ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
16 мая 2014 года Дело № А29-675/2014
Резолютивная часть решения объявлена мая 2014 года , полный текст решения изготовлен мая 2014 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Е.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Муниципальному автономному учреждению «Центр обслуживания населения муниципального района «Печора» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в размере 34 963,76 руб.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми (далее – ГУ-УПФ в г.Печоре РК, заявитель) обратилось с заявлением о взыскании с Муниципального автономного учреждения «Центр обслуживания населения» муниципального района «Печора» (далее – МАУ «Центр обслуживания населения», ответчик) штрафа в сумме 34 963,76 руб. на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Ответчик мотивированный отзыв на заявление не представил.
Дело рассматривается судом в отсутствие представителей сторон на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществлен переход к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Муниципальное автономное учреждение «Центр обслуживания населения» муниципального района «Печора»зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми 10.06.2008 за основным государственным регистрационным номером <***>. В установленном законом порядке общество статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 14.05.2014 (л.д. 53-59).
В соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее –Федеральный Закон № 167-ФЗ) МАУ «Центр обслуживания населения» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и зарегистрировано в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Печоре Республики Коми.
Как следует из материалов дела, ГУ-УПФ РФ в г. Печоре РК проведена выездная проверка МАУ «Центр обслуживания населения» по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов и документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц: за период с 01.01.2011 по 31.03.2013 проверка полноты, правильности отражения индивидуального персонифицированного учета в части сведений о страховом стаже и стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение и за период с 01.04.2014 по 31.03.2013 – проверка правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, по результатам которой составлен акт от 16.10.2013 № 18 (л.д. 15-23).
По результатам проверки Управлением принято решение от 11.11.2013 № 22 (л.д. 24-33) о привлечении МАУ «Центр обслуживания населения» к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Федеральный Закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 34 963,76 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Требованием об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.12.2013 № 23 (л.д. 49) ответчику предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 30.12.2013.
МАУ «Центр обслуживания населения» требование Управления не исполнило, сумма штрафа в установленный срок обществом не уплачена, в связи с чем ГУ-УПФ РФ в г. Печоре РК обратилось с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 данного Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно материалам выездной проверки пенсионным органом выявлено занижение базы для начисления страховых взносов за 2012-2013 годы. В результате указанных нарушений установлено, что Муниципальным автономным учреждением «Центр обслуживания населения» муниципального района «Печора» представлены неполные сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц в части сумм, начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 1 застрахованное лицо за 2 квартал 2012 года, на 2 застрахованных лица за 4 квартал 2012 года, на 1 застрахованное лицо за 1 квартал 2013 года.
Кроме того, в ходе выездной проверки пенсионным органом выявлены нарушения пункта 71 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п, а именно: неверно отражена часть ставки в периоде работы на неполную ставку (0.5,0.3, 0.25); неверно отражены периоды отпусков без сохранения заработной платы; не отражены периоды командировок в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности - параметр РКС, МКС проставляется в зависимости от местности, где протекала работа; не отражены периоды учебных оплачиваемых отпусков - данные периоды засчитываются в страховой стаж, должны быть отражены без кода территориальных условий; неверно указана дата принятия на работу, данный период не засчитывается в страховой стаж; досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; неверно отражены периоды работы по договорам возмездного оказания услуг на основании актов приемки выполненных работ (данные периоды засчитываются в страховой стаж и в стаж ДПО; необоснованно отражены периоды работы (документально не подтверждается факт (период) работы отраженный в ИС).
В соответствии сИнструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в форме СЗВ-6-1 отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица. Данная форма заполняется на каждого работника, который согласно пункту 71 Инструкции в отчетном периоде: находился в неоплачиваемом отпуске; на больничном; работал в особых (в том числе и особых территориальных) условиях труда; обрел право на назначение досрочной пенсии.
Если сотрудник выполняет работы в течение полного рабочего дня в режиме неполной рабочей недели, нужно указать фактически отработанное им время в месяцах и днях. Если он выполняет работы в режиме неполного рабочего дня, указывается доля занимаемой ставки.
Доводы пенсионного органа о наличии вышеуказанных нарушений, подтверждаются материалами дела.
Управлением на основании выявленных и отраженных в акте выездной проверки от 16.10.2013 № 18 предложено МАУ «Центр обслуживания населения» внести исправления и представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц. Однако ответчик предложение не исполнил, уточненные сведения не представил.
При таких обстоятельствах суд считает, что учреждение правомерно привлечено к ответственности, установленной в пункте 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Расчет суммы штрафа произведен органом пенсионного фонда от суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем в Пенсионный фонд РФ за период 2012-2013 годы в размере 349 637,45 руб. (л.д. 141).
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи c принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014, в абзац 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ внесены изменения, согласно которым за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что в случае если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Положения указанной статьи распространяются на все виды правонарушений и отрасли законодательства.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие, ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.3 постановления от 20.04.2006 № 4-П, императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ с 01.01.2014 смягчена ответственность, установленная частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в размере 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела в суде за непредставление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Размер подлежащих перечислению МАУ «Центр обслуживания населения» в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2012-2013 годы платежей и взносов составил 349 637,45 руб.
Исходя из изложенного, размер штрафа, подлежащего взысканию с МАУ «Центр обслуживания населения»за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2012-2013 годы составляет 17 481,87 руб. Соответственно требования Управления в данной части подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что существенных нарушений порядка рассмотрения материалов проверки, органом пенсионного фонда не допущено, возражений относительно порядка привлечения к ответственности со стороны общества не заявлено, требования предъявлены в пределах установленного срока. Сведения о добровольной уплате взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.
Обстоятельства, отягчающие ответственность, а также обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной истцом государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Заявитель - ГУ-УПФ РФ в г.Печоре РК в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым судом, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая имущественное положение Учреждения, суд при распределении судебных расходов полагает возможным, в порядке пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 102,110,167-170, 171, 176, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Печоре Республики Коми удовлетворить в части.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Центр обслуживания населения муниципального района «Печора», зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми 10.06.2008 за основным государственным регистрационным номером <***>, расположенного по адресу: 169600, <...>, в доход бюджета Пенсионного фонда 17 481 руб. 87 коп. штрафа, а также в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.
В остальной части заявленных требований отказать.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.