ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-7471/14 от 05.12.2014 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

12 декабря 2014 года Дело № А29-7471/2014

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2014 года, полный текст решения изготовлен 12 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивашовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВКК-Коми» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

к Отделению - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу по административному правонарушении №87-14-Ю/0021/3110 от 21.08.2014, согласно которому заявитель привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя - не явились,

от ответчика - ФИО1 по доверенности от 19.05.2014, ФИО2 по доверенности от 13.11.2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ВКК-Коми» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу по административному правонарушении №87-14-Ю/0021/3110 от 21.08.2014, вынесенного заместителем управляющего Отделением - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган).

В заявлении Общество указало на отсутствие события и состава вмененного ему административного правонарушения. Мотивированного обоснования такой позиции заявитель не представил, но указал, тем не менее, что "нарушение было допущено по невнимательности, характер правонарушения - неумышленный" (л.д.6).

Представители ответчика с заявленным требованием не согласились, указав, что оспариваемое постановление вынесено без нарушения закона, прав и законных интересов Общества. Подробно доводы изложены в отзыве (л.д.16)

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела по правилам статьи 123 АПК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 05.12.2014.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.

В соответствии со ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, постановлением №87-14-Ю/0021/3110 от 21.08.2014 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 50000 рублей.

Основанием для возбуждения дела послужили неисполнение ООО «ВКК-Коми» обязанности по внесению необходимых изменений в правила внутреннего контроля, которые были зафиксированы в результате представления в Банк России правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «ВКК-Коми», утвержденных директором ООО «ВКК-Коми» от 20.06.2014. Место совершения <...>. Время совершения - 20.06.2014 (дата утверждения правил).

Непосредственно нарушение Обществом закона выразилось в следующем:

- в нарушение пункта 28(1) Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 №577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Требования к правилам) не включило программу, регламентирующую порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

- в нарушение пункта 7 Требований к правилам в программе организации внутреннего контроля не описало систему внутреннего контроля в Обществе, порядок взаимодействия структурных подразделений Общества по вопросам реализации правил внутреннего контроля;

- в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ в пункте 3.2. Правил не указало, что идентификация бенефициарных владельцев не проводится за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;

- в нарушение пункта 11 Требований к правилам в пункте 3.8 Правил в число лиц в целях определения принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, наряду с иностранными публичными должностными лицами не включило их супругов и близких родственников;

- в нарушение пункта 1.7 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее - Приказ 59) в пункте 3.12 Правил вместо «клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца» указало «юридического лица»;

- в нарушение пункта 2.4 Приказа 59 в пункте 3.1.6 программы идентификации не указало, что при проведении Обществом проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень) используется актуальный на дату такой проверки Перечень;

- в нарушение пункта 15 Требований к правилам в программе оценки риска не предусмотрело порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях проведения оценки степени (уровня) риска и последующего контроля за ее изменением, в частности: в нарушение пункта 2.11 Приказа 59 не указало, что при получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, Обществу следует в день их получения внести соответствующие изменения в анкету клиента либо зафиксировать иным способом, установленным Обществом в правилах внутреннего контроля;

в нарушение пункта 2.17. Приказа 59 не указало, что организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений либо в случае, когда: а) в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; б) имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;

- в нарушение пункта 22 Требований к правилам в программе выявления операций не предусмотрело изучение оснований и целей совершения всех выявляемых необычных операций (сделок), а также фиксирование полученных результатов в письменной форме;

- в нарушение пункта 28 Требований к правилам в программе документального фиксирования информации не определило порядок, сроки и способ передачи внутреннего сообщения ответственному лицу;

в нарушение пунктов 10-11 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ, с внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 №403-ФЗ изменениями, в пункте 7.1 Правил указало неверные: срок приостановления операций (указало «два рабочих дня», следовало указать «пять рабочих дней»), срок предоставления информации о приостановленных операциях в уполномоченный орган (указало «не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции», следовало указать «незамедлительно представляет информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган»), критерии для приостановления операции (указало «если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица», следовало указать «в случае, если хотя бы одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона»), а также в пункте 7.2 не указало условие «а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников Общества возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма»;

- в нарушение пункта 29 Требований к правилам в программе по приостановлению операций (сделок) не предусмотрело сроки и порядок принятия организационных мер, направленных на приостановление операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу (решения суда) о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ;

- в нарушение пункта 29(1) Требований к правилам в программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества не предусмотрело периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия сведений о причастности своих клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7(4) Федерального закона №115-ФЗ;

- в нарушение п.2.8 Приказа №59 в приложениях 1-3 Правил не указало, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ Общество дополнительно устанавливает сведения о представителе физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя (в случае его наличия) - дату и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий;

- в нарушение подпункта б) пункта 8 Требований к правилам в пункте 3
 Приложения 1 к Правилам не указало слова «бенефициарного владельца»;

- в нарушение Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 №103, в Правилах некорректно определило признаки необычных сделок: в Приложении 6 к Правилам привело основные критерии выявления необычных сделок, разработанные в соответствии с утратившей силу редакцией (действовала до 22.08.2013) Рекомендаций по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 №103;

Приложением 8 к Правилам определило признаки, указывающие на необычный характер сделки, разработанные в соответствии с Положением Банка России от 02.03.2012 №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», действие которого не распространяется на ООО «ВКК- Коми».

Целью Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ) является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласно статье 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации. В период проведения проверки действовали требования утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667«Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 №577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 №59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», Рекомендациями по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 № 103.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Применительно к действиям ООО «ВКК-Коми» объективную сторону состава административного правонарушения образуют такие действия (бездействие) в части организации внутреннего контроля, выразившиеся в неисполнении ООО «ВКК-Коми» обязанностей в разработке правил внутреннего контроля, которые привели к невыполнению требований законодательства по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Таким образом, событие и состав административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, включая протоколом об административном правонарушении от 15.08.2014 и текстом правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «ВКК-Коми», утвержденным директором ООО «ВКК-Коми» от 20.06.2014.

Следовательно, ООО «ВКК-Коми» виновно в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку не приняло всех необходимых мер к надлежащему исполнению Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Штраф назначен Обществу в минимальном размере, с учетом того, что Общество ранее было уже привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде предупреждения.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлены.

При указанных обстоятельствах, суд признает постановление №87-14-Ю/0021/3110 от 21.08.2014 законным и обоснованным, а заявление Общества необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Обществу с ограниченной ответственностью «ВКК-Коми» отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.Ш. Махмутов