ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-8114/2022 от 04.10.2022 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

11 октября 2022 года     Дело № А29-8114/2022

Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года , полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Бебякиной Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяжких О.А.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Ремонт и Услуги» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к муниципальному образованию городского округа «Ухта» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании задолженности,

при участии:

от истца: ФИО1 – по доверенности от 10.01.2022

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ремонт и Услуги» (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа «Ухта» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее – Комитет, ответчик) о взыскании 13 428 руб. 50 коп. задолженности по оплате работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (в отношении нежилого помещения общей площадью 12,5 кв.м.) за период май 2019 года – декабрь 2021 года.

Ответчик в отзыве на иск (л.д. 30-31) с требованиями не согласен, указывает, что является ненадлежащим ответчиком, так как не является собственником спорного нежилого помещения, указанное помещение постановлением Администрации МО ГО «Ухта» № 1072 от 29.04.2016 и приказом Комитета № 392 от 27.07.2016 исключено из реестра муниципальной собственности.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

На основании протокола общего собрания собственников от 23.09.2007 (л.д. 6-7) Общество выбрано в качестве управляющей организации МКД, расположенного по адресу: <...>.

Обществом (управляющая организация) и собственниками помещений МКД (собственники) заключен договор управления от 01.01.2015 № 20-КТ/2015 (л.д. 10-11), по условиям которого управляющая организация по заданию собственников в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению и надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления МКД (пункт 3.1. договора управления).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД устанавливается решением общего собрания собственников помещений на основании представленных управляющей организацией калькуляции минимального перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД (пункт 6.5 договора управления).

Срок внесения платежей за оказание услуг по содержанию общего имущества МКД ежемесячно - до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем для физических лиц, до 10-го числа текущего месяца на основании счета на предоплату (оплату)  - для юридических лиц (пункт 6.8 договора управления).

В период с мая 2019 по декабрь 2021 Общество оказывало услуги по управлению,  содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в поименованном доме.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.01.2022 (л.д. 13) собственником нежилого помещения общей площадью 12,5 кв.м. по адресу: <...>, с 13.08.2009 является муниципальное образование городского округа «Ухта».

На оплату оказанных в спорном многоквартирном доме услуг (работ) за период с мая 2019 по декабрь 2021 Общество выставило Комитету счета, которые были ему направлены одновременно с актами выполненных работ.

Ответчик оплату оказанных услуг не произвел, в результате чего, по расчету Общества, за спорный период на стороне Комитета образовалась задолженность в сумме 13 428 руб. 50 коп.

Неисполнение ответчиком обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе после направления претензии от 29.04.2022 № Ю-624/2022, послужило Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с названным иском.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных исковых требований и возражений против них, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Из статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10 по делу № А71-9485/2009, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом; управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.

Комитет МО ГО «Ухта» в соответствии с пунктом 1.3 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 06.03.2008 № 152, наряду с Советом МО ГО «Ухта» и администрацией городского округа, в пределах своей компетенции от имени МО ГО «Ухта» осуществляет полномочия собственника муниципального имущества.

Из статьи 28 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 25.09.2012 № 162, следует, что содержание и эксплуатация муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с утвержденными правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда за счет средств местного бюджета и граждан - нанимателей. До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несет Комитет МО ГО «Ухта» в установленном Администрацией МО ГО «Ухта», порядке. В целях поддержания муниципального жилищного фонда в исправном состоянии Администрация МО ГО «Ухта» и/или уполномоченные ей отраслевые (функциональные) органы, к которым относится комитет, выступают заказчиками по осуществлению деятельности, связанной с ремонтом и содержанием жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.5 Положения о взаимодействии структурных подразделений Администрации МО ГО «Ухта» при оплате расходов на содержание муниципальных помещений, расположенных в многоквартирных домах, и ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома, утвержденного постановлением администрации городского округа от 17.04.2012 № 771, предусмотрено, что проверку обоснованности начисления платы за услуги, оказываемые управляющими организациями осуществляет комитет. Проверка обоснованности начисления платы, а также оплата услуг осуществляется в случаях, когда обязанность по внесению платы за данные услуги лежит в соответствии с действующим законодательством на МО ГО «Ухта». Оплата услуг осуществляется в сроки, установленные действующим жилищным законодательством по заявке комитета, санкционирование которой проводит финансовое управление администрации городского округа в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета МО ГО «Ухта» и администраторов источников финансирования дефицита бюджета МО ГО «Ухта», утвержденным приказом финансового управления администрации городского округа от 31.12.2009 № 7.

В связи с изложенным суд считает, что Комитет является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Доводы Комитета об обратном судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Из материалов дела усматривается, что спорные нежилые помещения являются муниципальной собственностью.

Доводы Комитета о том, что муниципальное образование отказалось от права собственности на спорное нежилое помещение судом отклоняется как неподтвержденный материалами дела и представленными в него доказательствами. В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются
с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное
не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).

В данном деле проведение специального исследования не является для суда обязательным, поэтому спор разрешён по имеющимся доказательствам, соответствующие риски относятся на Комитет (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Приняв во внимание изложенное и оценив доказательства в порядке, предусмотренном статьями 71 и 162 того же кодекса, арбитражный суд признал их относимыми, допустимыми, достоверными.

В состав общего имущества МКД спорное помещение не принято, доказательств обратного Комитетом в материалы дела не представлено.

Иной вывод из имеющихся документов не следует.

Как установлено в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно статье 236 Гражданского кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив
об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Суд не располагает информацией о приобретении данного помещения иными лицами; на наличие таких сведений не указал и ответчик. Комитет не предпринимал шагов по решению судьбы бесхозяйной вещи.

Основываясь на изложенном, суд пришёл к выводу, что за муниципальным образованием сохранилось право собственности на спорное нежилое помещение (отказ от права собственности не повлёк прекращения прав и обязанностей собственника
в отношении имущества до приобретения права собственности на него другим лицом), поэтому Комитет обязан нести бремя по содержанию общего имущества МКД.

Расчет исковых требований ответчиком не оспорен, контррасчет иска не представлен.

В отсутствие доказательств того, что качество и (или) объем предъявленных истцом к оплате услуг не соответствует установленным нормативам и требованиям, отказ от оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества является неправомерным.

Согласно частям 7 и 11 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещения, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При этом размер такой платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Таким образом, МО ГО «Ухта» в лице Комитета как собственник в заявленном периоде поименованных нежилых помещений в силу прямого указания закона несет расходы на содержание и текущий ремонт как самих помещений, так и общего имущества МКД, в котором они расположены.

При изложенных обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика 13 428 руб. 50 коп. задолженности за период с мая 2019 по декабрь 2021 подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ремонт и Услуги» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) задолженность в сумме 13 428 руб. 50 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Выдать исполнительный лист по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                   Е.А. Бебякина