ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-779/15 от 26.03.2015 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

26 марта 2015 года     Дело № А29-779/2015

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Гайдак И.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по  Республике Коми (ИНН:1109006429, ОГРН:1041100852429)

к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» с.Межадор (ИНН:1110002281, ОГРН:1021100987500)

о взыскании 17 022 руб. 19 коп. задолженности,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по  Республике Коми (далее – МИФНС № 1 по РК, Инспекция, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад» с.Межадор (далее – МДОУ «Детский сад» с.Межадор, Учреждение, ответчик) о взыскании 17 022 руб. 19 коп. задолженности.

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 06.02.2015 заявление Инспекции было принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; о возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В срок, установленный в определении Арбитражного суда Республики Коми, ответчиком представлен отзыв, в котором Учреждение просит отказать в удовлетворении заявленных требования, указывая на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд. 

Исследовав материалы дела,  суд установил следующее.

МДОУ «Детский сад» с.Межадор зарегистрировано в качестве юридического лица Администрация муниципального образования «Сысольский район» 28.02.2000.

По состоянию на 30.08.2013 за ответчиком имеется задолженность в размере 17 022 руб. 19 коп., в том числе:

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в федеральный бюджет за 2004 год в размере 3 467 руб. 92 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2004 год в размере 18 руб. 13 коп.;

- единый социальный налог (работодатель), зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2010 год в размере 2 772 руб. 31 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2004 год в размере 1 617 руб. 77 коп.;

- единый социальный налог (работодатель), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2006 год в размере 7 руб. 39 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2004 год в размере 18 руб. 09 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2004 год в размере 336 руб. 99 коп.;

- недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2004 год в размере 750 руб.;

- пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2004 год в размере 3 487 руб. 51 коп.;

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемый на территориях поселений за 2006 год в размере 1 426 руб. 79 коп.;

- пени по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемому на территориях поселений за 2006 год в размере 347 руб. 45 коп.;

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемый на территориях поселений за 2005 год в размере 922 руб. 60 коп.;

- пени по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемому на территориях поселений за 2006 год в размере 1 847 руб. 44 коп.;

- штраф по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2004 год в размере 1 руб. 80 коп.

Мероприятия по принудительному взысканию задолженности с налогоплательщика налоговым органом не проводились, требования в адрес учреждения не выставлялись и не направлялись.

В подтверждение наличия задолженности в вышеуказанной сумме налоговым органом представлен подписанный ответчиком акт сверки по состоянию на 30.08.2013.

Так как обязанность по уплате налогов, пени, штрафов до настоящего времени не исполнена, МИФНС № 1 по РК обратилась в суд с заявлением о взыскании с Учреждения задолженности в общей сумме 17 022 руб. 19 коп., представив в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора уведомление № 552 от 06.11.2014 об уплате задолженности в срок до 01.12.2014.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ от 05.08.2000 «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции, действовавшей в 2001 году) установлено, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. 

Таким образом, взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику (налоговому агенту) в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) –  организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента)  –  организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

Согласно пункту 7 статьи 46, пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

До вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 вышеуказанный порядок взыскания налогов действовал в отношении всех юридических лиц.

   Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливал срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок являлся пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Возможность восстановления пропущенного срока давности взыскания недоимки Налоговым кодексом Российской Федерации до 01.01.2007 не предусматривалась.

В силу пунктов 9 и 10 статьи 46, пункта 8 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанные положения применяются также при взыскании пеней и штрафов за несвоевременную уплату налога.

Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006 (вступил в силу с 01.01.2007) в пункт 3 статьи 46, статью 115 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым заявление о взыскании налога, пени, штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате соответствующих налога, пени, штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Однако, в силу положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, внесенные в вышеуказанные нормы Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006, не могут являться основанием для восстановления срока, истекшего до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.

На недопустимость применения положений Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 к отношениям, возникшим до 31.12.2006 (за исключением прямо предусмотренных случаев), было указано в статье 7 данного Федерального закона.   

Исходя из вышеизложенного, не подлежащий восстановлению срок для взыскания налога, пени и штрафа в судебном порядке до 01.01.2007 исчислялся с установленного законодательством срока уплаты налога и состоял из трехмесячного срока для направления налогоплательщику требования, установленного в требовании срока для его исполнения и шестимесячного срока для обращения в суд; при этом срок для обращения в суд исчислялся с момента истечения шестидесятидневного срока после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2007, во внесудебном порядке, и пропущены не подлежащие восстановлению сроки для обращения в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2, пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налогов, пени и штрафов производится в судебном порядке.

В силу вышеуказанной нормы с 01.01.2007 взыскание налогов, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет, может быть произведено только в судебном порядке; при этом согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктами 1, 2, 4 статьи 69, пунктами 1, 2, 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) установлено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Указанные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Таким образом, срок для взыскания налога, пени и штрафа в судебном порядке с 01.01.2007 исчисляется со дня выявления недоимки, и состоит из трехмесячного срока для направления налогоплательщику требования, установленного в требовании срока для его исполнения и шестимесячного срока для обращения в суд; при этом срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения срока исполнения требования.

Пропуск срока направления требования об уплате налога не может увеличивать на неопределенный период установленный законодательством срок для принудительного взыскания налога и пени.

На то, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней указано в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17.03.2003 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В силу вышеуказанных норм, проведение камеральной проверки является обязанностью налогового органа, и, соответственно, факт неполной уплаты налога  должен быть выявлен при проведении камеральной налоговой проверки, в связи с чем после 01.01.2007 срок для направления требования об уплате налога должен исчисляться с момента истечения срока для проведения камеральной проверки.

Обратившись в арбитражный суд в феврале 2015 года, Инспекция пропустила исчисленные в порядке, установленном вышеуказанными нормами, сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и задолженности по пени и штрафам, образовавшихся как до 01.01.2007, так и после указанной даты.

Судом установлено, что налоговый орган не представил надлежащих доказательств принятия мер, направленных на своевременное взыскание с ответчика сумм задолженности по налогам, пени и штрафам, в соответствии с действующими нормами налогового законодательства и, обратившись в суд за взысканием задолженности 05.02.2015, пропустил совокупность сроков принудительного взыскания недоимки, пени и штрафов, установленную статьями 46, 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности в общей сумме 17 022 руб. 19 коп., в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе:

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в федеральный бюджет за 2004 год в размере 3 467 руб. 92 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2004 год в размере 18 руб. 13 коп.;

- единый социальный налог (работодатель), зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2010 год в размере 2 772 руб. 31 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2004 год в размере 1 617 руб. 77 коп.;

- единый социальный налог (работодатель), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2006 год в размере 7 руб. 39 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2004 год в размере 18 руб. 09 коп.;

- пени по единому социальному налогу (работодатель), зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2004 год в размере 336 руб. 99 коп.;

- недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2004 год в размере 750 руб.;

- пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2004 год в размере 3 487 руб. 51 коп.;

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемый на территориях поселений за 2006 год в размере 1 426 руб. 79 коп.;

- пени по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемому на территориях поселений за 2006 год в размере 347 руб. 45 коп.;

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемый на территориях поселений за 2005 год в размере 922 руб. 60 коп.;

- пени по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемому на территориях поселений за 2006 год в размере 1 847 руб. 44 коп.;

- штраф по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2004 год в размере 1 руб. 80 коп.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

В силу вышеуказанной нормы с 01.01.2007 взыскание налога, пени и штрафа  с организации, которой открыт лицевой счет, может быть произведено только в судебном порядке; при этом согласно пункту 3 статьи 46, пункту 1 статьи 115  Налогового кодекса Российской Федерации соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени, штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При обращении в суд Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока в связи с наличием задолженности и неисполнением обязанности по ее уплате ответчиком, в обоснование которого указано, что причиной пропуска срока послужило изменение программного обеспечения налоговых органов, в связи с чем, произошла техническая ошибка, и сумма данной недоимки не отражалась в карточке расчета с бюджетом.

В силу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Суд считает, что пропущенный срок восстановлению не подлежит, поскольку довод Инспекции об изменении программного обеспечения налоговых органов не является уважительной причиной пропуска срока.  Приведенное обстоятельство не лишало налоговый орган права на обращение в арбитражный суд в установленные законом сроки, и не явилось препятствием для обращения в суд 05.02.2015.

Ссылка заявителя на наличие у налогоплательщика конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги отношения к причинам пропуска срока не имеет и не может быть принята во внимание, поскольку в числе основных принципов законодательства о налогах и сборах (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации) приоритет в налоговых отношениях государственных интересов не закреплен, а законодатель, зная о содержании статьи 57 Конституции Российской Федерации, тем не менее, ограничил процедуру взыскания налогов, пени и штрафов  определенными сроками, которых при надлежащем контроле более чем достаточно для осуществления взыскания.

При этом, как указывалось ранее, на момент возникновения спорных правоотношений возможность восстановления пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании налога Налоговым кодексом Российской Федерации не предусматривалась; ко дню вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 истекли установленные пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для взыскания в судебном порядке задолженности, образовавшейся до 2007 года, и, соответственно, пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Так как заявление о взыскании с МДОУ «Детский сад» с.Межадор задолженности в общей сумме 17 022 руб. 19 коп. подано Инспекцией в арбитражный суд с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, а основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.      

            В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации   расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 180-181, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по  Республике Коми отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья                                                                       И.Н. Гайдак