ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
31 марта 2021 года Дело № А29-5257/2020
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года , полный текст решения изготовлен марта 2021 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Воронецкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Размысловой Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление»
о взыскании долга и неустойки,
при участии:
от истца: ФИО4 – по доверенности № 121/2020 от 12.11.2020,
от ответчика: ФИО5 – по доверенности от 21.09.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» (далее – ООО «Ухтажилфонд», региональный оператор, общество, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ответчик) 694 284 руб. 32 коп., в том числе: задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 4763/РО-П/2019 от 23.07.2019 за период с ноября 2018 года по декабрь 2019 года в общем размере 633 683 руб. 62 коп. и 66 542 руб. 60 коп. пени, начисленной с 13.08.2019 по 19.05.2020. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика 138 руб. 50 коп. почтовых расходов, понесенных в связи с направлением досудебной претензии.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 29.09.2020 по делу № А29-5257/2020 судебное разбирательство отложено на 24.11.2020, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3.
30 сентября 2020 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об изменении наименования истца на ООО «Региональный оператор Севера», на основании чего в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом произведена смена наименования ответчика с ООО «Ухтажилфонд» на ООО «Региональный оператор Севера».
Заявлением № РО-20765/лс от 23.11.2020 истец повторно уточнил заявленные требования в части суммы основной задолженности, применив в расчетах ставку налога на добавленную стоимость за период ноябрь – декабрь 2018 года равную 18 %, а также нормативы накопления твердых коммунальных отходов в размере 0,28 ко всем помещениям, и просит взыскать с ответчика 1 039 553 руб. 04 коп. долга.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав должника, в связи с чем принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 10.02.2021 судебное разбирательство по делу отложено на 18.03.2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление».
Истец на требованиях (с учетом уточнения) настаивает, обосновывая таковые, в том числе, позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978.
Предприниматель ФИО1 заявленные требования не признает, при этом указывает, что региональный не реализовал свое право на рассмотрение представленных разногласий в установленной срок, в связи с чем договор не является заключенным на условиях, предложенных обществом; установленная пунктом 8(15) Правил обращения с ТКО норма противоречит положениям статей 445 – 446 Гражданского кодекса РФ и в совокупности с предложенными истцом спорными условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО нарушает баланс интересов сторон; ответчик в рассматриваемом случае находится в неравном процессуальном и материальном положении по отношению к истцу при определении условий договора между сторонами, заключение которого является обязательным для обеих сторон; предлагаемая цена является несоразмерной объему оказываемых услуг; ООО «Региональный оператор Севера» не представлено доказательств фактического оказания услуг по вывозу ТКО с мест накопления, а выставленные на оплату платежные документы составлены формально, без учета требований налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете; истцом неправомерно применена ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 % за период ноябрь – декабрь 2020 года; региональным оператором не учтена утвержденная территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Коми; объем ТКО, вывоз которого предлагает оплачивать истец у предпринимателя не образуется и образовываться не может, поскольку последним осуществляется сдача вторсырья (остатки упаковки, не переданные покупателям при продаже непродовольственных товаров (картон, бумага, пленка, металл) в пункты приема, использованная офисная бумага), пригодная упаковка используется неоднократно при транспортировке, упаковка из древесины (например, поддоны) – повторно в хозяйственной деятельности для упаковки, а также для ремонта, строительства зданий, сооружений, строений, в качестве сырья для отопления зданий. Таким образом, по мнению ответчика, спорный договор является незаключенным, задолженность перед региональным оператором отсутствует. Более подробно основания изложены в отзыве.
В ходе судебного заседания, состоявшегося 14.07.2020 (после перерыва – 20.07.2020) представитель ответчика дополнительно пояснил, что спорные объекты средствами измерения массы ТКО не оборудованы, вместе с тем, те немногочисленные отходы, обращение с которыми могло бы реально осуществляться в рамках договора № 4763/РО-П/2019 от 23.07.2019, вывозились предпринимателем ФИО1 в спорный период самостоятельно на площадку накопления в с. Ижма, где ТКО от физических лиц принимаются бесплатно и в последующем аккумулируются. В подтверждение заявленной позиции представил в материалы дела ответы администрации муниципального района «Ижемский» № 7717 от 07.11.2019, № 7991 от 21.11.2019, № 5218 от 13.08.2020, № 5247 от 17.08.2020, постановление администрации муниципального района «Ижемский» от 20.11.2019 № 866 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Ижемский» от 18.10.2019 № 780 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, распложенных на территории муниципального района «Ижемский», фотоматериалы, а также распечатку сведений, размещенных на официальном сайте прокуратуры Республики Коми, о выявлении прокуратурой Ижемского района нарушений законодательства при эксплуатации свалки в с. Ижма.
ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» представило пояснения по существу заявленных требований, из которых следует, что в период с 01.11.2018 по 31.12.2019 ТКО с контейнерной площадки, расположенной на прилегающей к зданию по адресу: Республика Коми, <...>, территории, транспортировались силами третьего лица; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Жилищно-эксплуатационное управление».
Иные лица, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы по существу исковых требований не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 18 марта 2021 года, объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 24 марта 2021 года. Информация о перерыве размещалась на информационном стенде в помещении суда и на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в Картотеке арбитражных дел. После окончания перерыва судебное заседание возобновлено.
После перерыва в судебном заседании ответчиком в материалы дела представлено ходатайство от 18.03.2021 о вызове в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7, в обоснование которого указано, что названные лица являются работниками предпринимателя ФИО1, занятыми в управлении грузовыми автомобилями и перевозке грузов, осуществляли действия по вывозу ТКО в рабочее время в рамках исполнения трудовых обязанностей, в связи с чем могут подтвердить факт вывоза ответчиком своими силами и средствами остатков образовывавшихся в процессе коммерческой деятельности ТКО на площадку временного хранения в с. Ижма в спорный период.
Истец против удовлетворения ходатайства о вызове свидетеля возражает.
В силу части 1 статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в арбитражном процессе.
Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его фамилию, имя, отчество и место жительства.
Из содержания статьи 88 АПК РФ следует, что вызов лица в качестве свидетеля является правом, а не обязанностью суда. Суд наделен полномочиями принимать решение о вызове и допросе свидетелей, исходя из конкретных обстоятельств дела и при наличии для этого соответствующих оснований.
Обстоятельства по настоящему делу должны быть подтверждены определенными доказательствами, выраженными в документальной форме, поэтому в силу статьи 68 АПК РФ такие доказательства не могут быть подтверждены только свидетельскими показаниями.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд, с учетом обстоятельств дела, не нашел оснований для его удовлетворения, в связи с чем в удовлетворении ходатайства предпринимателя ФИО1 о вызове свидетелей отказал.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО «Региональный оператор Севера» (ранее – ООО «Ухтажилфонд») является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, с 01.11.2018.
11 июля 2019 года в адрес регионального оператора поступила заявка предпринимателя ФИО1 от 01.11.2018 на заключение договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении помещений общей площадью 3 180,6 кв. м., расположенных в Ижемском и Усть-Цилемском районах Республики Коми по адресам: <...>, ТК «Стройдвор «Мастер»; <...>, ТЦ «Пера», здание магазина «Автозапчасти» и складов, магазин «Мебель»; <...>, магазин «Все для Вас»; <...>, магазин «Пера»; <...>, магазин «Пера»; <...>, магазин «Пера»; <...>, магазин «Пера»; <...>, магазин «Мебель»; <...>, магазин «Аудио-Видео» (далее – объекты ответчика).
ООО «Ухтажилфонд» (региональный оператор) подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 4763/РО-П/2019, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
В силу пункта 2 договора объем ТКО, места накопления ТКО, в т.ч. КГО, и периодичность вывоза, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяется согласно приложению к договору.
Способ складирования ТКО – п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 (приложение № 1) – контейнеры, расположенные на контейнерной площадке (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг – 01.11.2018 (пункт 4 договора).
Под расчетным периодом принимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом ставки НДС (пункт 5 договора).
Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» следующим способом – исходя из нормативов накопления ТКО (пункт 12 договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 20 договора).
Согласно пунктам 24, 25 договора данный договор действует с 01.11.2018 по 31.12.2019; договор считается продленным на каждый последующий календарный год и на тех де условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
В приложении № 1 к договору приведена информация по объему и местам накопления ТКО, а также предложена периодичность вывоза ТКО.
Не согласившись с предложенным региональным оператором проектом договора, ответчик направил в адрес ООО «Ухтажилфонд» подписанный в одностороннем порядке протокол согласования разногласий № 1 от 17.08.2019, в котором настаивал на включении в договор адресов размещения контейнерных площадок согласно предлагаемому перечню; определении в качестве даты начала оказания услуг даты заключения договора с учетом подписания протокола согласования разногласий; установлении срока действия договора до 31.12.2019; применении приводимых в протоколе урегулирования разногласий цен на услуги (тарифы) по обращению с ТКО либо введении понижающего коэффициента 0,3 к предельному тарифу за указанные периоды.
Названный протокол согласования разногласий № 1 от 17.08.2019 подписан региональным оператором с протоколом урегулирования разногласий, от подписания которого предприниматель отказался.
В подтверждение факта оказания спорных услуг истцом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы № 32034/РО от 31.07.2019, № 44046/РО от 31.08.2019, № 49866/РО от 30.09.2019, № 57335/РО от 31.10.2019, № 65275/РО от 30.11.2019, № 73165/РО от 16.12.2019.
Поскольку договор со стороны ответчика не подписан, оплата услуг не произведена, истец направил в адрес предпринимателя ФИО1 претензию № СРО-201/ис от 29.01.2020, содержащую требование об оплате стоимости оказанных услуг.
Неисполнение ответчиком денежных обязательств по оплате услуг регионального оператора за период с ноября 2018 года по декабрь 2019 года, оказанных на условиях типового договора, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО, Правила № 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила коммерческого учета, Правила № 505).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 названной нормы договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Разделом I (1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил обращения с ТКО).
Пунктом 8 (12) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156.
В соответствии с пунктом 8 (15) Правил № 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
При этом под потребителем Правила № 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 12 Правил № 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из пункта 8 (18) Правил обращения с ТКО следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 № 1156.
Пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 названной нормы обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
По смыслу изложенных положений, в случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом у собственников отходов, возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Поскольку истец является региональным оператором на территории Республики Коми с 01.11.2018, следовательно, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором.
Пунктом 6 Типового договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказаны услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Порядок оплаты оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг установлен статьей 781 ГК РФ, в соответствии с которой заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Анализ вышеназванных норм права показывает, что заказчик обязан оплатить исполнителю стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Согласно статье 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктами 1, 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Статья 310 Гражданского кодекса РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд производит оценку доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд, руководствуясь требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании представленных сторонами документов, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО № 4763/РО-П/2019 от 23.07.2019 сторонами не подписан.
Между тем, данный договор признается заключенным между сторонами, исходя из пункта 8 (12) и 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156; объем и стоимость оказанных услуг по обращению с ТКО истец определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления, рассчитанных с учетом назначения принадлежащих ответчику помещений.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т (в редакции приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 16.04.2019 № 15/2-Т), в частности, норматив накопления ТКО:
- для офисных и бытовых помещений предприятий и организаций - 0,1 куб. м/год или 0,00833 куб. м/месяц на 1 кв. м площади помещения (или по числу сотрудников: 0,87 куб. м/год или 0,07250 куб. м/месяц на 1 сотрудника);
- для объектов оптово-розничной торговли - 0,28 куб. м/год или 0,2333 куб. м/месяц на 1 кв. м общей помещения.
В соответствии с приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 05.10.2018 № 37/2-Т, от 20.12.2018 № 70/42-Т установлены и введены в действие предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, определенные из расчета за 1 куб. м., в частности, для категории потребителей «Потребители, за исключением категории «население» с 01.11.2018 по 31.12.2018 и с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 883,17 руб./куб. м., с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 904,37 руб./куб. м., с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 758,27 руб./куб. м. без НДС
Объем и стоимость оказанных услуг определены истцом исходя из нормативов накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО – в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест п. 2.2.1» (приложение № 1 к договору).
Правилами обращения с ТКО определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов (пункт 25).
На основании изложенного, юридические лица, в деятельности которых помимо отходов производства образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, согласно пункту 6 Правил обращения с ТКО в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящий Правил, то есть расчетным путем.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункт 8 названных Правил).
Поскольку в силу части 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обращение с ТКО является коммунальной услугой, то положения Правил № 505 в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме уточняются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В силу абзаца первого пункта 148(38) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Как следует из данной формулы, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании нормативов накопления ТКО.
Во втором абзаце пункта 148(38) Правил № 354 указано, что при раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к настоящим Правилам.
Из упомянутой формулы следует, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, жилищным законодательством установлено два варианта расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении в многоквартирном доме: на основании нормативов накопления ТКО либо на основании объема вывезенных контейнеров (в случае раздельного накопления сортированных отходов и указания на это в договоре с региональным оператором).
Из системного толкования норм пунктов 5, 8 Правил № 505, пункта 148(38) Правил № 354 следует, что возможность применения второго способа расчета размера оплаты спорных услуг установлена законодателем только при условии организации потребителем раздельного накопления сортированных отходов в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации как это предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 13.4 Закона об отходах.
Аналогичная позиция о возможности определения фактического объема ТКО только для случаев раздельного накопления отходов отражена в Пояснительной записке к Проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», подготовленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ID проекта 02/07/05-19/00091482).
С учетом вышеизложенных норм специального законодательства, в отсутствие доказательств принятия ответчиком мер по организации раздельного накопления ТКО, суд приходит к выводу о том, что установленный в проекте договора № 4763/РО-П/2019 от 23.07.2019 порядок расчета стоимости услуги по обращению с ТКО (исходя из нормативов накопления ТКО) не противоречит действующему законодательству и подлежит применению.
В последующем, при условии организации раздельного сбора ТКО предприниматель вправе обратиться к региональному оператору с требованием о внесении соответствующих изменений в договор № 4763/РО-П/2019 от 23.07.2019 (статьи 451, 452 ГК РФ).
Услуги по обращению с ТКО потребителем в полном объеме не оплачены. Перечень объектов и их площадь ответчиком не оспариваются.
Доказательства ненадлежащего оказания региональным оператором принятых на себя обязательств в рамках заявленного периода в материалах дела отсутствуют. Отсутствуют в деле и доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз ответчиком и утилизацию ТКО способами, не нарушающими санитарное законодательство.
При этом, суд принимает во внимание, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО. В соответствии с Правилами обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Прочие доводы ответчика также не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО «Региональный оператор Севера» в заявленном размере (с учетом уточнения от 23.11.2020), поскольку, произведя перерасчет стоимости услуг в части применения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в размере 0,28 ко всем помещениям ответчика (заявление № РО-20765/лс от 23.11.2020), истец фактически внес изменения в ранее предложенную региональным оператором редакцию спорного договора № 4763/РО-П/2019 от 23.07.2019, при этом период оказания услуг к моменту внесения соответствующих изменений истек. Доказательства согласования таких изменений между сторонами в рамках рассматриваемого периода, направления в адрес предпринимателя ФИО1 дополнительного соглашения к договору, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
По расчету суда, сумма задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за спорный период составляет 632 190 руб. 41 коп.
В названной части требования истца подлежат удовлетворению.
Обществом на основании пункта 20 договора № 4763/РО-П/2019 от 23.07.2019 за просрочку оплаты ответчиком оказанных услуг на сумму задолженности начислена неустойка в размере 66 542 руб. 60 коп. за период с 13.08.2019 по 19.05.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных ненадлежащим исполнением должником своих обязательств.
Поскольку ответчик не исполнил своевременно обязательство по оплате оказанных услуг требование истца о взыскании неустойки за нарушение договорных обязательств правомерно.
Судом произведен перерасчет суммы неустойки исходя из установленной судом суммы задолженности. По расчету суда, размер правомерно начисленной и подлежащей взысканию в рамках настоящего дела неустойки за период с 13.08.2019 по 19.05.2020 составляет 54 298 руб. 72 коп.
На основании вышеизложенного, исковые требования ООО «Региональный оператор Севера» удовлетворяются частично, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в размере 632 190 руб. 41 коп. и неустойка в размере 54 298 руб. 72 коп.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика почтовых расходов на отправку претензии в сумме 138 руб. 50 коп.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статьи 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
На основании статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признает правомерно заявленными судебные издержки на оплату почтовых расходов на отправку досудебной претензии, поскольку необходимость их несения связана с рассмотрением дела, факт их несения подтвержден материалами дела.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы распределяется между сторонами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований почтовые расходы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 85 руб. 96 коп. относятся на ответчика, в остальной части – остаются на истце.
Поскольку при заявлении ходатайства об увеличении исковых требований доплата государственной пошлины ООО «Региональный оператор Севера» в бюджет не произведена, сумма государственной пошлины в размере 7 173 руб. (с учетом частичного удовлетворения требований) подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) 632 190 руб. 41 коп. долга, 54 298 руб. 72 коп. неустойки, 14 933 руб. 26 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины и 85 руб. 96 коп. судебных расходов по отправке почтовой корреспонденции.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) в доход федерального бюджета 7 173 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.