ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-8750/13 от 26.03.2014 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

02 апреля 2014 года     Дело № А29-8750/2013

Резолютивная часть решения объявлена марта 2014 года , полный текст решения изготовлен апреля 2014 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Шипиловой Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Наволок» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Комитету лесов Республики Коми

о  признании незаконным и отмене постановления № 471 от 30.10.2013 года о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 15.03.2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Наволок» (далее –                      ООО «Наволок», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления Комитета лесов Республики Коми от 30.10.2013 № 471 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа  в сумме 5 000 руб. на основании части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик, должным образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в представленном отзыве на заявление приведены возражения против заявленных требований.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

В соответствии с положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Между ГУ «Сторожевское лесничество» (продавец) и ООО «Наволок» (покупатель) заключен договор купли – продажи лесных насаждений, расположенных  на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Коми от 21.12.2011 № 03.

В соответствии с разделом I договора, продавец, действующий в соответствии со статьями  75-77 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола № 9 о лесном аукционе продает, а покупатель покупает лесные насаждения площадью 7,5 га на территории МО «Корткеросский район» Сторожевское участковое лесничество квартал 28, делянка 10, выдел 36.

Срок окончания заготовки и вывозки устанавливается по дате окончания действия названного договора в соответствии со ст. 75 ЛК РФ до 20 декабря 2012 года.

Письмом ГУ РК «Сторожевское лесничество» от 19.12.2012 года согласовано увеличение срока рубки лесных насаждений, хранения и вывозки древесины ООО «Наволок» по договору купли – продажи лесных насаждений, расположенных  на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Коми № 03 от 21.12.2011 года на период с декабря 2012 года по 01 мая 2013 года.

27 августа 2013 года государственным инспектором по охране леса ФИО2  без участия представителя Общества проведен осмотр делянки 10 квартала 28 Сторожевского участкового лесничества, в результате которого выявлено нарушение Правил санитарной безопасности, выразившееся хранении (оставлении) в весеннее-летний период в лесах заготовленной древесины в объеме 7,0 куб.м. Более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами, о чем составлен акт о лесонарушении от 27.08.2013 № 1.

12 сентября 2013 года государственным инспектором по охране леса ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении                  № 54, которым установлено, что Обществом нарушены подпункт 1 пункта 8,31 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, ответственность за нарушение предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Постановлением Комитета лесов Республики Коми от 30.10.2013 № 471 ООО «Наволок» привлечено к административной ответственности по части 1                 статьи 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере                5 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ установлено, что нарушение правил санитарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем хранения (оставления) в лесах древесины без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства, осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства (пункт 3).

В силу  части  3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии со 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (часть 1). Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

Правила санитарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 № 414 (далее Правила № 414).

В соответствии с пунктом 44 указанных Правил в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

В силу пункта 8 Правил работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства (в том числе Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий - Приложение 2 к Приказу Рослесхоза от 29 декабря 2007 г. N 523 ( Далее- Руководство).

Названное Руководство устанавливает единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - СОМ) в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 7 Руководства одним из видов санитарно-оздоровительных мероприятий является - защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами, в том числе карантинными.

Согласно пункту 72 главы 5 Руководства все лесопользователи при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней обязаны принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями. В этих целях древесина в виде круглых лесоматериалов (сортиментов), долготья или хлыстов должна быть окорена или обработана инсектицидами. Период запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции на срок более 30 дней указан в приложении 8 «Зонирование лесной территории РФ по срокам запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции».

В соответствии с приказом Федерального агентства Лесного хозяйства от 09.03.2011№ 61 «Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов РФ» Республика Коми делится на 2 лесорастительные зоны: Зона притундровых лесов и редкостойной тайги, состоящей из района притундровых лесов лесотундры и редкостойной тайги Европейско-Уральской части РФ и таежная зона, состоящая из Северо-таежного и Средне-таежного районов Европейской части РФ.

Согласно зонирования лесной территории РФ сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции в зоне лесотундры и северной тайги наступают с 1 июня по 1 августа, в зоне средней и южной тайги - с 15 мая по 15 августа.

ГУ «Сторожевское лесничество» расположено на территории Корткеросского муниципального района, который в свою очередь относится к средне-таежному району европейской части РФ (средняя тайга), в соответствии с перечнем лесных районов РФ, утвержденный приказом от Рослесхоза 09.03.2011 № 61.

Таким образом, сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции на территории ГУ «Сторожевское лесничество» наступают с 15 мая по 15 августа. То есть, только при оставлении древесины в лесу более 30 дней, начиная с 15 мая, без окорки или обработки инсектицидами возникает событие административного правонарушения, а именно нарушение пункта 44 правил санитарной безопасности в лесах.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В подтверждении совершенного административного правонарушения административным органом представлены в материалы дела акт о лесонарушении от 27.08.2013 № 1, акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) № 2 от 27.08.2013, ведомость пробных площадей от 27.08.2013 № 1, абрис местонахождения лесонарушения, технологическая карта разработки лесосеки 10 в квартале 21 Сторожевского участкового лесничества.

Однако указанные выше акты и ведомость пробных площадей составлены и подписаны в одностороннем порядке единолично государственным инспектором по охране леса ФИО2 Сторожевского участкового лесничества в отсутствие представителя Общества, без понятых (иных лиц).

Ни в одном из указанных документов не зафиксировано и не отражено, каким образом определен объем хранения (оставления) в лесах древесины без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами; не приведены сведения о применявшихся средствах измерения.

Не отражены указанные сведения и в протоколе об административном правонарушении  от 12.09.2013 № 54, что является нарушением статьи 26.8 КоАП РФ.

Кроме того, как следует из абриса местонахождения лесонарушения к акту о лесонарушении № 1 от 27.08.2013 в кв. 28 в. 46 Сторожевского участкового лесничества (л.д.66) место лесонарушения находится за пределами делянки 10 кв. 28, то есть  за пределами выделенного ООО «Наволок» для заготовки древесины участка (делянки).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27 августа 2013 года ГУ «Сторожевское лесничество» на основании пункта 63 Правил заготовки древесины, утвержденных  Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины», проводило осмотр мест рубок.

В соответствии с пунктами  63-66 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок). При заготовке древесины на лесных участках, предоставленных на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования, осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины. О дате и времени проведения осмотра мест рубок извещается лицо, осуществляющее заготовку древесины. Извещение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений могут быть предусмотрены иные формы извещения. По результатам осмотра составляется акт осмотра мест рубок.

Общество осуществляет заготовку древесины в соответствии с договором купли – продажи лесных насаждений, расположенных  на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Коми от 21.12.2011 № 03, срок действия договора установлен с 21 декабря 2011 года по 20 декабря 2012 года, письмом ГУ РК «Сторожевское лесничество» от 19.12.2012 года срок заготовки древесины продлен до 01 мая 2013 года.

Следовательно, в соответствии с  пунктами 12, 64 Правил заготовки древесины ответчик был вправе произвести предусмотренный пунктом 63 Правил заготовки древесины осмотр мест рубок не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины, то есть в данном случая не позднее 01 июля 2013 года.

По истечении установленного пунктом 64 Правил заготовки древесины срока, административный орган был не вправе осуществлять осмотр мест рубок на основании пунктов 63-66 Правил заготовки древесины, и мог реализовать свои полномочия только в соответствии  со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 «Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», в том числе пунктом 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

Доказательств  осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в соответствии с требованиями приведенных нормативных актов ответчик суду не представил.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что осмотр мест рубок, по результатам которого ответчиком составлены документы, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, проведен в нарушение требований предъявляемых к осуществлению государственного контроля (надзора)  без вынесения предусмотренного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распоряжения (приказа), в отсутствие задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию), в силу чего полученные при проведении осмотра мест рубок сведения не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.

Поскольку доказательств нарушения Обществом требований п.44 Правил санитарной безопасности в лесах  не  имеется, а нарушение каких-либо иных положений этих Правил в вину Обществу не ставится, требования заявителя надлежит удовлетворить, признав оспариваемое постановление ответчика незаконным и отменив его.

Кроме того, как следует и представленных в материалы дела документов копия протокола № 54 от 12.09.2013 года выданная Обществу и протокол №54 от 12.09.2013 года, находящийся в материалах административного дела имеют разные редакции в части указания на нарушенные нормы. В представленной Заявителем копии протокола указано на нарушение п. 44  «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № 414, в протоколе, представленным административным органом указан п.п 1 п. 8,31 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № 414.

Руководствуясь статьями 167-170, 211Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать постановление № 471 от 30.10.2013 года о назначении административного наказания, вынесенного Комитетом лесов Республики Коми  в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Наволок»  незаконным и отменить.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                     Э.В. Шипилова