ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
12 сентября 2022 года Дело № А29-7375/2022
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2022 года, полный текст решения изготовлен 12 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Воронецкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Размысловой Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сантехмонтаж» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждения «Агентство по управлению муниципальным имуществом» муниципального образования городского округа «Инта», муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством»
о признании незаконным решения,
при участии:
от ответчика: ФИО1 – по доверенности № 04-05/6355 от 16.08.2022,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сантехмонтаж» (далее - ООО «Сантехмонтаж», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) № РНП-11-42 от 10.03.2022 в части включения сведений об ООО «Сантехмонтаж» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Определением от 04.08.2022 судебное разбирательство по делу № А29-7375/2022 назначено на 07.09.2022; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное казенное учреждения «Агентство по управлению муниципальным имуществом» муниципального образования городского округа «Инта» (далее – МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта», третье лицо) и муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» (далее – МКУ «УЖКХ», третье лицо).
Заявитель на требованиях настаивает.
Коми УФАС России заявленные требования не признает по основаниям, подробно изложенным в отзыве.
МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта» и МКУ «УЖКХ» против удовлетворения заявленных требований также возражают.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил следующее.
В Коми УФАС России поступило обращение МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта» № 124 от 28.02.2022 (вх. № 981 от 03.03.2022) о включении информации об ООО «Сантехмонтаж» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 10/2021 от 23.08.2021 на ремонт здания котельной № 2 пгг. Верхняя Инта, заключенного между МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта» и ООО «Сантехмонтаж» по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение № 0107300017121000134).
При рассмотрении указанного обращения антимонопольным органом установлено, что 23.08.2021 между МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта» (заказчик) и ООО «Сантехмонтаж» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 10/2021 на ремонт здания котельной № 2 пгг. Верхняя Инта (далее - контракт).
Согласно пунктам 1.1 - 1.2, 1.4 контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы «ремонт здания котельной № 2 шт. Верхняя Инта» в соответствии с техническим заданием согласно Приложению № 1, локальным сметным расчетом согласно Приложению № 2 к контракту, определяющим объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
Место выполнения работ: Республика Коми, пгт. Верхняя Инта, ул. Комсомольская, д. 18А. Предусмотренные настоящим контрактом работы выполняются в полном соответствии с требованиями технического задания и нормативно-правовых документов, действующих на момент заключения контракта в полном объеме и в установленный муниципальным контрактом срок. Работы, не соответствующие требованиям настоящего контракта, не принимаются заказчиком и считаются невыполненными.
Контроль над работами, выполняемыми подрядчиком по настоящему контракту осуществляется МКУ «УЖКХ» (далее – Учреждение) в соответствии договором-поручением. Учреждение производит приемку выполненных работ, освидетельствование скрытых работ, осуществляет технический надзор, контроль за качеством работ, отдает указания и распоряжения по надлежащему выполнению работ в части настоящего контракта.
Цена контракта, согласно пункту 2.1 контракта, составляет 1 836 342 руб., НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 3.1 сроки выполнения работ: с момента заключения контракта до 30 сентября 2021 года.
Согласно пунктам 5.1.1 - 5.1.2, 5.1.4, 5.1.8-5.1.9 контракта подрядчик обязан:
- выполнять работы по объекту в соответствии с техническим заданием и сметной документацией, являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение №1,2), с соблюдением требований к качеству, безопасности, порядку выполнения работ и техническим характеристикам выполняемых работ, требований действующих нормативных документов для данного вида работ;
- назначить ответственного представителя подрядчика, который от его имени совместно с Учреждением и заказчиком осуществляет контроль над объемами и качеством выполнения работ по настоящему контракту, соответствия используемых подрядчиком материалов условиям настоящего контракта, а также для сдачи выполненных работ в порядке, предусмотренном настоящим контрактом;
- обеспечить выполнение предусмотренных контрактом работ в течение всего срока их выполнения, установленного разделом 3 контракта «Сроки выполнения работ». Обеспечить технологию и организацию производства работ, в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и передать результат работ заказчику;
- исполнять полученные в ходе выполнения работ указания заказчика (ответственного представителя заказчика, осуществляющего контроль), если такие указания не противоречат условиям настоящего контракта. Об исполнении уведомлять заказчика;
- своевременно устранять выявленные недостатки и замечания, определенные Актом контроля качества. О полном устранении недостатков уведомлять заказчика.
Пунктами 7.1, 7.4-7.6, 7.8-7.9 контракта предусмотрено, что работы выполняются подрядчиком на основании указаний заказчика, определяющих объемы, виды и сроки выполнения работ по конкретным объектам.
Подрядчик обязуется письменно уведомить заказчика о завершении работ в полном объеме и готовности объекта.
В течение 5 рабочих дней с момента предъявления подрядчиком выполненных работ (с приложением необходимой исполнительной документации), Учреждением проводится проверка сведений и результатов выполненных работ.
Проверка результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, проводится Учреждением.
В случае положительного заключения Учреждения о соответствии результатов предъявленных к приемке работ требованиям и условиям исполнения контраста, Учреждение подписывает акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) с приложением счета (счета-фактуры), и передает поступившие от подрядчика документы для оплаты.
В случае выявления по результатам проверки несоответствия выполненных работ установленным требованиям, заказчик направляет подрядчику мотивированный отказ от приемки выполненных работ, а также назначает подрядчику срок для устранения выявленных недостатков. Акт приемки выполненных работ (форма № КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) с приложением счета (счета-фактуры), в данном случае подписывается сторонами при положительном заключении экспертизы.
В соответствии с пунктами 14.1-14.2 контракта, настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения обязательств сторонами по настоящему контракту. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения обязательств сторон по настоящему контракту.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В связи с невыполнением ООО «Сантехмонтаж» взятых на себя обязательств по муниципальному контракту № 10/2021 от 23.08.2021, Заказчик 29.03.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного выше контракта.
Изучив, представленные МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта» материалы, Коми УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях Общества факта недобросовестности в части исполнения взятых на себя обязательств по контракту № 10/2021 от 23.08.2021, в связи с чем вынесло решение № РНП-11-42 от 10.03.2022 о включении информации о ООО «Сантехмонтаж» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно подпунктам «а», «б», «в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ с 01 января по 01 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов дела, МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта» 10.02.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 10/2021 от 23.08.2021. Причиной принятия МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МО ГО «Инта» такого решения послужили следующие обстоятельства.
Согласно условиям контракта ООО «Сантехмонтаж» приняло на себя обязательства по выполнению ремонтных работ здания котельной № 2 пгт. Верхняя Инта в соответствии с техническим заданием и сметной документацией в срок до 30.09.2021.
24 августа 2021 года между МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» и МКУ «УЖКХ» заключен договор поручения № 17/2021, согласно которому заказчик поручает, а Учреждение берет на себя обязательство осуществлять функции технического надзора за ходом выполнения работ по ремонту здания котельной № 2 пгт. Верхняя Инта.
22 сентября 2021 года ООО «Сантехмонтаж» в адрес заказчика представлено ходатайство № 142/09 от 13.09.2021 о согласовании замены материала облицовки здания котельной № 2 и пристройки, материала облицовки кровли пристройки без увеличения сметной стоимости.
По итогам заседания Комиссии Технического совета администрации муниципального образования городского округа «Инта», состоявшегося 14.10.2021, принято решение о согласовании заказчиком в соответствии с действующим законодательством замены материалов облицовки здания котельной, пристройки и кровли пристройки здания котельной №2 пгт. Верхняя Инта на предлагаемые ООО «Сантехмонтаж».
15 октября 2021 года МКУ «УЖКХ» в адрес ООО «Сантехмонтаж» направлено Предписание об устранении выявленных в ходе строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной № 2 пгг. Верхняя Инта нарушениях, а именно: не установлены временные опорные стойки (для обеспечения устойчивости) под плиты покрытия и балку тельфера внутри здания, согласно техническому заданию. Выставлено требование об устранении в кратчайший срок выявленных нарушений.
МКУ «УЖКХ» в адрес подрядчика письмом № 3093 от 16.11.2021 направлено уведомление о нарушении обществом сроков выполнения работ, по состоянию на 15.11.2021, работы обществом выполнены только на 40 %.
Письмом № 3364 от 07.12.2021 МКУ «УЖКХ» уведомило МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» о том, что работы подрядчиком на заданном объекте ведутся с нарушением срока, а также с отступлением от технического задания и сметной документации.
Так, в ходе строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной № 2 пгт. Верхняя Инта установлено следующее: не закончен монтаж каркаса металлоконструкций; не закончены работы по ремонту кирпичной кладки стен здания котельной; не закончены работы по устройству тамбура; не закончены работы по облицовке стен здания котельной металлосайдингом; устройство отмостки.
Указанное письмо для сведения направлено также в адрес ООО «Сантехмонтаж».
Письмом № 586 от 07.12.2021 МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» указало обществу об истечении установленного муниципальным контрактом № 10/2021 от 23.08.2021, срока выполнения ремонтных работ, а также запросило предоставить в срок до 09.12.2021 информацию о сроке завершения таких работ в полном объеме.
В ответ на запрос заказчика обществом направлено уведомление № 200/12 от 09.12.2021 о завершении работ по ремонту здания котельной № 2 пгт. Верхняя Инта до 22.12.2021.
В письме № 35 от 18.01.2022 МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта», направленном в адрес ООО «Сантехмонтаж», заказчик сообщил, что по состоянию на 18.01.2022 работы на данном объекте не завершены, в связи с чем, на основании пункта 3 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 11.2 контракта, им принято решение об одностороннем отказе от исполнения такого контракта. Просил в срок до 20.01.2022 предоставить локально сметный расчет (Локальную смету) на работы, выполненные по данному контракту, в 2-х экземплярах, в том числе для проверки объемов выполненных работ. Указанное письмо получено директором ООО «Сантехмонтаж» 19.01.2022.
Письмом № 05/01 от 28.01.2022 общество обратилось в адрес заказчика с просьбой о принятии законченных работ по муниципальному контракту № 10/2021 от 23.08.2021.
В ответ на указанное выше письмо заказчиком в адрес ООО «Сантехмонтаж» направлено письмо № 70 от 02.02.2022 о предоставлении отчетных документов для произведения расчетов и приемки работ, согласно пунктам 2.2, 5.1.14 контракта.
04 февраля 2022 года МКУ «УЖКХ» в адрес ООО «Сантехмонтаж» направлено Предписание об устранении выявленных по итогам строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной № 2 пгт. Верхняя Инта нарушениях, а именно:
1) при устройстве каркаса тамбура: работы по устройству каркаса не закончены (не установлены связи между стойками (доска сеч. 40мм), балки перекрытия (брус сеч. 150x150мм);
2) ремонт стен: не предъявлены скрытые работы, а именно ремонт кирпичной кладки левой торцевой стены.
Не выполнены работы: не закончены работы по устройству тамбура; устройство отмостки.
Подрядчику предложено в срок до 07.02.2022 сообщить дату окончания работ с предоставлением графика выполнения работ.
09 февраля 2022 года в ходе обследования МКУ «УЖКХ» строительного контроля (технического надзора) за ходом выполнения ремонтных работ здания котельной № 2 пгт. Верхняя Инта выявлены частичные отступления подрядчика от условий технического задания, что привело к несоответствию результата работ целям его использования заказчиком. В частности, выявлены следующие нарушения:
- установка, снятие временных опорных стоек для обеспечения устойчивости: ферм-под плиты, балку тельфера внутри здания - не выполнено;
- штукатурка поверхностей внутри здания цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону: простая стен - участков наружных стен после ремонта ось «3» (S=0,6 м2), ось «4» (S=5м2) - не выполнено;
- известковая окраска водными составами внутри помещений: по штукатурке - не выполнено;
- не предъявлены скрытые работы, а именно ремонт кирпичной кладки левой торцевой стены;
- не предъявлены скрытые работы, а именно ремонт конопатки одной стороны шва с добавлением пакли и заделка трещин в кирпичных стенах: цементным раствором;
- работы по устройству каркаса тамбура не закончены (не установлены связи между стойками (доска сеч. 40мм), балки перекрытия (брус сеч. 150x150мм) по факту на дату обследования (брус сеч. 100x100мм);
- устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали - свес для защиты наружной продольной стены от замокания ось «3» - не выполнены в полном объеме;
- устройство отмостки - не выполнено.
Выявленные выше нарушения зафиксированы в Акте о недостатках выполненных работ от 09.02.2022.
Письмом № 351 от 10.02.2022 указанный Акт направлен в адрес ООО «Сантехмонаж», а также в адрес заказчика.
В связи с чем, МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» 10.02.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением ООО «Сантехмонаж» работ по контракту в полном объеме, не предоставлением заказчику результата работ.
Решение от 10.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.02.2022 направлено посредством электронной почты ООО «Сантехмонаж», 14.02.2022 направлено обществу заказным письмом с простым уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также размещено 10.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, порядок надлежащего уведомления общества об одностороннем отказе заказчика от исполнения указанного выше контракта, МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» соблюден.
Антимонопольным органом установлено, что МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» посчитало дату вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, расторжения такого контракта - 21.02.2022.
Указанная дата была рассчитана в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, введенной Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ).
Между тем, следует отметить, что согласно пункту 1 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ с 01.01.2022 до 01.07.2022 часть 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ, а именно подпунктами «а», «б», «в» пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.
Из материалов дела следует, что копии уведомления о вручении отправления с почтовым идентификатором 16984052018606 следует, что решение заказчика от 10.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 10/2021 от 23.08.2021 получено ООО «Сантехмонтаж» 15.02.2022. Указанное уведомление доставлено в адрес МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» 16.02.2022.
Таким образом, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика. исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату -16.02.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Десятый день с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату - 26.02.2022 (суббота), следовательно, такой день переносится на первый рабочий день, то есть - 28.02.2022.
С учетом положения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 10.02.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 10/2021 от 23.08.2021, а также датой расторжения контракта следует считать дату - 01.03.2022.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Антимонопольным органом также установлено, что 17.02.2022 ООО «Сантехмонтаж» направило в адрес МКУ «УЖКХ» Локальную смету № 2020-13-1 и АКТ о приемке выполненных работ КС-2.
Письмом № 15/02 от 17.02.2022 общество уведомило заказчика о выполнении работ и направлении техническому заказчику МКУ «УЖКХ» на согласование акта о приемке выполненных работ по форме КС-2. Вся исполнительная документация по работам на объекте была направлена в адрес МКУ «УЖКХ» ранее.
Так же ООО «Сантехмонтаж» в указанном письме уведомило заказчика о невозможности завершения работ по двум позициям первоначального сметного расчета:
50. Устройство основания под фундаменты: щебеночного 1,6 куб.м.;
51. Устройство фундаментных плит железобетонных: плоских - отмостка 2 куб.м.
Отмечено, что данные виды работ выполнить не представлялось возможным, так как эксплуатирующая организация на месте проведения данных работ складирует уголь в больших объемах. Объем невыполненных работ относительно стоимости всего контракта не более 2%.
В связи с невозможностью выполнения указанных выше работ обществом предложено заказчику закрыть контракт, приняв работы по фактически выполненным объемам, в части невыполненных видов работ - расторгнуть контракт по соглашению сторон.
По мнению ООО «Сантехмонтаж», заказчик обязан был отменить не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку общество выполнило работы и своевременно об этом уведомило заказчика.
Письмом № 104 от 18.02.2022 МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» уведомило о невозможности отмены указанного выше решения, мотивировав это получением от МКУ «УЖКХ» письма № 461 от 18.02.2022 о невыполнении обществом по состоянию на 18.02.2022 работ, а также не устранения выявленных ранее недостатков.
ООО «Сантехмонтаж» пояснено, что письмо МКУ «УЖКХ» № 461 от 18.02.2022 было получено обществом 22.02.2022. В указанном письме сообщалось, что в адрес ООО «Сантехмонтаж» ранее, то есть 10.02.2022 направлено письмо об устранении недостатков. Общество не отрицает того факта, что недостатки имели место по состоянию на 10.02.2022. Данные недостатки общество устранило до 17.02.2022, после чего направило акты КС-2 в адрес МКУ «УЖКХ» и уведомило об этом заказчика. После 17.02.2022 ни от заказчика, ни от МКУ «УЖКХ» какого-либо приглашения на объект для приемки работ в адрес ООО «Сантехмонтаж» не поступало.
Общество также указало, что в письме МКУ «УЖКХ» № 461 от 18.02.2022 не имеется никакой информации о дополнительном контроле, якобы проведенном 18.02.2022, то есть документального подтверждения тому, что по состоянию на 18.02.2022 работы не завершены, недостатки устранены - не имеется, из чего следует, что утверждение заказчика не соответствует действительности.
В ходе рассмотрения обращения МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом» МОГО «Инта» Комиссией Коми УФ АС России установлено, что охраняемые законом права и интересы заказчика нарушены.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК КФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при Данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
ООО «Сантехмонтаж», подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразило согласие на выполнение работ на условиях закупки, при этом Обществу как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по контракту в соответствии с требованиями закупки.
Заявителем не представлено доказательств принятия всех возможных мер по надлежащему исполнению контракта, как и не представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что ненадлежащее исполнение ООО «Сантехмонтаж» условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, в материалах дела отсутствуют, Обществом не предоставлено.
Кроме того, ненадлежащее исполнение ООО «Сантехмонтаж» муниципального контракта привело к неисполнению администрацией МОГО «Инта» предписания № 25-06/15-08 от 02.10.2020, выданного Печорским управлением Ростехнадзора.
С учетом вышеизложенного, в отсутствие со стороны подрядчика достаточных доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, Управлением обоснованно было принято решение о включении сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В заявлении Обществом указано на незаконность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта № 10/2021 от 23.08.2021, об отсутствии оснований для расторжения такого договора именно по вине подрядчика.
При этом доказательств оспаривания данного решения в судебном порядке не представлено.
С учетом всех изложенных обстоятельств основания для отмены решения Управления № РНП-11-42 от 10.03.2022 отсутствуют.
Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в связи с предоставлением отсрочки по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сантехмонтаж» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.