ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-10305/20 от 12.10.2020 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-10305/2020

г. Кострома                                                                                 "16" октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 16 октября 2020 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Цветкова Сергея Владимировича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рогачёва Л. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора Костромской области

в интересах неопределенного круга хозяйствующих субъектов

в интересах муниципального образования Илешевское сельское поселение Кологривского муниципального района Костромской области в лице главы Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области

о признании незаконным бездействия администрации Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области по реализации полномочий в части размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" обязательной информации о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства,

при участии представителей:

от заявителя ФИО1 (служебное удостоверение  ТО № 241549 от 16.05.2018); 

от заинтересованного лица – не явился (ходатайство);

установил:

Прокурор Костромской области (далее - заявитель, прокурор), в интересах неопределенного круга хозяйствующих субъектов в интересах муниципального образования Илешевское сельское поселение Кологривского муниципального района Костромской области в лице главы Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области (далее – администрация) о признании незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» бездействие администрации по реализации полномочий в части размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» обязательной информации о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и обязать администрацию в течение одного месяца с даты вступления   решения суда в законную силу   разместить   на официальном интернет сайте органа местного самоуправления в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.ilechevo.ru, информацию об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства (уточнении от 16.09.2020).

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечила, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, с согласия представителя заявителя, при наличии надлежащего уведомления администрации о времени и месте судебного разбирательства, завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

На основании части 1 статьи 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенной Администрации муниципального образования, поскольку обязательной явку ее представителей в судебное заседание суд не признавал.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя прокурора, установил следующие обстоятельства.

Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» в период с 13.04.2020 по 15.04.2020 сотрудниками прокуратуры Кологривского района Костромской области на основании решения прокурора района от 10.04.2020 проведена проверка исполнения законодательства в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства в деятельности администрации Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области. Решение о проведении проверки получено главой сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что на сайте органа местного самоуправления не были размещены следующие виды обязательной информации: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого  и  среднего  предпринимательства,  в  соответствии  с  их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; актуализированная информация о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Результаты проверки отражены в акте от 14.04.2020 (л.д. 13).

14.04.2020 прокурором в адрес главы администрации Илешевского сельского поселения ФИО2 внесено представление об устранении нарушений законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей (л.д. 16-19).

22.04.2020 (исх. № 78) от главы администрации в адрес прокурора поступил ответ на представление от 14.04.2020, в котором указано, что администрацией ведется работа по устранению нарушений законодательства сфере информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно направлен запрос в федеральную службу государственной статистики (Росстат) территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Костромской области (Костромастат) и в межрайонную инспекцию ФНС России № 6 по Костромской области (л.д. 20).

13.07.2020 главой администрации даны объяснения прокурору, из которых следует, что необходимая информация по субъектам малого и среднего предпринимательства не размещена, в связи с тем, что до настоящего времени не получен ответ из Росстата, Костромастата и налоговой инспекции; при получении соответствующих ответов информация будет размещена на сайте администрации поселения, в разделе «Имущественная поддержка субъектов МСП» (л.д. 22-23).

23.07.2020 прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании незаконным бездействия администрации.

В ходе рассмотрения настоящего дела в суде, администрацией на сайте сельского поселения была размещена необходимая информация, за исключением информации об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности и о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

В связи с этим прокурор уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации в части неразмещения вышеуказанной информации.

В судебном заседании представитель прокурора поддержал уточненные требования.

Администрация возражений на них не представила.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) если полагает, что оспариваемый акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 указано, что применительно к статье 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования.

Судом установлено, что требования прокурора в данном случае заявлены в рамках надзора за исполнением органом местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 27.07.2007  №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Прокурор, обращаясь в суд с настоящим требованием, действует в интересах муниципального образования Илешевского сельское поселение Кологривского муниципального района Костромской области и неограниченного круга организаций и индивидуальных предпринимателей (субъектов малого и среднего предпринимательства), лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки в целях создания условий для их развития.

Согласно пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, создание условий для малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон от 27.07.2007  № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 3 Закона № 209-ФЗ для целей указанного Федерального закона используются следующие основные понятия:

- субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.

В пункте 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ определено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 28 части 1, часть 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения отнесено содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В статье 11 Закона № 209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

Статья 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регламентирует  перечень информации, которая должна быть размещена органами местного самоуправления в сети «Интернет», кроме прочего: перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления; сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.

В соответствии со статьей 19 Закона № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".

В соответствии с указанными нормами закона, официальным сайтом Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области определен www.ilechevo.ru.

Между тем, на сайте муниципального образования Илешевского сельское поселение в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, не размещены следующие виды обязательной информации: об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого  и  среднего  предпринимательства,  в  соответствии  с  их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанное бездействие администрации сельского поселения нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на своевременное получение информационной поддержки в виде создания муниципальных информационных систем, а также принципа открытости процедур оказания поддержки.

Отсутствие поддержки малого и среднего предпринимательства влечет к неисполнению таких целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации как увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг), а так же увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, чем нарушаются экономические интересы самого муниципального образования.

Подпунктом 1 частью 1 статьи 36 Устава муниципального образования Илешевского сельское поселение Кологривского муниципального района Костромской области установлено, что глава сельского поселения в пределах своих полномочий представляет сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения.

Материалами дела подтверждается, что администрацией не были приняты все зависящие от нее и входящие в сферу ее компетенции действия (меры) по размещению на сайте администрации соответствующей информации (пункт 28 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Факт незаконного бездействия администрации муниципального образования, нарушающей права и законные интересы неограниченного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, судом в ходе рассмотрения дела установлен, заявителем доказан, администрацией не оспорен.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании в части неразмещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» обязательной информации об обороте товаров (работ, услуг), в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности и финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», подлежат удовлетворению.

На основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, о принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В связи с тем, что судом установлено незаконное бездействие со стороны администрации муниципального образования, подлежат удовлетворению и требования заявителя в части возложения на администрацию обязанности по устранению допущенного незаконного бездействия.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования Прокурора Костромской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области по реализации полномочий в части размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» обязательной информации об обороте товаров (работ, услуг), в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности и финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обязать администрацию Илешевского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу разместить на официальном интернет сайте органа местного самоуправления в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.ilechevo.ru, информацию об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности и о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

                          Судья                                                                С.В. Цветков