ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
20 января 2022 года Дело № А29-7365/2021
Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года , полный текст решения изготовлен января 2022 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Тарасова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Матвеевой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «С легким паром» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Министерству внутренних дел по Республике Коми,
к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сыктывдинскому району
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, общества с ограниченной ответственностью «СтройРегион»(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконными решений и действий (бездействия),
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО5 – по доверенности от 01.07.2021,
от МВД по Республике Коми: ФИО6 – по доверенности от 13.09.2021;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «С легким паром» (далее – ООО «С легким паром», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (в уточненной редакции от 27.09.2021) в котором просит:
- признать незаконными действия должностных лиц - сотрудников полиции: инспектора ОСВДПС ГИБДД МВД по Республики Коми ФИО7, оперуполномоченного УЭБиПК МВД по Республике Коми ФИО4, выразившиеся в требовании 25.03.2021 года на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара» у водителя ФИО8 и представителя ООО «С легким паром» ФИО9 сопроводительного документа, со сведениями о декларации сделки купли-продажи в ЛесЕГАИС на транспортировку перевозимых в а/м «Скания R420» г/н «0915СВ 11», п/п «SCHWARZMUELLERSPA3/Е» г/н «АО2187 11», строганных профилированных изделий общим габаритом 28,491 куб.м;
- признать незаконными действия должностного лица - сотрудника полиции: оперуполномоченного УЭБиПК МВД по Республике Коми ФИО4, выразившееся в передаче в дежурную часть ОМВД РФ по Сыктывдинскому району 25.03.2021 в 12 часов 14 минут сообщения о том, что на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара» остановлена автомашина «Скания» г.р.з. «0915СВ 11» с прицепом «АО 2187» с нарушением сопроводительных документов, усматриваются признаки административного правонарушения по ст.8.28 КоАП РФ, зарегистрированного в КУСП за № 2025;
- признать незаконными действия должностного лица - сотрудника полиции: инспектора ОСВДПС ГИБДД МВД по Республики Коми ФИО10, выразившиеся в составлении 25.03.2021 в 14 часов 05 минут на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара» акта осмотра транспортного средства и груза, в котором отражены нарушения в виде деревянных профилированных изделий в количестве 28,491 куб.м., не зарегистрированных в установленном порядке;
- признать незаконным акт осмотра транспортного средства и груза составленный 25.03.2021 в 14 часов 05 минут на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара» инспектором ОСВДПС ГИБДД МВД по Республики Коми ФИО10, в котором отражены нарушения в виде деревянных профилированных изделий в количестве 28,491 куб.м., не зарегистрированных в установленном порядке;
- признать незаконными действия должностного лица – сотрудника полиции: старшего инспектора ГИАЗ ОМВД РФ по Сыктывдинскому району ФИО1 выразившиеся в составлении 25.03.2021 в 14 часов 15 минут на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара» протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей, согласно которого на профилированные, готовые деревянные изделия, строганные: 1. доска пола шпунтованная (шип-паз) 2. вагонка, обшивка для стен (шип-паз) 3. доска профилированная с закругленными торцами со всех сторон, общим объемом 28,491 куб.м.;
- признать незаконным протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей, составленный старшим инспектором ГИАЗ ОМВД РФ по Сыктывдинскому району ФИО1 25.03.2021 в 14 часов 15 минут на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара», согласно которого на профилированные, готовые деревянные изделия, строганные: 1. доска пола шпунтованная (шип-паз) 2. вагонка, обшивка для стен (шип-паз) 3. доска профилированная с закругленными торцами со всех сторон, общим объемом 28,491 куб.м. наложен арест;
- признать незаконными действия должностного лица – сотрудника полиции: старшего инспектора ГИАЗ ОМВД РФ по Сыктывдинскому району ФИО1 выразившиеся в составлении 25.03.2021 в 14 часов 55 минут на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара» акта приема-передачи транспортного средства, товаров, иных вещей на ответственное хранение, согласно которого представителю ООО «С Легким паром» ФИО9 переданы под роспись, на ответственное хранение - профилированные, готовые деревянные изделия, строганные: 1. доска пола шпунтованная (шип-паз) 2. вагонка, обшивка для стен (шип-паз) 3. доска профилированная с закругленными торцами со всех сторон, общим объемом 28,491 куб.м.;
- признать незаконным Акт приема-передачи транспортного средства, товаров, иных вещей на ответственное хранение, составленный 25.03.2021 в 14 часов 55 минут на 9 километре автодороги «Обход г. Сыктывкара» должностным лицом - сотрудником полиции: старшим инспектором ГИАЗ ОМВД РФ по Сыктывдинскому району ФИО1, согласно которого представителю ООО «С Легким паром» ФИО9 переданы под роспись, на ответственное хранение -профилированные, готовые деревянные изделия, строганные: 1. доска пола шпунтованная (шип-паз) 2. вагонка, обшивка для стен (шип-паз) 3. доска профилированная с закругленными торцами со всех сторон, общим объемом 28,491 куб.м.;
- признать незаконными бездействие должностного лица - сотрудника полиции: оперуполномоченного ОЭБиПК ОМВД РФ по Сыктывдинскому району ФИО2 в части не вынесения вплоть до 14.04.2021 года постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по материалу проверки, зарегистрированному в КУСП ОМВД РФ по Сыктывдинскому району за номером 2025 от 25.03.2021;
- признать незаконными бездействия должностного лица - сотрудника полиции: оперуполномоченного ОЭБиПК ОМВД РФ по Сыктывдинскому району ФИО2 в части не вынесения вплоть до 14.04.2021 года постановления об отмене ареста товаров, транспортных средств и иных вещей и снятии запрета - распоряжаться арестованными товарами, а именно профилированные, готовые деревянные изделия, строганные: 1. доска пола шпунтованная (шип-паз) 2. вагонка, обшивка для стен (шип-паз) 3. доска профилированная с закругленными торцами со всех сторон, общим объемом 28,491 куб.м. по материалу проверки, зарегистрированному в КУСП ОМВД РФ по Сыктывдинскому району за номером 2025 от 25.03.2021;
- признать незаконными бездействия должностного лица - сотрудника полиции: оперуполномоченного ОЭБиПК ОМВД РФ по Сыктывдинскому району ФИО2 в части не доведения до 15.04.2021 сведений об отмене ареста товаров, транспортных средств и иных вещей и снятии запрета и возможности распоряжаться ранее арестованными товарами, а именно профилированные, готовые деревянные изделия, строганные: 1. доска пола шпунтованная (шип-паз) 2. вагонка, обшивка для стен (шип-паз) 3. доска профилированная с закругленными торцами со всех сторон, общим объемом 28,491 куб.м. по материалу проверки, зарегистрированному в КУСП ОМВД РФ по Сыктывдинскому району за номером 2025 от 25.03.2021 до представителя ООО «С легким паром».
Определением арбитражного суда от 25.06.2021 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.
Определением арбитражного суда от 09.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены должностные лица МВД по Республике Коми ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Определением от 07.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СтройРегион».
К дате судебного заседания ООО «СтройРегион» представило отзыв на заявление, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В ранее представленных отзывах ОМВД России по Сыктывдинскому району, МВД по Республике Коми просят в удовлетворении заявления отказать в полном объеме (подробно доводы изложены в отзывах, соответственно, от 27.07.2021, от 23.07.2021) .
В судебном заседании представитель заявителя просил удовлетворить заявление.
Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд считает возможным рассмотреть заявление по существу без участия третьих лиц.
Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что25.03.2021 в 12 час. 14 мин. на 9 км автодороги Обход г. Сыктывкара, на территории Сыктывдинского района Республики Коми сотрудниками УГИБДД и УЭБиПК МВД по Республике Коми остановлен грузовой тягач Скания R420 грз. О915СВ11.
Инспектором ДПС ОСВДПС ГИБДД МВД по Республике Коми А.И. Гамай выявлено, что посредством автомобиля грузовой тягач Скания/Шварцмюллер R420 г.р.з. О915СВ11, под управлением водителя ФИО8 осуществлялась транспортировка древесины из ООО «ЭкоЛесПром» в г. Сыктывкар в ООО «С Лёгким паром» г. Сыктывкар, без сопроводительных документов, установленных лесным законодательством в соответствии, с требованиями ст.50.4 Лесного кодекса Российской Федерации. Инспектором ДПС ОСВДПС ГИБДД МВД по Республике Коми А.И.Гамай был составлен акт осмотра транспортного средства и груза от 25.03.2021.
Усмотрев признаки административного правонарушения, оперуполномоченным УЭБиПК МВД по Республике Коми старшим лейтенантом полиции ФИО4 25.03.2021 в 12 час. 14 мин. в дежурную часть ОМВД России по Сыктывдинскому району было по телефону передано сообщение о данном административном правонарушении. Сообщение 25.03.2021 оперативным дежурным ОМВД было зарегистрировано в Книге учета заявлений, и сообщений о преступлениях (далее-КУСП) за № 2025.
Врио начальника ФИО11 ФИО12 разрешение данного сообщения об административном правонарушении и принятие решения по нему поручено ФИО2, оперуполномоченному ОЭБиПК ОМВД, в пределах её компетенции.
По факту сообщения ФИО4 об административном правонарушении и регистрации данного сообщения в КУСП ОМВД на место совершения административного правонарушения оперативным дежурным отдела направлена старший инспектор ГИАЗ ОМВД капитан полиции ФИО1, которая по прибытии составила протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 25.03.2021 (в 14 час. 15 мин.) и акт приема-передачи транспортного средства, товаров, иных вещей на ответственное хранение от 25.03.2021 на основании отсутствия формы сопроводительного документа на профилированные готовые деревянные изделия.
В период времени с 26.03.2021 по 14.04.2021 оперуполномоченным ОЭБиПК ФИО2 проводилось административное расследование. 26.03.2021 ею вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ.
По результатам административного расследования на основании материалов проверки ФИО2 сделан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, в связи с чем ею 14.04.2021 было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заявитель, считая, что действия должностных лиц МВД по Республике Коми являются незаконными, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Требования, рассматриваемые в данном деле, заявлены Обществом со ссылкой на статью 197 АПК РФ.
По смыслу части 1 статьи 197, части 1 статьи 199 АПК РФ предметом спора по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 АПК РФ, является, в том числе требование о признании незаконными действий уполномоченных органов или должностных лиц. Основанием такого требования выступают обстоятельства, из которых оно вытекает, а именно: конкретные права и законные интересы заявителя, в том числе обстоятельства их возникновения, изменения, прекращения, и факт нарушения данного права или законного интереса оспариваемыми действиями. Предмет и основание спора определяются обратившимся в суд лицом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемых действий возлагается на орган, его принявший.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд, обязано обосновать и доказать факт нарушения прав и законных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 02.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (пункт 8 части 1 статьи 13); останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта, задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (пункт 20 части 1 статьи 13).
В соответствии с пунктом 197 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (далее - Административный регламент), основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.
В соответствии с пунктом 200 Административного регламента о проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, в частности в виде ареста транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 27.14 КоАП РФ арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины и продукции ее переработки, указанных в части 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса, любым видом транспорта допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, реквизиты сделок с древесиной (в случае, если совершались сделки с древесиной), а также о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).
Частью 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ наделены должностные лица органов внутренних дел.
Часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ предполагает проведение административного расследования, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды к природопользования осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующих значительных временных затрат.
В силу части 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
В соответствии с пунктом 2.1.2 указанной Инструкции в территориальных органах МВД России в целях настоящей Инструкции осуществляются прием, регистрация и разрешение, в том числе, заявлений об административном правонарушении - письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что сотрудники МВД по Республике Коми действовали в пределах предоставленных им законодательством полномочий.
Кроме того, по смыслу главы 24 АПК РФ признание незаконными оспариваемых действий направлено на пресечение допущенного в отношении конкретного лица нарушения его прав и законных интересов.
Постановлением от 14.04.2021 производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые действия не привели к привлечению Общества к административной ответственности и к каким-либо иным неблагоприятным последствиям, какие-либо незаконные обязанности на Общество возложены не были, доказательства нарушения конкретных прав и интересов заявителя в результате таких действий отсутствуют, суд приходит к выводу, что оснований для устранения таких нарушений в порядке главы 24 АПК РФ не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказывает.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Д.А. Тарасов