депутаты Совета МО ГО «Воркута», рассмотрев данный вопрос о приоритетности расходов, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации о целевых показателях по заработной плате отдельных категорий работников, решениями Конституционного суда по выплате заработной платы не ниже МРОТ с учетом коэффициента и надбавки, установленных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приняли решение не уменьшать расходы ГРБС в пользу оплаты исполнительных листов, предъявленных к казне МО ГО «Воркута» управляющими компаниями за содержание (отопление) пустующего муниципального фонда.

За счет привлечения бюджетного кредита из республиканского бюджета Республики Коми, направленного на краткосрочное погашение коммерческого кредита, были сэкономлены денежные средства на обслуживании муниципального долга (проценты по кредиту в сумме 11,0 млн. рублей). Сэкономленные средства были перенаправлены на погашение исполнительных документов.

Также на оплату судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, были распределены остатки средств, сложившиеся на начало текущего года на едином счете бюджета.

Всего дополнительно в марте 2020 года было направлено на исполнение решений судов 30,5 млн. рублей. С начала текущего года оплачено по исполнительным листам, предъявленным управляющими компаниями к муниципальному образованию, за счет средств казны МО ГО «Воркута» за услуги по содержанию и (или) отоплению пустующего муниципального жилого и нежилого фонда 52,6 млн. рублей.

Город Воркута является моногородом и полностью зависит от градообразующего предприятия, ОАО «Воркутауголь» ежегодно сокращает численность работающих, что ведет к оттоку населения, предпринимателей и постоянному росту пустующего муниципального жилого и нежилого фонда.

Администрацией МО ГО «Воркута» ведется целенаправленная работа по расселению граждан, проживающих в аварийных и малозаселенных домах, а также обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также на территории городского округа реализуется мероприятие «капитальный ремонт, ремонт муниципального жилищного фонда» в рамках подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышения степени благоустройства», в результате которой расселяются малозаселенные дома с последующим отключением от коммунальных сетей. Всего за период с 2016-2019 гг. предоставлено 956 квартир, в связи с расселением домов и отключением от инженерных сетей уменьшена площадь муниципальной собственности в количестве 95 000 м2.

В связи с действием на территории субъекта, в том числе города Воркуты, мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ухудшилась экономическая ситуация, которая повлекла за собой недополучение доходной части бюджета МО ГО «Воркута».

Законом Республики Коми от 08.05.2020 №12-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми» принято решение о снижении налоговых ставок на 50% с 01.01.2020 года, в результате бюджет не дополучит порядка 34 млн. рублей.

В целях сохранения и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства МО ГО «Воркута», являющихся плательщиками налогов в местный бюджет, принято решение Совета МО ГО «Воркута» от 30.04.2020 № 743 «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях эпидемиологического неблагополучия, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Так, в результате поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства МО ГО «Воркута» в условиях эпидемиологического неблагополучия, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,по состоянию на 01.08.2020 в доход бюджета не дополучено 42,5 млн. рублей.

У городского округа «Воркута» без оказания финансовой помощи из бюджета Республики Коми не было возможности направить дополнительные денежные средства на оплату исполнительных листов, а наложение штрафов за неисполнение решений судов только усугубило ситуацию и увеличило нагрузку на бюджет в размере (604ил*100000,00руб) 60,4 млн. рублей.

В бюджете МО ГО «Воркута» основная масса расходов приходится на заработную плату и страховые взносы. В районах Крайнего Севера тяжелые климатические условия проживания, влияющие на здоровье человека, основным фактором привлечения работников является заработная плата. Уменьшение заработной платы приведет к массовому оттоку специалистов не только за пределы города Воркуты, но и Республики Коми, что негативно скажется на социально-экономической и политической ситуации в городе и субъекте.

При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Таким образом, ответчиком регулярно проводилась работа в рамках действующего законодательства по изысканию денежных средств для оплаты исполнительных документов.

Были предприняты меры в рамках пункта 2 статьи 83 БК РФ, финансовое управление в лице администрации МО ГО «Воркута» уведомило Главу МО ГО «Воркута»- председателя Совета МО ГО «Воркута» о наличии кредиторской задолженности по исполнительным листам, предъявленным к казне МО ГО «Воркута», в том числе просроченной с июня 2019 года.

В связи с тем, что в 2020 году в бюджет МО ГО «Воркута» был привлечен целевой бюджетный кредит, предоставленный бюджетом Республики Коми на краткосрочное погашение коммерческих кредитов, в размере 100 млн. руб., сложилась сумма экономии по процентам за пользование коммерческим кредитом. Также на начало года имелся остаток на едином счете бюджета, представлено ходатайство ГРБС об уменьшении бюджетных ассигнований в связи с экономией сложившейся по итогам аукциона на заключение муниципального контракта и перераспределением этой экономии для оплаты исполнительных листов.

В марте 2020 года решением Совета от 12 марта 2020 года № 724 «О внесении изменений в решение Совета МО ГО «Воркута» от 27.12.2019 года №708 «О бюджете МО ГО «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в ведомственной структуре расходов на оплату исполнительных листов была утверждена сумма 52570500,00 руб.

В результате после увеличения бюджетных ассигнований, предназначенных для оплаты исполнительных документов, была произведена оплата исполнительных листов, крайний срок оплаты которых наступил, в количестве 708 штук на сумму 30 459 300 руб., в том числе в полном объеме - 488, частично - 220.

Поскольку все утвержденные бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели были освоены, заявитель был уведомлен о неисполнении предъявленного исполнительного листа. Но это не значит, что муниципальное образование в лице финансового управления отказалось от обязательств перед истцом, исполнительный лист остался в финансовом органе до полного его исполнения.

На основании пункта 3.35. Положения о финансовом управлении администрации муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 29.11.2011 № 106, в соответствии со статьями 242.1 и 242.2 главы 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации финансовое управление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию городского округа «Воркута» о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования городского округа «Воркута» (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета.

Принимая во внимание вышеизложенное, именно на Финансовое управление Администрации МО ГО «Воркута» возложены обязанности по исполнению требований исполнительных документов.

Таким образом, Финансовое управление Администрации МО ГО «Воркута» при исполнении спорного исполнительного документа, поступившего от общества, действовало в пределах своей компетенции и осуществляло все предусмотренные бюджетным законодательством мероприятия по исполнению исполнительных листов в отношении заявителя за счет казны муниципального образования. Все возложенные на должника и распорядителя бюджетных средств нормами бюджетного законодательства обязанности заинтересованным лицом исполняются.

Суд считает, что Финансовое управление Администрации МО ГО «Воркута» предприняло все возможные в пределах его полномочий меры для исполнения судебного решения, в том числе, обращалось в представительный орган муниципального образования с инициативой о внесении необходимых изменений в решение о бюджете муниципального образования. Администрацией МО ГО «Воркута», а также Управлением реализуются всевозможные меры в рамках действующего законодательства для решения многолетней проблемы содержания пустующего муниципального жилого и нежилого фонда.

Поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.

Кроме того, 17.12.2020 состоялось заседание Совета МО ГО «Воркута», на котором одним из вопросов был рассмотрен проект решения Совета «О внесении изменений в решение Совета МО ГО «Воркута» от 23.12.2019 года №708 «О бюджете МО ГО «Воркута» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». В результате утверждения Советом решения за №54 от 17.12.2020 года увеличены БА в размере 100,0 млн. руб. на оплату исполнительных листов, предъявленных к МО за счет казны, за содержание пустующего муниципального жилого и нежилого фонда.

Решение Совета опубликовано в Информационном вестнике от 18 декабря 2020 года, вступило в законную силу.

В результате 18, 21 декабря 2020 года осуществлено погашение исполнительных листов с учетом расчетной пени в сумме 100,0 млн. руб., срок оплаты которых наступил с учетом требований ст. 855 ГК РФ «Очередность списания денежных средств со счета». Оплачены исполнительные листы со сроком предъявления с июля 2019 года.

            Установленные по делу обстоятельства в их совокупности исключают возможность признания незаконными действий Финансового управления Администрации МОГО «Воркута» по неисполнению исполнительного листа серии ФС № 033918034, выданный 28.07.2020 на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 10.06.2020 по делу № А29-5090/2020.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд считает, что  оснований для признания оспариваемых действий незаконными по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, в удовлетворении требований следует отказать.

   На основании части 1 статьи 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере, установленном федеральным законом.

   В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.09.2014 № 2093-О арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом.

   Взыскание судебного штрафа представляет собой меру ответственности в виде имущественного воздействия на недобросовестных участников арбитражного процесса. Необходимым условием для привлечения к ответственности является наличие вины лица, не исполнившего судебный акт.

Суд считает, что с учетом приведенных выше обстоятельств заявление в части взыскания с ответчика в доход федерального бюджета судебного штрафа удовлетворению также не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Поскольку при подаче заявления обществу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, последняя подлежит взысканию с ООО «УК Комфорт» в доход федерального бюджета в размере 3000 руб.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УК Комфорт» в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                     Ж.А. Василевская