АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
05 апреля 2012 года Дело № А29-870/2012
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2012 года, полный текст решения изготовлен 05 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Н.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 1039,20 руб. штрафа
в отсутствие представителей сторон
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми обратилось к предпринимателю ФИО1 с заявлением о взыскании 1039,20 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с положениями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Ответчик письменный отзыв по существу требований не представил.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Республике Коми 17.07.2006. В установленном законом порядке предприниматель статус не утратил, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 17.02.2012.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и зарегистрирован в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми проведена проверка предпринимателя по вопросу своевременности, полноты и достоверности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение п.5 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закон № 27-ФЗ) предприниматель в срок до 01.03.2011 не представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год (акт камеральной проверки № 117 от 22.04.2011).
По результатам рассмотрения материалов проверки органом пенсионного фонда вынесено решение № 113 от 23.05.2011 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 в виде взыскания штрафа в размере 1039,20 руб.
Предпринимателю предложено добровольно уплатить сумму штрафа на основании требования № 123 от 23.05.2011 в срок до 09.06.2011.
Поскольку добровольно сумма штрафа предпринимателем не уплачена, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа с предпринимателя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи – физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляют следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.
В соответствии со ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.28 Закона № 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (в том числе, индивидуальные предприниматели), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона (в том числе, индивидуальные предприниматели) уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с ч.1 ст.57 Федерального закона № 212-ФЗ в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в ч.2 данной статьи, применяется тариф страховых взносов в ПФР, равный 20 %.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 № 443 стоимость страхового года на 2010 год утверждена в размере 10392 руб. исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на 2010 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2010г. (4330*20%*12).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что необходимые за 2010 год сведения для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предпринимателем своевременно, до 01.03.2011, не представлены.
Расчет суммы штрафа правомерно произведен органом пенсионного фонда от стоимости страхового года на 2010 год, подлежащей уплате предпринимателем за 2010 год в Пенсионный фонд, в размере 10392 руб.
Вместе с тем, в соответствии со ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1 ст.1 Закона N 212-ФЗ).
На основании ч.1 ст.40 Федерального закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (часть 1 статьи 42 Федерального закона № 212-ФЗ).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 211-О предусмотрено, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Судом установлено, что ФИО1 приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.10.2010 осужден за совершение уголовно наказуемого деяния к двум годам лишения свободы, и 10.12.2010 убыл в место отбывания наказания - в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, п. Верхний Чов, 9, в котором находится и на момент разрешения заявления органа пенсионного фонда по существу.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Согласно части первой статьи 82 названного Кодекса режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Органом пенсионного фонда при привлечении предпринимателя к ответственности не исследовался вопрос, мог ли ФИО1, отбывая наказание в исправительном учреждении, фактически осуществить обязанность по представлению необходимых сведений в пенсионный фонд и имел возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности, а именно, находясь в местах лишения свободы, предприниматель мог бы оформить заявление о прекращении деятельности по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, уплатить государственную пошлину и представить необходимые сведения в Пенсионный фонд (в соответствии с требованиями ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Кроме того, как самостоятельное основание к отказу в удовлетворении требований органа пенсионного фонда суд расценивает неуведомление ФИО1 о месте и времени рассмотрения материалов проверки, по результатам котрого Управлением было принято решение о привлечении его к ответственности.
На основании части 1 статьи 34 Закона №212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Из содержания части 5 статьи 34 Закона № 212-ФЗ следует, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (часть 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Частью 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что акт камеральной проверки от 22.04.2011 № 117 составлен Управлением в отсутствие предпринимателя, в акте отсутствуют подпись предпринимателя о получении данного акта, либо отметка Управления об отказе от подписания акта.
Из содержания уведомления о вызове предпринимателя, содержащегося в акте проверки, следует, что рассмотрение материалов проверки назначено на 23.05.2011 в 10 час. 00 мин.
Управление направило названный акт по адресу: <...>, тогда как предприниматель в указанное время находился в местах лишения свободы. Доказательств получения предпринимателем этого письма Управление в материалы дела не представило.
Направление соответствующего уведомления по месту жительства ФИО1 в рассматриваемом случае не обеспечивало надлежащего его уведомления, и, следовательно, были существенно нарушены гарантированные законом права на участие в рассмотрении материалов проверки, предприниматель был лишен возможности дать свои пояснения и заявить возражения.
При таких обстоятельствах суд считает, что предприниматель неправомерно привлечен к ответственности, установленной в пункте 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», требования ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми о взыскании штрафа в размере 1039, 20 руб. удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Ж.А. Василевская