ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-9549/12 от 25.02.2013 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

01 марта 2013 года Дело № А29-9549/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2013 года, полный текст решения изготовлен 01 марта 2013 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Брыляковой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания Север» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

к Сыктывкарской таможне (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2012г. № 10202000-228/2012,

при участии:

от заявителя: не явился

от ответчика:  ФИО1 (доверенность); ФИО2 (доверенность)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания Север» (далее Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2012г. № 10202000-228/2012 о назначении административного наказания, согласно которому Заявитель привлечён к административной ответственности на основании части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Определением от 14.01.2013г. по делу назначено предварительное судебное заседание. Учитывая характер спора и представленные доказательства, при исполнении определения в части представления затребованных документов и отсутствии возражений, суд руководствуясь статьёй 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешёл к судебному разбирательству.

Судом по делу объявлялся перерыв с 18.02.2013г. до 25.02.2013г.

Представители ответчика извещены о перерыве под роспись в протоколе судебного заседания.

Информация о перерыве была своевременно размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми.

Представитель Заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения в порядке, определённом статей 122-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, извещён, а так же публично в сети Интернет, что в силу части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Заявитель в заявлении указал, что считает, что нарушен порядок привлечения его к административной ответственности и его вина в совершении правонарушения в установленном законом порядке не доказана. Также ходатайствовал о восстановлении срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности № 10202000-228/2012 от 26.10.2012г. Суд полагает, что заявителем не был пропущен срок на обжалование.

Сыктывкарская таможня (далее Административный орган) в отзыве заявленные требования не признала (л.д. 16-18).

Изучив материалы дела в полном объёме, суд не нашёл оснований для удовлетворения требования в силу следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 17.09.2012г. Административным органом в соответствии со статьёй 131 Таможенного кодекса Таможенного Союза проводится камеральная таможенная проверка в отношении Заявителя по вопросам соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами.

Согласно статье 99 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трёх) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Таможенного кодекса Таможенного Союза (глава 16) таможенная проверка является формой таможенного контроля и осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки пункт 7 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

Камеральная таможенная проверка в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного Союза осуществляется путём изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом.

Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки установлены статьёй 134 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено право должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учёта и отчётности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.

Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки установлены статьёй 135 Таможенного кодекса Таможенного Союза, подпункт 2 пункта 2 данной статьи предусматривает обязанность проверяемого лица при проведении таможенной проверки представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.

18.09.2012 в рамках осуществления таможенного контроля с учётом положений статей 98, 131 Таможенного кодекса Таможенного Союза Административным органом в адрес Заявителя направлено Требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке (далее -Требование) (исх. № 33-11/8435 л.д. 37-39).

В соответствии с Требованием в срок до 25.09.2012г. заявителю надлежало представить Административному органу документы и сведения, касающиеся условно выпущенных товаров, продекларированных в ГТД № 10202080/260606/0002819 и № 10202080/040806/0003482, в том числе:

сведения о местонахождении Товаров;

сведения о заключении сделок, предусматривающих переход права собственности на Товары, либо договоров о передаче Товаров во временное пользование (с предоставлением подтверждающих документов);

сведения о выходе из состава учредителей ООО «ТК Север» иностранного лица, внесшего Товары в качестве вклада в уставный капитал (при его формировании), по которым предоставлена льгота по уплате таможенных платежей (с предоставлением подтверждающих документов).

Данное Требование было направлено почтовой связью (почтовое отправление №16700058215838) и получено ООО «ТК Север» 19.09.2012, о чём свидетельствует отметка о вручении в почтовом уведомлении (л.д. 39).

Документы и сведения, указанные в Требовании, запрошены в целях осуществления контроля за условно выпущенными товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а именно проверки соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению данными Товарами.

В Требовании (последний абзац) до Заявителя доведена информация о том, что права и обязанности проверяемого лица при проведении камеральной таможенной проверки установлены статьёй 135 Таможенного кодекса Таможенного Союза и статьёй 185 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Заявитель в срок до 25.09.2012г. (включительно) должен был представить в Административный орган запрашиваемые документы и сведения.

По состоянию на 12.10.2012г. Требование от 18.09.2012г. № 33-11/8435 о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке Заявителем не исполнено, обращений (ходатайств) о продлении сроков представления документов и сведений в Сыктывкарскую таможню не поступало.

По данному факту 12.10.2012г. главным инспектором Административного органа по результатам проведения камеральной таможенной проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 10202000-228/2012 в отношении Заявителя по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании данного Протокола, а также иных материалов проверки 26.10.2012г. в отсутствии законного представителя Заявителя при его надлежащем уведомлении сотрудником Административного органа было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 1020222-228/2012, которым Заявитель привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно пункту 31 часть 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (в редакции Протокола от 16.04.2010г.) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Частью 1 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

В силу статьи 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трёх) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Пунктом 12 статьи 110 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 134 Таможенного кодекса Таможенного союза, при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учёта и отчётности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, а также требовать у проверяемого лица представления отчётности в целях таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 135 Таможенного кодекса Таможенного союза, проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.

Из материалов дела следует, что в связи с проведением в отношении Заявителя таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки по вопросам соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами, Административным органом было выставлено Требование о предоставлении Заявителем в срок до 25.09.2012г. документов и сведений, касающиеся условно выпущенных товаров, продекларированных в ГТД № 10202080/260606/0002819 и № 10202080/040806/0003482 в том числе сведения: о местонахождении товаров, о заключении сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, либо договоров о передаче товаров во временное пользование (с предоставлением подтверждающих документов); о выходе из состава учредителей ООО «ТК Север» иностранного лица, внесшего Товары в качестве вклада в уставный капитал (при его формировании), по которым предоставлена льгота по уплате таможенных платежей (с предоставлением подтверждающих документов).

В установленный срок документы и сведения, указанные в требовании, Заявителем в Административный орган не представлены. Ходатайство о продлении срока представления документов и сведений от Заявителя не поступало. Данный факт подтверждается материалами дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований таможенного законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения. При таких обстоятельствах вина Заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.

Таким образом, административным органом доказан факт совершения обществом с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания «Север» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом отклоняется довод Заявителя, о том, что он не был надлежащим образом уведомлен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Заявитель полагает, что при составлении протокола об административном правонарушении представитель Заявителя не присутствовал, следовательно был нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности и его вина в совершении правонарушения в установленном законном порядке не доказана.

В силу прямого указания части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии со статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Установленный порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 25.4 Кодекса и пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Следовательно, в известность о составлении протокола об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении, должен быть поставлен законный представитель юридического лица.

Согласно представленным в материалы дела документам директором ООО «ТК «Север» ФИО3

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении был составлен 12.10.2012г. в отсутствии законного представителя Заявителя (л.д.24-28).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ограничений относительно использования различных средств связи для извещения лиц, участвующих в деле, однако, исходя из требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во всех случаях извещение должно быть произведено способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

Обязанность доказывания факта надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении возлагается на Административный орган.

В материалы дела Административным органом представлены документы, подтверждающие факт получения уполномоченным представителем Заявителя уведомления о дате и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д. 65-68), а также документов, в том числе вышеуказанного требования о предоставлении сведений. На почтовом документе о вручении почтового отправления (л.д. 39) имеется подпись доверенного лица получившего письмо от 19.09.2012г., им является ФИО4 (доверенность № 01 от 01.01.2012г. на получение от : «Сыктывкарский почтамт ФГУП» л.д. 100).

Административным органом был направлен запрос от 14.11.2012г. № 23-11/10227 в филиал ФГУП «Почта России» (л.д. 20) «О предоставлении сведений», где был получен ответ от 24.01.2013г. № 28.1.1.23-35/23, что письмо было вручено доверенному лицу (л.д. 98-99).

Таким образом, нарушений требований Административным органом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении суд не установил.

Материалы дела свидетельствуют о том, что законному представителю - директору ООО «ТК «Север» было известно о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, Заявитель не был лишён возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является оконченным с момента нарушения установленного таможенным органом срока для представления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил.

При указанных обстоятельствах, суд находит оспариваемое постановление законным и обоснованным, и не усматривает оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания Север» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.Ш. Махмутов