ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-6564/2021 от 11.10.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

11 октября 2021 года     Дело № А29-6564/2021

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Суслова М.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тренькиной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к муниципальному образованию городского округа «Воркута»

в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:<***>, ОГРН: <***>)

в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: 1103023523 , ОГРН:1021100807716)

о взыскании задолженности и пеней,

без участия представителей сторон,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания» (далее – ООО «УК», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - Администрация) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее - Комитет) о взыскании 2 196 486 руб. 04 коп. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в отношении общего имущества 71 многоквартирного дома в период с июля по сентябрь 2020 года и 43 084 руб. 92 коп. пеней за период с 30.01.2021 по 24.05.2021 и далее, до дня фактической оплаты задолженности.

Определением арбитражного суда от 07.06.2021 требования о взыскании задолженности по договорам управления многоквартирными домами по адресам: <...>, выделены в отдельное производство, делу присвоен номер № А29-6564/2021.

Определением суда от 09.06.2021 рассмотрение дела назначено к предварительному судебному заседанию и судебному разбирательству на 28.07.2021.

Стороны получили копию определения суда от 09.06.2021, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями о вручении.

Комитет в отзыве подтвердил, что жилые помещения, расположенные в <...>, в спорный период являлись собственностью муниципального образования городского округа «Воркута» и входили в состав казны муниципального образования. Комитет считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в части взыскания задолженности в отношении следующих жилых помещений расположенных в г. Воркута:

- ул.Комарова, д.23а, кв.6  было заселено с начала спорного периода по 15.07.2020 включительно;

-  ул.Лермонтова, д.11а, кв.60  в спорный период не являлось собственностью МО ГО «Воркута». Жилое помещение 16.10.2015 передано в собственность ФИО1, право частной собственности зарегистрировано, что подтверждается имеющимся в распоряжении Комитета договором на передачу квартиры в собственность. Указанный договор не расторгался, сведениями о дальнейшем переходе прав собственности на указанное помещение, Комитет не располагает.

-  ул.Лермонтова, д.24, кв.13  в спорный период не являлось собственностью МО ГО «Воркута». Жилое помещение 21.10.1994 передано в собственность ФИО2, право частной собственности    зарегистрировано    в    БТИ    г.Воркуты,    что    подтверждается    имеющимся   в распоряжении Комитета договором на передачу квартиры в собственность. Указанный договор не расторгался, сведениями о дальнейшем переходе прав собственности на указанное помещение, Комитет не располагает.

-  ул.Лермонтова д.24, кв.22, в спорный период не являлось собственностью МО ГО «Воркута». Жилое помещение 11.09.1998 передано в собственность ФИО3, право частной собственности зарегистрировано в БТИ г.Воркуты, что подтверждается имеющимся в распоряжении Комитета договором на передачу квартиры в собственность. Указанный договор не расторгался, сведениями о дальнейшем переходе прав собственности на указанное помещение, Комитет не располагает

-  ул.Лермонтова, д.24а, кв.88 в спорный период не являлось собственностью МО ГО «Воркута». Жилое помещение 26.01.1996 передано в собственность ФИО4, право частной собственности зарегистрировано в БТИ г.Воркуты, что подтверждается имеющимся в распоряжении Комитета договором на передачу квартиры в собственность. Указанный договор не расторгался, сведениями о дальнейшем переходе прав собственности на указанное помещение, Комитет не располагает.

- жилые помещения, расположенные по адресам: ул.Комарова, д.23а, кв.22, ул.Лермонтова, д.11а, кв.53, ул.Лермонтова, д.22, кв.39, ул. Лермонтова д.24а, кв.65, ул.Лермонтова д.24а, кв.75, в спорный период находились в муниципальной собственности, а по окончании спорного периода перешли в частную собственность, в связи с чем в выписке из реестра объектов недвижимого имущества МО ГО «Воркута», составляемой по состоянию на текущую дату, данные квартиры не указаны.

Также Комитетом указано, что в данном случае затрагиваются интересы ресурсоснабжающих организаций – ООО «Воркутинские ТЭЦ», ООО «Водоканал», АО «Комиэнергосбытовая компания», осуществляющих на территории г. Воркуты деятельность по выработке и поставке энергетических ресурсов (тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжения, электроэнергии); заявленные ООО «Варк» затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения. В случае оплаты управляющей компанией поставленных ресурсов ресурсоснабжающим организациям, управляющая компания вправе взыскать с собственника помещений многоквартирного дома плату за поставленные ресурсы, включенные в состав платы за содержание жилого помещения, в порядке статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец заявлением от 16.07.2021 №816-Ю уточнил требования, просит взыскать с ответчика 112 468 руб. 73 коп. задолженности за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир) и  5 519 руб. 62 коп. пеней за период с 01.03.2021 по 28.07.2021 и далее, до дня фактической оплаты задолженности.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнение требований принято судом к рассмотрению.

Определением суда от 28.07.2021 предварительное судебное разбирательство отложено на 18.08.2021

Истец заявлением от 12.08.2021 уточнил требования, просит взыскать с ответчика 123 215 руб. 04 коп. задолженности за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир) и  8 440 руб. 23 коп. пеней за период с 01.03.2021 по 18.08.2021 и далее, до дня фактической оплаты задолженности.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнение требований принято судом к рассмотрению.

Так же истец указал, что ул. Комарова, д. 23а, кв. 6, включена в расчёт исковых требова­ний с 16.07.2020, после того как наниматели были сняты с регистрационного учёта; ул. Лермонтова, д. 11а, кв. 60, собственник спорной квартиры являлся ФИО1, который умер 10.10.2015 и снят с регистрационного учёта 16.10.2015; ул. Лермонтова д. 24, кв. 22, по информации из карточки поквартирного учёта, собст­венником спорной квартиры являлся ФИО5, который умер и 27.01.2020 и снят с регистрационного учёта; ул. Лермонтова, д. 24а, кв. 88, по информации из карточки поквартирного учёта, собственником спорной квартиры являлся ФИО6, который умер и 20.07.2020 был снят с регистрационного учёта; ул. Лермонтова, д. 24, кв. 13, по информации БТИ г.Воркуты, собственником спорной квартиры с 03.05.1996 является Комбинат «Печоршахтострой», в то же время Комбинат «Печоршахтострой» в соответствии с Постановлением Главы ад­министрации г. Воркуты № 114 от 05.02.1997г. был перерегистрирован в Государственное уни­тарное предприятие «Печоршахтострой». В дальнейшем, распоряжением Правительства РФ от 06.10.1999 № 1612-р «О ликвидации государственного унитарного предприятия «Печоршахтост­рой» и входящих в его состав дочерних предприятий» было принято предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации ГУП «Печоршахтострой» и входящих в его состав дочерних предприятий, которое являясь его правопреемником, 24.04.2006 согласно сведениям из Единого государственного рее­стра юридических лиц было ликвидировано. ООО «Управляющая компания» считает, что передача спорной квартиры осуществлена в муниципальную собственность, так как ответчик распоряжался указанным имуществом, о чем свидетельствует передача спорной квартиры по ордеру № 178 от 22.07.1997 гр. ФИО7, который проживал в ней в период с 06.08.1997 по 29.07.2011, производил оплату жилищных и коммунальных услуг на ее содержание. Таким образом, из представленных пояснений следует, что бывший собственник (ГУП «Печоршахтострой») отказался от права собственности, предпринял действия по устранению от владения, пользования и распоряжения спорным имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него, ответчик, в свою очередь, осуществил действия по распоряжению квартирой, передав ее нанимателю (ФИО7), что свидетельствуют о прекращении права собственно­сти Комбината «Печоршахтострой» на спорную квартиру.

В соответствии с ответом на определение Росреестр представил выписки ЕГРН, согласно которых, собственником квартиры по ул. Комарова, д. 23а, кв. 6, является Администрация (согласно договора найма №п3676 от 19.04.2012 квартира передана нанимателю ФИО8); ул. Лермонтова, д. 11а, кв. 60, собственником квартиры является ФИО1 (согласно поквартирной карточке умерла 10.10.2015); ул. Лермонтова, д. 24а, кв. 88, собственником квартиры является ФИО6 (согласно поквартирной карточке умер 20.07.2020).

По данным БТИ,  ул. Лермонтова д. 24, кв. 22,  собственником квартиры является ФИО5 (согласно поквартирной карточке умер 27.01.2020).

Определением суда от 18.08.2021  рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству на 11.10.2021, копия данного определения размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства.

Согласно ответу нотариусов Москатовой Т.А., Романюк Г.В., Щербакова В.А. сведения об открытии наследственного дела и круге наследников, а в случая вступления в наследство после смерти, в отношении Хаметгатина Ф.Х. и Самуилова С.А. не имеются.

В ответе нотариус Истомина С.В. сообщила, что в отношении Крючкова В.В., проживавшей по адресу: г. Воркута, ул. Лермонтова д. 11А, кв. 60, имеется открытое наследственное дело №59/2016 от 07.04.2016.

Комитет в возражениях указывает, что  жилые помещения, расположенные в г.Воркута по адресам: ул.Лермонтова, д.11 кв.60; ул.Лермонтова, д.24, кв.22; ул.Лермонтова, д.24а, кв.88, являются выморочным имуществом, а жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, является бесхозным имуществом, в связи с чем являются муниципальной собственностью. Спорные квартиры в собственность МО ГО «Воркута» как выморочное и бесхозное имущество не переходили. Заселение спорной квартиры № 13 по ул.Лермонтова д.24 по обменному ордеру № 178 от 22.07.1997 стало возможно ввиду предоставления паспортным столом жилищно-эксплуатационной организации, обслуживающей данный многоквартирный дом в период выдачи ордера, сведений о том, что все жильцы из квартиры выписаны и квартира является пустующей. Поскольку в тот период Бюро технической инвентаризации г.Воркуты и Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми сведения о нахождении спорных квартир в частной собственности в Администрацию МО ГО «Воркута» не предоставлялись, ордер был выдан на основании сведений, полученных от жилищно-эксплуатационной организации. После снятия с регистрационного учета проживающих в ней лиц, спорное жилое помещение иным лицам ни по ордеру, ни по договору социального найма жилого помещения не предоставлялось, поскольку при проведении сверки в Воркутинском отделении филиала ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по Республике Коми установлено, что указанное жилое помещение не является муниципальной собственностью, т.к. право собственности зарегистрировано за иным лицом.

Истец заявлением от 11.10.2021 №963-Ю уточнил требования, просит взыскать с ответчика 114 790 руб. 92 коп. задолженности за период с 01.07.2020 по 30.09.2020 по оплате стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир) расположенных по адресам <...> 384 руб. 17 коп. пеней, начисленных за период с 11.03.2021 по 11.10.2021, исключив из расчета ул. Лермонтова, д. 11а, кв.60, ул. Комарова, д. 23а, кв. 6.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнение требований принято судом к рассмотрению.

Ввиду неявки представителей сторон в судебное заседание на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено по существу в их отсутствие.

Как установлено судом, между собственниками помещений, находящихся в муниципальной казне МО ГО «Воркута», в лице начальника УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» и ООО «УК» (управляющая организация) заключены договоры управления многоквартирными домами № УК-2018/8 от 01.01.2018,  № УК-2018/9 от 01.01.2018,  № УК-2018/13 от 01.01.2018,  № УК-2018/10 от 01.01.2018,  № УК-2018/11 от 01.01.2018, № УК-2018/7 от 01.01.2018,  № УК-2018/45 от 01.01.2018  , № УК-2018/44 от 01.01.2018, № УК-2018/51 от 01.01.2018, № УК-2018/68 от 01.01.2018по адресам: <...>, (далее - договоры) по условиям пункта 1.1 которых, управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, а именно:

а) оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД;

б) предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям, пользующимся помещениями в МКД;

в) осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность (пункт 1.2. договора).

Основные характеристики МКД и границы эксплуатационной ответственности управляющей организации при исполнении договоров приведены в приложении № 3  к договору. Состав общего имущества МКД и его техническое состояние указаны в приложении № 4 к договору управления (пункты 1.2 и 1.3 договора).

Цена договора (пункт 5.1) устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по содержанию жилого помещения, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договоров, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.4 договоров, а также стоимости иных работ, услуг, которые составляют предмет договора, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.7 договора.

В силу пункта 5.6 договора стоимость коммунальных услуг определяется ежемесячно исходя из объёма (количества) фактически предоставленных
в расчетном периоде коммунальных услуг и тарифов, установленных
в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимые в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно исходя из размера платы и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения (пункт 6.1.3 договоров).

Размер платы за коммунальные услуги для собственников помещений и иных потребителей определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг с учетом установленных такими Правилами условий ее перерасчета и изменения (уменьшения) (пункт 6.2.2. договора управления).

Размер ежемесячной платы за содержание и текущий ремонт жилых
и нежилых помещений в спорном многоквартирном доме определён в приложении № 8.

В силу пункта 6.3.5. договора плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых управляющей организацией или представителем управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Как следует из искового заявления, истец осуществлял управление спорными многоквартирными домами, в связи чем предъявил ответчику к оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, расположенных по адресам в  <...>.

Поскольку ответчик не оплатил работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также поставленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, в том числе, после направления истцом претензии №1888 от 29.12.2020, то ООО «УК» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Положениями статей 309 и 310 Кодекса установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании статьи 210 Кодекса собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Из содержания статей 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.

В соответствии с пунктами 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ по общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление, которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставле­ния коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Россий­ской Федерации.

В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.

  Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), определено, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги в виде горячего водоснабжения, то есть снабжения горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в виде отопления, то есть подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии.

Согласно пункту 31 Правил № 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012
№ 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее - Правила № 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) указанных Правил.

Истец является лицом, обязанным в силу закона обеспечить жильцов многоквартирного дома необходимыми коммунальными ресурсами.

В соответствии с Правилами № 354 в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей и управляющей организациями возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил № 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.

По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Нормами части 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Решением Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Положение №270).

Пунктом 1 статьи 6 Положения №270 предусмотрено, что органы администрации МО ГО «Воркута» осуществляют функции администрации МО ГО «Воркута» по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018  внесены изменения в решение  Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2013 № 270, согласно которым пункт 3 статьи 6 дополнен подпунктами 13 и 14. Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 6 Положения №270 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о КУМИ администрации МО ГО «Воркута», до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.

Подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения № 270 изложен в следующей редакции: Управление городского хозяйства осуществляет функции администрации муниципального образования городской округ «Воркута» в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления.

Таким образом, решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018  полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального фонда переданы Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута», который с 07.06.2018 является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального фонда и выступает как представитель публично-правового образования.

При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по делу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по содержанию и текущему ремонту имущества за спорный период является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

По расчету истца, задолженность составила 114 790 руб. 92 коп. по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, за период с июля по сентябрь 2020 года, расположенных по адресам в <...>.

Согласно выписке из реестра объектов недвижимого имущества муниципального образования городского округа «Воркута» от 13.07.2021 №5748-4832, указанные квартиры в спорный период являлись собственностью муниципального образования городского округа «Воркута», за исключением квартир г. Воркута: ул.Лермонтова, д.11 кв.60; ул.Лермонтова, д.24, кв.22; ул.Лермонтова, д.24а, кв.88, ул.Лермонтова д.24 кв. 13.

Возражения ответчика в части квартир по ул. Лермонтова, д.11а кв.60 и  ул. Комарова, д. 23а, кв. 6 учтены истцом при уточнении требований.

Поверив обоснованность возражений Комитета и принадлежность в спорный период муниципальному образованию жилых помещения ул. Лермонтова, д. 24а, кв. 88, суд установил, что данная квартира являлась собственностью  ФИО6., умершего 20.07.2020, а таки же ул. Лермонтова д. 24, кв. 22, являлась собственностью   ФИО5, умершего 27.01.2020, согласно ответов нотариусов наследственных дел в отношении сорных квартир  не открывалось.

Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

В силу пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе жилое помещение.

Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (пункт 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пунктах 49 и 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.). Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Истец справедливо исходит и из того, что именно муниципальное образование должно выполнять обязанности собственника в отношении указанной пустующей квартиры, как выморочного имущества (статья 1151, пункт 4 статьи 1152, пункт 1 статьи 1157 Гражданского кодекса), поскольку доказательств наследования жилого помещения или передачи его в собственность (пользование) иных физических лиц, ответчики, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, не представили.

Возражения ответчика  в части квартир по улице ул.Лермонтова д.24 кв. 13, судом не принимаются.

По информации БТИ г.Воркуты, собственником спорной квартиры с 03.05.1996 является Комбинат «Печоршахтострой», в то же время Комбинат «Печоршахтострой» в соответствии с Постановлением Главы ад­министрации г. Воркуты № 114 от 05.02.1997 был перерегистрирован в Государственное уни­тарное предприятие «Печоршахтострой». В дальнейшем, распоряжением Правительства РФ от 06.10.1999 № 1612-р «О ликвидации государственного унитарного предприятия «Печоршахтост­рой» и входящих в его состав дочерних предприятий» было принято предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации ГУП «Печоршахтострой» и входящих в его состав дочерних предприятий, которое являясь его правопреемником, 24.04.2006 согласно сведениям из Единого государственного рее­стра юридических лиц было ликвидировано.

С учетом отсутствия в материалах дела сведений об ином собственнике спорного жилого помещения, отсутствия в едином государственном реестре сведений о зарегистрированных правах на него, ликвидации прежнего собственника, квартира является бесхозяйным имуществом, обязательства по содержанию которого в силу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и в силу пункта 6 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возлагается на орган местного самоуправления, на территории которого находится такое имущество.

С учетом изложенного, правовых оснований для исключения указанной квартиры из расчета долга не имеется; собранными по делу доказательствами не подтверждается принадлежность спорного жилого помещения иным лицам.

Доводы Комитета о том, что заявленные истцом затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения собственника помещений от обязательств по внесению платы за потребленные коммунальные ресурсы.

При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Право регресса – это требование кредитора к должнику (непосредственному причинителю вреда) о возврате выплаченного по его вине возмещения потерпевшему. Право регрессного требования к должнику возникает с момента выплаты сумм, подлежащих возмещению в связи с причинением вреда.

Установленная действующим законодательством схема оплаты коммунального ресурса предполагает (по умолчанию) непосредственную оплату поставленного ресурса абонентом исполнителю (управляющей организации), а также оплату исполнителем коммунального ресурса в адрес ресурсоснабжающей организации, то есть отношения по оплате коммунального ресурса возникают между собственниками помещений в доме и управляющей организацией (исполнителем), а также между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией.

То есть в рассматриваемой ситуации обязательственные отношения по оплате коммунального ресурса возникли между собственниками – с одной стороны и управляющей организацией – с другой стороны, а исполнение управляющей организации своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией не поставлено в зависимость от обязанности собственников помещений произвести оплату коммунальных ресурсов управляющей организации.

В этой связи, исполнение истцом своего обязательства перед ресурсоснабжающей организацией не может быть квалифицировано как возмещение вреда, причиненного третьим лицом. Не имеется и оснований считать такое исполнение исполнением обязательств третьим лицом (статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно  частям 7 и 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме,  управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При изложенных обстоятельствах, в отсутствие доказательств оплаты задолженности, с КУМИ администрации МО ГО «Воркута» (главного распорядителя денежных средств в отношении требований истца) в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов за период с июля по сентябрь 2020 года в размере 114 790 руб. 92 коп.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 11 384 руб. 17 коп. пеней, начисленных за период с 01.03.2021 по 11.10.2021.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.

К последствиям нарушения обязательства могут быть отнесены не полученные истцом имущество и денежные средства, понесенные убытки, в том числе упущенная выгода, другие имущественные или неимущественные права, на которые истец вправе рассчитывать в соответствии с законодательством и договором.

В силу пункта 14 статьи 155 Гражданского Жилищного кодекса Российской Федерациилица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Проверив представленный расчет пеней, суд считает его обоснованным, соответствующим закону и условиям договора и не превышающим установленный законом размер.

Ответчиком возражения по размеру взыскиваемой суммы пени не заявлены, контрасчет не представлен, доказательства уплаты начисленной пени в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, пени подлежат взысканию в заявленном размере 11 384 руб. 17 коп., начисленном за период с 01.03.2021 по 11.10.2021.

Вопрос о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку требования, рассмотренные в рамках настоящего дела, выделены арбитражным судом из дела № А29-6359/2021, а согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить полностью.

2. Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) 126 175 руб. 09 коп., из них: 114 790 руб. 92 коп. задолженности и 11 384 руб. 17 коп. пени.

3. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу по заявлению истца.

4. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы (в том числе в электронном виде) через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                       М.О. Суслов