ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-6687/14 от 03.12.2014 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

10 декабря 2014 года Дело № А29-6687/2014

Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2014 года, полный текст решения изготовлен 10 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой С.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Северная железная дорога (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)

к обществу с ограниченной ответственностью «КБ» (ИНН: 1108013705, ОГРН: 1031100820299)

о взыскании сбора за подачу и уборку вагонов

при участии:

от истца: Михалюта А.Ю. – по доверенности от 11.06.2014

от ответчика:  не явились

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала – Северная железная дорога (далее – ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «КБ» (далее – ООО «КБ») 20039,71 руб. сбора за подачу и уборку вагонов.

Истец на требованиях настаивает.

Ответчик отзыв по существу заявленных требований не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, должным образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Возражений против завершения предварительного судебного заседания и начала рассмотрения дела в судебном заседании от сторон не поступило. С учетом вышеизложенного, суд завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.

21 ноября 2012 года между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «КБ» (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов ООО «КБ» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий железной дороге, по станции Ветласян Северной железной дороги № 7-82, по условиям которого перевозчик обязуется производить подачу (на) и уборку вагонов с выставочных путей пользователя железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к соединительному пути Сосногорской дистанции пути стрелочным переводом № 2 по станции Ветласян, обслуживаемого собственным локомотивом.

Границей пути необщего пользования является сигнальный знак «Граница пути необщего пользования», установленный напротив стыка рамного рельса стрелочного перевода № 2.

Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 5085 м. Путь принадлежит перевозчику (параграфы 1-2 договора).

В соответствии с параграфами 4 – 7 договора расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика принимается 21,699 км в оба конца.

Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производится по уведомлению.

О предстоящей подаче вогонов перевозчик уведомляет пользователя не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи.

Уведомление передается круглосуточно по телефонам с записью в книгу уведомлений.

Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производятся на выставочных путях № 2 и № 3 пользователя.

С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются перевозчику по мере их готовности.

Согласно пункту «д» параграфа 9 договора пользователь уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов за расстояние 21,699 км в оба конца по ставкам части 1 таблицы № 11 с учетом коэффициента доплат, определяемого по таблице 13 Тарифного руководства № 3, с уменьшением размера ставки на 7 % согласно пункту 2.7.9 Тарифного руководства за каждый выход локомотива.

Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за каждый календарный год.

В силу пункта 10.1 договора пользователь перечисляет на расчетный счет перевозчика в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся платежей, начисляемых в соответствии с параграфом 9 настоящего договора.

Параграфом 13 договора установлено, что он вступает в силу с 21.11.2012 и действует по 31.10.2013 включительно.

Исполняя принятые на себя обязательства, ОАО «РЖД» в соответствии с заявкой № 0023053836 от 26.07.2013, измененной 09.08.2013, 07 августа 2013 года доставило в адрес ООО «КБ» на станцию Ветласян порожний вагон № 54783253 отправкой ЭЯ287652.

В связи с выявленной технической неисправностью 07.08.2013 вагон № 54783253 был выведен с пути необщего пользования и повторно подан пользователю после ремонта 14.08.2013.

06.09.2013 года указанный вагон был выведен с пути необщего пользования ООО «КБ».

В подтверждение указанных обстоятельств истцом представлены заявки на перевозку грузов № 0023053836 от 26.07.2013, № 0023053836-ИЗМ/1 от 09.08.2013, учетная карточка № 0023053836, дорожная ведомость на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой ЭЯ 287652, выкопировки из книги предъявления вагонов грузового парка к техническому и коммерческому осмотру перед погрузкой на станции Ветласян Северной железной дороги за 07.08.2013, книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку с 08 час. 00 мин. по 20 час. 00 мин. 14.08.2013, акты общей формы № 1/7102 от 07.08.2013, № 1/7618 от 09.08.2013, № 1/7619 от 11.08.2013, № 1/7620 от 12.08.2013, № 1/7805 от 30.08.2013, ведомость подачи и уборки вагонов № 000001, памятки приемосдатчика № 4260 от 14.08.2013, № 4788 от 06.09.2013, письмо ОАО «РЖД» № 186 от 09.09.2013 о направлении представителя ООО «КБ» для подписания памяток приемосдатчика.

Представитель пользователя – Мищенкова А.В. от подписи памяток приемосдатчика №№ 4260, 4788, а также ведомости подачи и уборки вагонов № 000001 отказалась, о чем составлены акты общей формы, соответственно, № 1/8646 от 20.09.2013, № 12/171 от 23.09.2013.

В соответствии с условиями заключенного договора № 7-82 от 21.11.2012 ответчику начислен сбор за два выхода локомотива перевозчика (14.08.2013 и 06.09.2013) для подачи и уборки вагона ООО «КБ» № 54783253 на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий железной дороге, в общей сумме 20039 руб. 71 коп., в том числе НДС.

Сумма сбора пользователем в добровольном порядке не оплачена.

Неисполнение ООО «КБ» указанных требований послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены положениями Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации).

Согласно абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.7.1 постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/15 «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» (Тарифное руководство № 3) установлено, что сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:

- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;

- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы № 10 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).

Выбор варианта оплаты для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути (пункт 2.7.2 Тарифного руководства № 3).

В соответствии с пунктами 2.8.1 и 2.8.2 Тарифного руководства № 3 на станциях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате и доплаты за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к ставкам сборов за хранение, взвешивание, подачу и уборку вагонов, в том числе маневровую работу и пробег локомотивов в зависимости от установленных коэффициентов, применяются коэффициенты доплат к отдельным сборам, приведенные в таблице № 13 Тарифного руководства № 3.

Коэффициент доплат к отдельным сборам по таблице № 13 Тарифного руководства № 3 определяется исходя из суммы, полученной от сложения действующих для данного места коэффициентов к заработной плате и доплат за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На территории Российской Федерации действует Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 № 1029.

Станция Ветласян, по которой составлена ведомость подачи и уборки вагонов № 000001, расположена в Сосногорском районе Республики Коми.

Таким образом, предусмотренный пунктом 2.8.2 Тарифного руководства № 3, расчет коэффициента сбора за подачу и уборку вагонов определен в сумме 1,8. Соответственно, коэффициент доплат к сборам по таблице № 13 Тарифного руководства № 3 равен 1,3.

Индекс к базовым ставкам сборов за подачу и уборку вагонов, установленным Тарифным руководством № 3, в соответствии с приложением № 5 к приказу Федеральной службы по тарифам от 27.11.2012 № 301-Т/1 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО «РЖД»», действующему на момент подачи и уборки ООО «КБ» вагона № 54783253, составил 3,534.

Согласно статье 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктами 1, 2 статьи 314 ГК РФ установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Статья 310 Кодекса предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Документы, из которых следовало бы, что ответчик отрицает факт оказания услуг по подаче и уборке вагонов, материалы дела не содержат.

Доказательства уплаты сбора за подачу и уборку вагонов в размере 20039 руб. 71 коп. либо доказательства наличия обстоятельств, освобождающих его от выполнения обязательств по оплате оказанных истцом услуг, ООО «КБ» суду не представлены.

Арифметическая правильность расчета сбора судом проверена.

На основании изложенного, суд признает исковые требования ОАО «РЖД» о взыскании с ООО «КБ» 20039 руб. 71 коп. сборов за выход локомотива перевозчика 14.08.2013 и 06.09.2013 для подачи и уборки вагона № 54783253 на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий железной дороге, правомерными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КБ» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 20 039 руб. 71 коп. сбора за подачу и уборку вагонов, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Выдать исполнительный лист.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Н.С. Огородникова