ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
12 марта 2019 года Дело № А29-9332/2017
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года , полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального казенного предприятия «Горзеленхоз» муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Ухтинскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о признании незаконным и отмене постановления,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
установил:
Муниципальное казенное предприятие «Горзеленхоз» МОГО «Ухта» (далее – МКП «Горзеленхоз», Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ухтинского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми (далее – Управление Россельхознадзора по Республике Коми, ответчик, административный орган) от 27.06.2017 № 104/ЗР по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2017 производство по делу № А29-9332/2017 приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта (в т.ч. постановления апелляционной и (или) кассационной инстанций) по делу №А29-9744/2017.
Определением председателя судебного состава Арбитражного суда Республики Коми от 24.01.2019 по делу № А29-9332/2017 произведена замена судьи Махмутова Н.Ш. на судью Гайдак И.Н.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2018 по делу № А29-9744/2017 заявленные требования удовлетворены, предписание Ухтинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 27.06.2017 № 6, направленное в адрес Муниципального казенного предприятия «Горзеленхоз» муниципального образования городского округа «Ухта», признано недействительным.
Решение суда от 31.01.2018 по делу № А29-9744/2017 оставлено без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2019 производство по делу № А29-9332/2017 возобновлено, судебное заседание назначено на 07.03.2019.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд установил.
В период с 24 мая по 7 июня 2017 года Ухтинским межрайонным отделом Управления Россельхознадзора по Республике Коми на основании распоряжения от 03.04.2017 № 162 исполняющего обязанности руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми проведена плановая выездная проверка в отношении МКП «Горзеленхоз» по соблюдению в процессе осуществления деятельности предприятия обязательных требований в области карантина растений и в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
В ходе проверки установлено, что 25.05.2017 в 13 часов 30 минут по адресу: <...> в магазине «Цветы» № 2 выявлена реализация 14 партий пакетированных семян цветочно-декоративных растений следующих наименований: Цинния Сомбреро F1 алая (7 упаковок), Цинния Лесное озеро смесь красок (9 упаковок), Цинния Махровый кактус смесь окрасок (8 упаковок), Сальвия Попурри смесь окрасок (18 упаковок), ФИО1 смесь окрасок (8 упаковок), Вербена гибридная Идеальный художник смесь окрасок (3 упаковки), Подсолнечник Спарки (5 упаковок), подсолнечник Золушка (8 упаковок), Цинния Гиганты смесь окрасок (3 упаковки), Целозия Клубнично-банановая смесь окрасок (8 упаковок), Целозия гребенчатая Петушиный гребешок банановая смесь окрасок (8 упаковок), Цинния Ламбада F1 алая (4 упаковки), Космос Солнечные дали смесь окрасок (7 упаковок), Космос Морские ракушки смесь окрасок (5 упаковок).
26.05.2017 в 13 часов 30 минут по адресу: <...> в магазине «Цветы» 1 выявлена реализация 4 партий пакетированных семян цветочно-декоративных растений следующих наименований: Василек Брусничный джем махровый смесь окрасок (6 упаковок), Василек Махровый шар смесь окрасок (13 упаковок), Вербена Леди мечта смесь окрасок (9 упаковок), Георгина Монарх смесь окрасок (9 упаковок).
29.05.2017 в 09 часов 00 минут по адресу: <...> в магазине «Цветы» № 4 выявлена реализация 15 партий пакетированных семян цветочно-декоративных растений следующих наименований: Львиный зев Высокорослый белый (7 упаковок), Сальвия Попурри смесь окрасок (7 упаковок), Цинния крупноцветковая винно-красная (2 упаковки), Георгина Опера смесь окрасок (3 упаковки), Колокольчик Чашка с блюдцем розовый (3 упаковки), Цинния Махровый кактус (5 упаковок), Гвоздика Экзотические бабочки смесь окрасок (2 упаковки), Космос Солнечные дали (17 упаковок), Целозия Клубнично-банановая смесь окрасок (2 упаковки), ФИО2 белый (6 упаковок), ФИО3 Кан F1 вельвет (6 упаковок), Левкой Чудо абрикосовый высокорослый (8 упаковок), ФИО4 леди крупноцветковая (7 упаковок), Дельфиниум Белладонна смесь окрасок (9 упаковок).
Семена произведены ООО Агрофирма «Аэлита» по адресам: 129323, Россия, <...>, Россия, <...>. Семена закуплены МКП «Горзеленхоз», что подтверждается товарной накладной от 24.11.2016 № 1840.
Результаты проверки отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07.06.2017 № 162.
23 июня 2017 года административным органом составлен протокол № 104/ЗР об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований статьи 30 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве».
Постановлением Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 27.06.2017 № 104/ЗР МКП «Горзеленхоз» привлечено к административной ответственности по статье 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа МКП «Горзеленхоз» обжаловало его в суд.
В обоснование заявления Предприятие указало, что в нарушение статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом при вынесении постановления материалы дела исследованы односторонне и не в полном объеме, привлечение к административной ответственности ничем не мотивировано, при вынесении решения приняты за основу по делу неподтвержденные и недоказанные доводы, не принята во внимание выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, предоставленная организацией-поставщиком ООО Агрофирма «АЭЛИТА».
Кроме того МКП «Горзеленхоз» указало, что не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует объективная сторона вмененного административного правонарушения.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области семеноводства.
Предмет правонарушения - семена и части сельскохозяйственных растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена и другое), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений, обладающих сортовыми и посевными качествами.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящее в нарушении правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян.
Нарушения могут допускаться, в том числе и при использовании для производства таких семян, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов; в использовании для посева (посадки) семян, засоренных семенами карантинных растений.
Для привлечения к административной ответственности достаточно совершения любого действия (бездействия) на любом из этапов обращения с семенами сельскохозяйственных культур и наступления последствий не требуется.
Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» (далее - Закон № 149-ФЗ) определена правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.
В соответствии со статьей 17 Закона № 149-ФЗ для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 21 Закона № 149-ФЗ порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений определяется соответственно специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством и специально уполномоченным федеральным органом управления лесным хозяйством.
Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут находиться в обороте в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.
Из взаимосвязанных положений приведенных правовых норм следует, что на территории Российской Федерации разрешен оборот (производство, заготовка, обработка, хранение, реализация, транспортировка и использование) партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. При этом, оборот разрешается только при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян и фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством. Оборот партий семян, которые не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, запрещен.
Исключение из данного правила установлено в абзаце 2 указанной статьи, предусматривающем срок нахождения в обороте семян, которые были исключены из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию. Такие семена могут находиться в обороте в течение последующих двух лет со дня исключения из Реестра.
В статье 28 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Единые требования к реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений установлены Порядком реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным Приказом Минсельхозпрода России от 18.10.1999 № 707.
Согласно пункту 2.1 Порядка реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.
Таким образом, в обороте могут находиться партии семян сельскохозяйственных растений, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян.
Как следует из материалов дела, 27.06.2017 Управление Россельхознадзора по Республике Коми внесло предписание № 6 о снятии с реализации 33 партий вышеуказанных семян цветочно-декоративных растений со сроком исполнения до 07.07.2017.
Согласно выписке из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных, представленной Министерством Сельского хозяйства Российской Федерации от 12.05.2016 № 19/2119, вышеуказанные 33 партии семян цветочно-декоративных растений включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Как следует из информации Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» от 27.10.2017 № 26-1/877, по сортам родов и видом сельскохозяйственных растений, составляющих продовольственную безопасность страны, хозяйственная полезность устанавливается на основании государственных испытаний. По цветочно-декоративным растениям включение Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, хозяйственная полезность сортов устанавливается на основании данных, представленных заявителем. Размещение на сайте списка данных сортов не предусмотрено.
Согласно информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.01.2018 № 14-7/17 указанные в оспариваемом предписании партии семян цветочно-декоративных растений были включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по временному допуску на 12 месяцев на основании данных, представленных ООО «Агрофирма Аэлита». Цветочно-декоративные растения относятся к малораспространенным культурам, хозяйственная полезность сортов таких растений устанавливается на основании данных представленных заявителем. Список сортов малораспространенных культур, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по временному допуску на 12 месяцев в официальных источниках информации, в частности на сайте ФГБУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» не публикуется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждено, что 33 партии семян, которые указаны в оспариваемом предписании, были включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. При этом срок, на который были включены в Государственный реестр семена растений в каких-либо документах отражен не был.
Исходя из информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.01.2018 № 14-7/17 сорта вышеуказанных партий семян включены в реестр, сроком на 12 месяцев, то есть до 12.05.2017.
После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут использоваться в течение последующих двух лет (статья 30 Федерального закона № 149-ФЗ).
Учитывая, что при вынесении оспариваемого предписания административный орган указал только на нарушение, связанное с тем, что семена цветочно-декоративных растений не были включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, суд признает оспариваемое предписание недействительным, поскольку данные выводы ответчика противоречат материалам дела.
Между тем, сведения о включении цветочно-декоративных растений, сроком на 12 месяцев, в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, фактически не публикуются на официальном сайте.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В то же время, представленные административным органом доказательства свидетельствуют о недоказанности вины Предприятия в совершении вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, в действиях МКП «Горзеленхоз» отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, судом учитывается, что МКП «Горзеленхоз» в судебном порядке было оспорено предписание от 27.06.2017 № 6, вынесенное административным органом, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении МКП «Горзеленхоз», являющемся предметом рассмотрения настоящего дела. Указанное предписание отменено решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2018 по делу № А29-9744/2017.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение суда от 31.01.2018 по делу № А29-9744/2017 вступило в законную силу 24.04.2018.
На основании изложенного, постановление Управления Россельхознадзора по Республике Коми от 27.06.2017 № 104/ЗР о привлечении к административной ответственности подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180-181, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Муниципального казенного предприятия «Горзеленхоз» муниципального образования городского округа «Ухта» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Ухтинского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми от 27.06.2017 № 104/ЗР, которым Муниципальное казенное предприятие «Горзеленхоз» муниципального образования городского округа «Ухта» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня изготовления в полном объеме.