ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
31 марта 2014 года Дело № А29-546/2014
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Дорожного агентства Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Ясноглеспром» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о взыскании платы в счет возмещения вреда,
установил:
Дорожное агентство Республики Коми (далее – заявитель) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью «Ясноглеспром» (далее – ООО «Ясноглеспром», ответчик) с исковым заявлением о взыскании 2 175,18 руб. в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2014 исковое заявление Дорожного агентства Республики Коми принято к производству с указанием на возможность рассмотрения дела в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
О возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В срок, установленный в определении суда от 03.02.2014, ответчик отзыв по существу заявленных требований не представил.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова сторон путем исследования представленных в материалы дела в установленные сроки доказательств.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В результате проведения весового контроля на ППВК автодороги «Обход г. Сыктывкара (9 км) 15.03.2011 установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Камаз 6460 с регистрационным знаком <***>, с прицепом марки ТСП 94182-0000010 с регистрационным знаком АК1861 11, находящимися во владении Общества с ограниченной ответственностью «Ясноглеспром», под управлением водителя ФИО1, с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок. Установлено, в частности, что осуществлялась перевозка с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки и полной массы автопоезда.
В связи с выявленным нарушением составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) № 3 от 15.03.2011, согласно которому транспортное средство при допустимой общей массе в 38 тонн имело фактическую массу 42,070 тонн, при допустимых осевых нагрузках тягача в 8,000 тонн фактическая осевая нагрузка на первую ось составила 8,220 тонн, при допустимых осевых нагрузках прицепа в 8,000 тонн на первую ось нагрузка составила 10,000 тонн, на вторую- 9,710 тонн. Акт составлен в присутствии водителя ФИО1 подписавшего его без замечаний.
На том же ППВК 08 апреля 2012 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Камаз 43118 24 с регистрационным знаком <***>, с прицепом марки МАЗ 837810-020 с регистрационным знаком ВР5098 50, находящимися во владении Общества с ограниченной ответственностью «Ясноглеспром», под управлением водителя ФИО2, с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок. Установлено, в частности, что осуществлялась перевозка с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки автопоезда.
В связи с выявленным нарушением составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) № 6 от 08.04.2012, согласно которому транспортное средство при допустимой общей массе в 40 тонн имело фактическую массу 39,880 тонн, при допустимых осевых нагрузках прицепа в 10,000 тонн фактическая осевая нагрузка на вторую ось составила 11,200 тонн.
Акт составлен в присутствии водителя ФИО2 подписавшего его без замечаний.
На основании указанных актов истцом произведен расчет платы в счет возмещения вреда при провозе тяжеловесного груза, который составил по акту № 3 от 15.03.2011 года в сумме 2077,29 руб., по акту №6 от 08.04.2012 года-97,89 руб., что соответствует разъяснениям по протяженности маршрутов к актам № 3 и № 6 от 15.03.2011 и от 08.04.2012 года соответственно.
Поскольку ответчик не возместил в добровольном порядке причиненный транспортными средствами вред, истец обратился в суд с требованиями о взыскании в бюджет Республики Коми с ответчика 2 175,18 руб.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение факта перевозки ответчиком тяжеловесного груза с нарушением требований нормативно-правовых актов истец представил протоколы весового контроля от 15.03.2011, от 08.04.2012 года, акты № 3 от 15.03.2011,№6 от 08.04.2012 года, расчет размера вреда, разъяснения по протяженности маршрута, регистрационные документы на автотранспорт и водительские удостоверения ФИО1 иФИО2
Взвешивание транспортных средств: Камаз 43118 24 с регистрационным знаком <***> с прицепом МАЗ 837510-020 с регистрационным знаком ВР5098 50 произведено на весах ВА-15 № 1315 НР 1091, дата поверки от 25.01.2012, Камаз 6460 с регистрационным знаком <***> с прицепом ТСП 94182-0000010 с регистрационным знаком АК 1861 11 произведено на весах CasRW15Р, дата поверки от 06.12.2010, что подтверждено соответствующими свидетельствами о поверке. Результаты взвешивания транспортного средства отражены в протоколе весового контроля.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены в статьях 11 и 12 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007, которыми к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 7, 12 статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007).
В силу частей 8 и 9 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007 установлена обязанность владельцев транспортных средств возмещать вред, причиняемый автомобильным дорогам, в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 934 от 16.11.2009 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также порядок определения размера такого вреда.
Согласно пункту 2 названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог, перевозка крупногабаритного (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1.2. Инструкции под перевозчиком груза (грузоперевозчиком) понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза; тяжеловесным признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров.
В приложении № 1 к данной Инструкции определены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них), транспортное средство признается тяжеловесным.
Согласно пункту 1.4. Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названной Инструкцией.
Пунктом 6.1. указанной Инструкции предусмотрено, что контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции (деле по тексту- ГАИ).
При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов сотрудник ГАИ принимает меры в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Республики Коми № 295 от 14.10.2009 определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, рассчитанный на основе приведенных таблиц в зависимости от конкретной автомобильной дороги (либо ее участка) общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми (Приложение № 1 к Постановлению).
В соответствии с Положением о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми № 16 от 07.02.2005, Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Агентство уполномочено на предъявление исков о взыскании возмещения вреда, причиненных транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства Республики Коми № 438-р от 30.11.2009 и включает в себя, в том числе, автомобильные дорогиОбход г. Сыктывкара, в том числе Сыктывдинский район, город республиканского значения Сыктывкар с подчиненной ему территорией, по которым, согласно актам весового контроля, ответчиком осуществлена перевозка тяжеловесного груза.
Актами № 3 от 15.03.2011 и № 6 от 08.04.2012 года установлены факты осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего польз,ования регионального и межмуниципального значения Республики Коми с превышением предельных значений осевой нагрузки транспортного средства и полной массы транспортного средства (автопоезда). Указанный акт содержит все необходимые данные для произведения расчета ущерба и никем не оспорен. Доказательства, что водители использовали транспортные средства в личных целях, а не по заданию ООО «Ясноглеспром», не представлены.
Примененные истцом в расчетах исходные данные соответствуют приложению № 1 к постановлению Правительства Республики Коми № 295 от 14.10.2009. Протяженность маршрута транспортного средства подтверждена документально.
В силу требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленные требований.
Факт осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза с превышением предельных значений осевой нагрузки и полной массы транспортного средства подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются, следовательно, ООО «Ясноглеспром» обязано возместить вред, причиненный при перевозке тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в заявленной сумме.
Исковые требования Дорожного агентства Республики Коми признаются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании подпункта 1 части 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика в соответствии с требованиями, установленными статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации. Основания для освобождения ответчика от уплаты госпошлины, а также для ее уменьшения судом не установлены.
Руководствуясь статьями 110, 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ясноглеспром» в пользу Дорожного агентства Республики Коми с зачислением в доход бюджета Республики Коми 2 175,18 руб. в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ясноглеспром» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми.