ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-7277/19 от 27.06.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

03 июля 2019 года                              Дело № А29-7277/2019

Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года , полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горчаковой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью Юридическая Компания «Правовая помощь» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о привлечении к административной ответственности,

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару (далее – УМВД России по г.Сыктывкару, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Юридическая Компания «Правовая помощь» (далее – ООО ЮК «Правовая помощь», общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 03.06.2019 заявление принято к  производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Республики Коми «Коми Реклама» (далее – ГКУ РК «Коми Реклама»)(ИНН:<***>, ОГРН:<***>).

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Третье лицо направило в суд отзыв на заявление, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов, при отсутствии возражений сторон против перехода к рассмотрению дела в судебном заседании, руководствуясь положениями части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции, назначенное на 15 час. 15 мин. 27 июня 2019 года.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

26.02.2019 в 11 час. 10 мин. должностным лицом ГКУ РК «Коми Реклама» в результате осмотра рекламной конструкции с информацией «Юридическая компания «Правовая помощь», Помощь профессиональных юристов с большим опытом работы Консультация бесплатно! Помощь профессионалов – Мы знаем, что делать! От составления иска – до исполнения решения суда, т.8(8212)21-46-26, 8-912-116-17-18,              2 этаж, кабинет 208», расположенной по адресу: <...> выявлен факт установки и эксплуатации рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на её установку.

По факту выявленного нарушения ГКУ РК «Коми Реклама» в адрес ООО ЮК «Правовая помощь» 27.02.2019 было направлено предписание о демонтаже данной рекламной конструкции, которое получено обществом, однако по состоянию на 25.04.2019 не исполнено.

27.05.2019 инспектором отдела по исполнению административного
законодательства УМВД России по г.Сыктывкару старшим лейтенантом
полиции ФИО1 в отношении ООО ЮК «Правовая помощь» на основании части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» составлен протоколоб административном правонарушении СР №454345 по статье 14.37 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ УМВД России по г.Сыктывкару обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ЮК «Правовая помощь» к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена нормой статьи 14.37 КоАП РФ, может быть выражена в нескольких самостоятельных действиях, и в частности, в установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.

Субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, является лицо, как осуществляющее эксплуатацию самовольно установленной рекламной конструкции, так и эксплуатирующее такую рекламную конструкцию с нарушением требований технического регламента.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе); по смыслу статей 1, 2, 3, 19 Закона о рекламе объектом указанного выше административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности и обеспечивающие порядок распространения наружной рекламы.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под рекламной конструкцией понимается оборудование, предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности (щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло и др.), а также иные технические средства стабильного территориального размещения. Указанное оборудование или технические средства монтируются или располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементов зданий строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

По смыслу положений частей 1, 2 статьи 25.1, статей 25.5, 28.2, пункта 4
части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, а также пункта 24 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О
некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об
административныхправонарушениях» протокол об административном правонарушении составляется, а дело об административном правонарушении рассматривается уполномоченным должностным лицом административного органа в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя (защитника), чьи права на представление интересов данного лица подтверждены в установленном законом порядке. В отсутствие указанных лиц названные процессуальные действия совершаются только в случае, если упомянутые лица надлежащим образом извещены о времени и месте их совершения.

Данные положения КоАП РФ направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Соответственно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у административного органа к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении должны быть в наличии достоверные данные о его надлежащем извещении.

   В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

            Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении СР № 454345 присутствовал учредитель ООО ЮК «Правовая помощь» ФИО2, который не мог рассматриваться в качестве законного представителя общества.

В материалах административного дела имеется заявление ФИО2 об увольнении его по собственному желанию с должности директора ООО ЮК «Правовая помощь» от 04.07.2018, протокол общего собрания учредителей ООО ЮК «Правовая помощь» № 1 от 06.08.2018, согласно которому решено удовлетворить заявление ФИО2 об увольнении его с должности директора ООО ЮК «Правовая помощь» с 06.08.2018 (последний рабочий день), а также приказ ООО ЮК «Правовая помощь» № 1 от 06.08.2018 о расторжении трудового договора с директором ФИО2

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении СР № 454345 ФИО2 не являлся законным представителем ООО ЮК «Правовая помощь».

Доказательства извещения ООО ЮК «Правовая помощь» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствует.

Протокол от 27.05.2019 составлен в отсутствие законного представителя общества, привлекаемого к административной ответственности, общество не  извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола, также в материалах дела в нарушение части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют надлежащие доказательства вручения (направления) в адрес ООО ЮК «Правовая помощь» протокола об административном правонарушении от 27.05.2019.

Таким образом, материалы административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении, протокол не может являться надлежащим доказательством совершенного правонарушения.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

На основании изложенного, заявление о привлечении ООО ЮК «Правовая помощь» к административной ответственности удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180-181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сыктывкару о привлечении общества с ограниченной ответственностью Юридическая Компания «Правовая помощь» к административной ответственности отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                                   Ж.А. Василевская