АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-10293/2017
г. Кострома 06 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2018 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Зиновьев Андрей Викторович, рассмотрев общества с ограниченной ответственностью «Космол», ИНН <***>, ОГРН <***>
к администрации города Костромы,
Управлению архитектуры и градостроительства города Костромы
о признании незаконным бездействия в части не направления ООО «Космол» решения о подготовке проекта о внесении изменения в градостроительную документацию или об отклонении предложения о внесении изменения с указанием причин отклонения и обязании направить ответ по результатам рассмотрения изменений в градостроительную документацию,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабаровой К.И.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.03.2017,
от администрации – ФИО2, доверенность от 10.01.2017,
от Управления архитектуры и градостроительства города Костромы – не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Космол» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации города Костромы, Управлению архитектуры и градостроительства города Костромы о признании незаконным бездействия в части не направления ООО «Космол» решения о подготовке проекта о внесении изменения в градостроительную документацию или об отклонении предложения о внесении изменения с указанием причин отклонения и обязании направить ответ по результатам рассмотрения изменений в градостроительную документацию.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои позиции, изложенные в заявлении, пояснениях и дополнениях.
Управление архитектуры и градостроительства города Костромы не направило в суд своего представителя.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В рамках подготовки документации по планировке территории, ограниченной улицами «Северной правды», ФИО3, полосой отвода железной дороги, улицей Волжской в г. Костроме, ООО «Космол» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства города Костромы с заявлением №46 от 25 мая 2017 года о внесении изменений в генеральный план г. Костромы в части изменения функциональной зоны на территории земельных участков, находящихся в собственности предприятия ООО «Космол».
Согласно Генеральному плану застройки г. Костромы (в редакции решения Думы г.Костромы от 18.12.2014 № 247) территория ООО «Космол» включена в зону градостроительных преобразований под малоэтажную жилую зону.
ООО «Космол» располагается в зоне сложившейся застройки, как жилой, так и производственной, с 1996 года.
Предприятие является собственником комплекса нежилых зданий и сооружений с 1998 года, которые расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: 44:27:70106:11 - с разрешенным использованием для эксплуатации гаражей; 44:27:070106:21; 44:27:070106:22, 44:27:070106:23; 44:27:070106:24, 44:27:070106:25, 44:27:070106:26 - разрешенным использованием для эксплуатации объектов промышленного назначения, находящихся в собственности предприятия.
С момента образования и по настоящее время ООО «Космол» на собственных производственных площадях осуществляет переработку молока и производство молочной продукции. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ООО «Космол» относится к 4 санитарному классу опасности с размером санитарно-защитной зоны 100 метров.
Письмом Управления архитектуры и градостроительства письмом № 13-01-39 исх - 492/17 от 21.06.2017 «о рассмотрении предложения» заявителю сообщено о рассмотрении 19.06.2017 года вышеуказанного заявления ООО «Космол» на заседании Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Костромы и подготовке заключения с рекомендациями об отклонении поступившего предложения.
Кроме того, в письме указано о том, что Заключение комиссии направляется Главе Администрации города Костромы для принятия решения о подготовке проекта о внесении изменений в градостроительную документацию или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Заявитель указывает, что на момент обращения с заявлением в суд в его адрес не поступило заключение комиссии и информация о решении главы города о подготовке проекта о внесении изменений в градостроительную документацию или об отклонении такого предложения.
Посчитав, что ответчиками нарушаются требования Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части не направления заявителю окончательного решения по поступившему обращению, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель считает, что бездействие администрации города и Управления архитектуры и градостроительства нарушает права и законные интересы заявителя в отношении его имущества, границ территорий, в пределах которой в настоящее время проводятся общественные слушания по проекту планировки территории, ограниченной улицами «Северной правды», ФИО3, полосой отвода железной дороги, улицей Волжской.
Суд, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.
В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные
лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и
действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение
о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и
действий (бездействия) незаконными при установлении совокупности предусмотренных данной нормой условий - несоответствия акта, решений и
действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и
нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
То, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы, не освобождает заявителя от обязанности опровергать надлежащим образом (путем представления соответствующих доказательств) доводы и доказательства государственного органа.
Постановлением Администрации города-Костромы от 03 февраля 2017 года№240 принято решение о подготовке документации по планировке территории, ограниченной улицами Северной правды, ФИО3, полосой отвода железной дороги, улицей Волжской, в форме проекта планировки территории.
В границы данной территории входят земельные участки с кадастровыми номерами 44:27:070106:11, 44:27:070106:21, 44:27:070106:22, 44:27:070106:23, 44:27:070106:24, 44:27:070106:25, 44:27:070106:26, расположенные по адресу: <...>, которые принадлежат на праве собственности ООО «Космол».
Разработчиком указанного проекта планировки является ООО «КФК Проект», который с целью определения зонирования территории, в отношении которой разрабатывается вышеуказанный проект планировки, обратился в ООО «Космол» с просьбой предоставить информацию о переносе предприятия с указанной территории, либо о его сохранении с установлением санитарно-защитной зоны в границах территории предприятия.
ООО «Космол» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с заявлением о внесении изменений в генеральный план города Костромы в части функциональной зоны (письмо от 25 мая 2017 года № 46).
В соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18 декабря 2008 года № 212 (далее - Генеральный план города Костромы), земельные участки, принадлежащие ООО «Космол», расположены в зоне градостроительных преобразований.
В соответствии с частью 16 статьи 3 Генерального плана города Костромы развитие данных территорий возможно только в соответствии с разработанным проектом планировки и межевания территории.
С целью определения зонирования территории, в границы которой также входят участки, принадлежащие ООО «Космол», разрабатывается проект планировки территории, ограниченной улицами Северной правды, ФИО3» полосой отвода железной дороги, улицей Волжской (далее - Проект планировки).
Указанный Проект планировки был представлен в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы 14 июня 2017 года с целью проведения по нему общественных слушаний.
Письмом от 3 июля 2017 года № 13-01-39исх~534/17 Управлением рекомендовано доработать проект планировки с учетом замечаний, указанных в данном письме.
В письме от 21 июня 2017 года № 13-01-39исх-492/17 Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы указывает на данные обстоятельства и информирует ООО «Космол», что в адрес Главы Администрации города Костромы будет направлено соответствующее заключение о принятии решения об утверждении проекта, либо о его отклонении с указанием причин отклонения.
Письмом от 22 августа 2017 года № 13-01-39исх-742/17-18 Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы проинформировало ООО «Космол» о проведении публичных слушаний по Проекту планировки, которые проведены 5 сентября 2017 года.
Итоговый документ (заключение) по результатам проведения публичных слушаний по проекту планировки был опубликован 22 сентября 2017 года в информационно-правовом бюллетене «Официальный вестник города Костромы» № 39 о чем ООО «Космол» было проинформировано письмом от 14 сентября 2017 года № 13-01-39исх-822/17.
Письмом от 18 сентября 2017 года № 13-01-34 исх-935/17 в адрес Главы Администрации города Костромы направлены рекомендации об отклонении Проекта планировки, с учетом которых принято решение об отклонении документации по планировке территории, ограниченной улицами Северной правды, ФИО3, полосой отвода железной дороги, улицей Волжской (постановление Администрации города Костромы от 5 октября 2017 года № 2657).
На территории города Костромы порядок подготовки изменений и внесения их в документы территориального планирования осуществляются в соответствии с Законом Костромской области от 28 мая 2007 года № 150-4-ЗКО «О документах территориального планирования муниципальных образований Костромской области» (далее - Закон № 150-4-ЗКО).
Частью 3 статьи 6 Закона № 150-4-ЗКО предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности соответствующего муниципального образования в течение 30 дней со дня получения предложений о внесении изменений в документ территориального планирования муниципального образования дает заключение о целесообразности подготовки предложений по внесению изменений в документ территориального планирования муниципального образования и направляет его главе местной администрации для принятия решения о внесении изменений в документ территориального планирования муниципального образования и направлении для утверждения в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования либо мотивированного отказа субъекту, внесшему данные предложения.
В соответствии с указанным порядком подготовки изменений и внесения их в документы территориального планирования принятия каких-либо решений Главой Администрации города Костромы в случае отклонения соответствующих предложений заинтересованных лиц не предусмотрено.
Письмом от 25.05.2017 заявитель обратился в Управление архитектуры и градостроительства города Костромы с заявлением о внесении изменений в Генеральный план города Костромы в части изменения функциональной зоны для вышеуказанных земельных участков. Фактически заявитель просит изменить функциональную зону, в которой находятся принадлежащие ему земельные участки с зоны малоэтажной жилой застройки на производственную зону.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план
поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение вменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
При этом подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГК РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушании по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В статье 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного
благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по
предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды
обитания. При разработке генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
Вопросы, касающиеся порядка внесения изменений в Генеральный план поселения, урегулированы статьей 24 Градостроительного кодекса РФ.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе, внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселений, главой местной администрации городского округа.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что порядок внесения изменений в Генеральный план города включает в себя 5 стадий:
1) поступление предложений от органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных лиц о внесении изменений в генеральный план;
2) принятие главой местной администрации решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений;
3) согласование проекта генерального плана в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 25 Градостроительного Кодекса;
4) публичные слушания;
5) принятие представительным органом местного самоуправления решения об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его главе местной администрации на доработку.
Заявитель оспаривает бездействие Администрации и Управления, выразившиеся в ненаправлении ему решения о подготовке проекта о внесения изменения в градостроительную документацию или об отклонении предложения с указанием причин этого.
При этом заявителем не указано нарушения каких нормативных актов были допущены заявленными по делу ответчиками, чем предусмотрена обязанность по направлению заявителю решения о подготовке проекта о внесения изменения в градостроительную документацию или об отклонении предложения с указанием причин этого.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ правила
землепользования и застройки (далее ПЗЗ) – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Порядок внесения изменений в ПЗЗ урегулирован статьей 33 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой внесение изменений в ПЗЗ осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Порядок включает следующие стадии:
1) поступление предложений о внесении изменений в ПЗЗ в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ (ч.3 ст.33);
2) подготовка заключения комиссии, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗ или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направление этого заключения главе местной администрации (ч.4 ст.33);
3) рассмотрение главой местной администрации вопроса о внесении изменений в ПЗЗ: принятие решения о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонений (ч.5 ст.33);
4) опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов (ч.7 ст.31);
5) проверка проекта ПЗЗ, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации органом местного самоуправления (ст.31);
6) направление проекта ПЗЗ (по результатам проверки) главе муниципального образования или в комиссию на доработку;
7) принятие Главой муниципального образования решения о проведении публичных слушаний;
8) публичные слушания по проекту ПЗЗ;
9) представление проекта ПЗЗ главе местной администрации;
10) принятие решения Главой местной администрации о направлении проекта ПЗЗ в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта ПЗЗ и о направлении его на доработку;
11)утверждение представительным органом местного самоуправления проекта ПЗЗ или направление его главе местной администрации на доработку.
Заявление Общества от 25.05.2017 было рассмотрено 19.06.2017 на заседании Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Костромы о чем ему (заявителю) было сообщено письмом от 21.06.2017.
При этом заявитель был уведомлен, что представленный проект планировки предложено доработать с учетом его поэтапной реализации, в т.ч. и с учетом нахождения на территории производственных предприятий.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ не возлагает на органы местного самоуправления обязанность в связи с поступившим обращением юридического лица о внесении изменений в генеральный план принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в него. Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п.1 ст.9 ГрК РФ). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (п.3 ст.9 ГрК РФ).
Установление для земельного участка (участков) соответствующего правового режима, в том, числе, путем определения функциональной зоны, в которой находится участок (участки), не соответствующего планам собственника, не является нарушением его прав, поскольку самим градостроительным регламентом и определяются границы осуществления прав собственника земельного участка.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что ненаправление ему решения о подготовке проекта о внесения изменения в градостроительную документацию или об отклонении предложения с указанием причин этого, каким-либо образом нарушило его права.
Процедура согласования и утверждения проекта планировки территории, в зоне которой находятся и участки заявителя, до настоящего времени не завершена, последовательно проводятся вышеуказанные этапы согласования и утверждения, в т.ч. публичные слушания, в которых принимал участие и заявитель.
У заявителя имеется право и возможность оспаривать окончательные решения по вопросам принятия того или иного проекта планировки территории.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиками в отношении заявителя допущено какое-либо противоправное бездействие, нарушающее его законные права и интересы.
Общество в качестве ответчиков по настоящему делу указало администрацию города Костромы и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены экономические споры с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и с участием граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы создано 02.02.2015 г. в качестве функционального органа, не наделенного правами юридического лица, следовательно, в соответствии с АПК РФ (пункт 1 статьи 43), ГК РФ (статьи 48,49,51) не наделено гражданской и процессуальной правоспособностью.
С учетом изложенного Управления не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Космол» о признании незаконным бездействия администрации города Костромы и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Костромы в части не направления ООО «Космол» решения о подготовке проекта о внесении изменения в градостроительную документацию или об отклонении предложения о внесении изменения с указанием причин отклонения и обязании направить ответ по результатам рассмотрения изменений в градостроительную документацию отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.В. Зиновьев