ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-6111/15 от 11.12.2015 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: i№fo@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

18 декабря 2015 года                                                            Дело № А29-6111/2015

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2015 года , полный текст решения изготовлен декабря 2015 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бахаевой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Артеевой Натальи Алексеевны (ИНН:110208870500, ОГРН:304110220900125)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>),

третье лицо: Открытое акционерное общество «Коми энергосбытовая компания»,

о признании недействительным решения от 22 мая 2015 года № 02-07/4186 об отказе в возбуждении дела по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии:

от заявителя: ФИО2 (по доверенности от 10 января 2015 года),

от ответчика: не явился,

от третьего лица: ФИО3 (по доверенности от 30 декабря 2014 года),

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 мая 2015 года № 02-07/4186 об отказе в возбуждении дела по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми возбудить в отношении Открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» дело по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчик заявленные требования не признает. Доводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми изложены в отзыве от 03 июля 2015 года № 02-03/5611.

12 октября 2015 года в арбитражный суд от третьего лица поступил отзыв от 09 октября 2015 года № 119/б/н, согласно которому Открытое акционерное общество «Коми энергосбытовая компания» просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Кроме того, от третьего лица поступило письмо от 03 декабря 2015 года № 11-/б/н о предоставлении информации, согласно которому в настоящий момент у компании отсутствует возможность по ведению контроля за тем, с какой целью используется то или иное нежилое помещение, расположенное в том или ином многоквартирном доме. Кроме того, объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, предъявляется к оплате всем без исключения жителям многоквартирных домов, независимо от оснащения многоквартирного дома общедомовыми приборами учета.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 12 час. 00 мин.
11 декабря 2015 года.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в порядке, определенном статей 122-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

27 февраля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 от 22 февраля 2015 года на неправомерные, по мнению заявителя, действия Открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» (далее – ОАО «Коми энергосбытовая компания»), а именно:

- начисляя и предъявляя плату за коммунальную услугу энергоснабжения на общедомовые нужды, действует в нарушение действующего законодательства, поскольку при наличии в МКД управляющей компании (ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) взимание ОАО «Коми энергосбытовая компания» платы с жителей многоквартирного дома за общедомовые нужды является неправомерным;

- при начислении и выставлении ОАО «Коми энергосбытовая компания» к оплате счетов за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в отношении нее используется коммерческий тариф (установленный ОАО «Коми энергосбытовая компания» самостоятельно), который значительно выше, чем тариф для собственников жилых помещений в многоквартирном доме;

- выставляет к оплате расходы на общедомовые нужды по коммерческому тарифу не для всех домов в городе, а только для части из них. Так, например, Общество с ограниченной ответственностью «Ухтинская управляющая компания» счета на оплату поставленного коммунального ресурса по энергоснабжению производятся единообразно, по тарифу для населения.

22 мая 2015 года по результатам рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 антимонопольный орган направил в адрес заявителя письмо № 02-07/4186, которым уведомил об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ОАО «Коми энергосбытовая компания» признаков нарушения антимонопольного законодательства (л.д. 8-14).

Полагая, что такое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы, предприниматель ФИО1  обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми возбудить в отношении Открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» дело по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» предусмотрено, что, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, согласно пункту 1 которого Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно статье 22 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ антимонопольный орган, в том числе, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Согласно статьям 23, 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

В силу части 5 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган:

1) определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции;

2) устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

Часть 8 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ определяет, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В силу частей 9 и 10 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в том числе в случае, если отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет заявителю в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, с указанием мотивов принятия этого решения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в форме навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и (или) прямо не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ определяет, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3 и 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, ОАО «Коми энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке данных услуг и свое доминирующие положение на рынке указанных услуг оно не оспаривает.

При рассмотрении заявления предпринимателя ФИО1 антимонопольный орган принял во внимание, что согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается законом на собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 40 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с вышеназванными правилами.

Общий объем электрической энергии, поданной в места общего пользования, применительно к спорной ситуации определяется как разница суммарных показаний коллективного прибора учета и прибора учета в обособленных помещениях заявителя и суммарного потребления ресурса в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома (в том числе и помещений заявителя). Собственник каждого помещения (жилого и нежилого) оплачивает такие коммунальные услуги пропорционально площади своего помещения (пункт 44 Правил № 354).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 настоящего Кодекса (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Предусмотренное исключение, указанное пунктом 7.1, устанавливает, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, однако при этом в силу прямого указания в данной норме указанное не относится к виду коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

01 сентября 2008 года ОАО «Коми энергосбытовая компания» (Энергоснабжающая организация) и индивидуальный предприниматель ФИО1 (Абонент) заключили договор энергоснабжения № 3322 (электрическая энергия) (одноставочный тариф), по условиям которого Энергоснабжающая организация обязуется закупать на оптовом рынке электроэнергии и мощности и у субъектов розничных рынков, имеющих генерирующие мощности, электрическую энергию в объеме, предусмотренном в Приложении № 1 к настоящему договору, а также заключить в интересах Абонента договор с распределительной сетевой компанией (далее – РСК) на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств Абонента, а Абонент обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию, и оказанные услуги на условиях, установленных настоящим договором, а также соблюдать предусмотрены         договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии (л.д. 58-63).

Согласно пункту 4.8 договора энергоснабжения от 01 сентября 2008 года № 3322 оплата электрической энергии производится по тарифам для потребителей, рассчитывающихся за потребленную электрическую энергию по одноставочному тарифу, утвержденному органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования и установления тарифов.

Согласно пункту 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, также не включаются объемы коммунального ресурса, поставленного собственникам нежилых помещений по договорам ресурсоснабжения, заключенным непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (подпункт «в» пункта 21 Правил № 124).

В силу подпункта «б» пункта 22 Правил № 354 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.

В приложении № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства от 29 декабря 2011 года № 1178, утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению:

1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования:

2. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;

4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.

5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;

6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).

Как следует из материалов заявления, письменных пояснений заявителя и ОАО «Коми энергосбытовая компания» предприниматель ФИО1. не относится к категории потребителей, которые приравнены к населению.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования), цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа и представляют собой сумму следующих составляющих, определяемых для договоров энергоснабжения и купли-продажи в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам:

для договора энергоснабжения:

средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, на оптовом и розничном рынках по регулируемым ценам (тарифам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают следующие расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке:

сумма цен (тарифов) на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуг по передаче электрической энергии;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности).

Согласно пункта 76 Основ ценообразования на розничных рынках, функционирующих на территориях, отнесенных к неценовым зонам оптового рынка, стоимость электрической энергии (мощности), поставляемой покупателям на розничном рынке, рассчитывается гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями) с применением регулируемых цен (тарифов) с учетом особенностей, предусмотренных правилами применения цен (тарифов), определения стой мости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления: электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности на территориях, отнесенных к неценовым зонам оптового рынка, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Цена на электрическую энергию и (или) мощность, поставляемую покупателям розничного рынка, определяется гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями) как отношение стоимости, определенной в соответствии с требованиями настоящего пункта, к фактическому объем потребления электроэнергии и (или) мощности.

Регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются регулирующим органом.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что ОАО «Коми энергосбытовая компания» для части нежилых помещений в г. Ухте производит начисление по тарифу для населения, хотя собственники таких помещений также как и предприниматель ФИО1 не входят в категорию потребителей, приравненных населению, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Приказом Федеральной службой по тарифам от 30 ноября 2010 года № 364-э/4, стоимость электрической энергии (мощности), поставляемой ГП (ЭСО, ЭСБ потребителям на розничном рынке, за исключением населения и приравненных к нем категорий потребителей (далее - население), определяется исходя из цены (тарифа), установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной группы потребителей для покупки электроэнергии по договору купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения), и объема всего фактического потребления электрической энергии, в зависимости от изменения стоимости единицы электрической энергии (мощности), покупаемой ГП (ЭСО, ЭСК) на оптовом рынке, относительно индикативной цены на электрическую энергию или мощность, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также с учетом возникновения отклонения фактически поставленного объема электрической энергии (мощности) от договорного.

Заявитель в подтверждение своих доводов представил копии квитанций, выставленных ООО «Ухтинская управляющая компания» собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме, из которых следует, что управляющая компания предъявляет плату за коммунальную услугу на общедомовые нужды собственникам нежилых помещений с применением тарифа на электроэнергию для населения. Однако указанное не доказывает факт неправомерных действий со стороны ОАО «Коми энергосбытовая компания», поскольку выставление другого тарифа и другой организацией не указывает на неравный подход со стороны ОАО «Коми энергосбытовая компания» к своим потребителям. Как следует из материалов заявления, для прочих потребителей на территории Республики Коми, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, ОАО «Коми энергосбытовая компания» ежемесячно рассчитывает цены на электрическую энергию в соответствии с Основами ценообразования.

В данном случае ОАО «Коми энергосбытовая компания» заключило договор энергоснабжения от 01 сентября 2008 года № 3322 с ФИО1 именно как с индивидуальным предпринимателем, который не относится к категории потребителей, приравненных к населению. Следовательно, плата им не может быть рассчитана по тарифам, предусмотренным для населения.

В связи с этим, расчет стоимости коммунального ресурса «электроэнергии» (потребляемого, в том числе, на общедомовые нужды) по отношению к нежилым помещениям, принадлежащим предпринимателю ФИО1, производится по тарифу «прочие потребители»: одноставочный тариф, дифференцируемый по максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя мене 150 кВт по НН. В соответствии с действующим законодательством цены на электрическую энергию (мощность) для потребителей на территории Республики Коми, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, рассчитываются ежемесячно.

При таких обстоятельствах ОАО «Коми энергосбытовая компания» правомерно рассчитывала плату за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, исходя из цены, установленной для прочих потребителей.

Таким образом, вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Коми энергосбытовая компания» в частности, пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ, является обоснованным, подтвержденным установленными в ходе проверки фактическими обстоятельствами и документальными доказательствами.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 мая 2015 года № 02-07/4186 об отказе в возбуждении дела по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми возбудить в отношении Открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания» дело по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                        Н.Ш. Махмутов