ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-11643/17 от 11.01.2018 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-11643/2017

г. Кострома                                                                                   17 января 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 17 января 2018 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Сизова Александра Вениаминовича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Юлией Алексеевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа», ИНН 4414008971, ОГРН 1024402234669, Костромская область, Костромской район, п. Василёво

к контрольно-счетной группе Костромского муниципального района Костромской области,

о признании недействительным предписания от 03.10.2017 № 54,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: должностное лицо – директор Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа» Печурина Галина Николаевна,

при участии представителей:

от заявителя – Киселёв И.К. по доверенности от 31.10.2017 № 1;

от ответчика – Камкин А.А. председатель (предъявлено служебное удостоверение;

от третьего лица – не явился;

установил:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа» (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания контрольно-счетной группы Костромского муниципального района Костромской области от 03.10.2017 № 54.

Определением суда от 09.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено должностное лицо – директор Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа» Печурина Галина Николаевна.

Представитель учреждения поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика изложил свои возражения в отношении заявленных требований.

Третье лицо при надлежащем извещении о времени и месте проведения судебного заседания явку не обеспечило.

В соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

30.08.2017 контрольно-счетная группа Костромского муниципального района Костромской области в соответствии с планом работы на 2017 год приступила к проведению контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок на 2016-2017 годы» в отношении Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа», о чем была уведомлена директор учреждения Печурина Г.Н.

В ходе проведения контрольного мероприятия было установлено, что в 2016 году, согласно плану-графику закупок, утвержденному директором учреждения 07.12.2016,  годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ (по строкам: товары, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей) утвержден в сумме 673405 рублей. Годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ(по строкам: товары, работы  или услуга  на сумму,  не  превышающую  четырехсот тысяч рублей) утвержден в сумме 0,0 рублей.

В 2017 году, согласно плану-графику закупок, утвержденному директором учреждения 06.09.2017, годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ(по строкам: товары, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей) утвержден в сумме 381317 рублей. Годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ(по строкам: товары, работы или услуги на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей» утвержден в сумме 247337 рублей.

В связи с отсутствием обоснований по каждому объекту закупки у контрольно-счетной группы Костромского муниципального района для осуществления возложенных полномочий в сфере аудита закупок возникла необходимость проверки показателей планов-графиков закупок по строкам: «товары, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей и товары, работы или услуги на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей».

В рамках проведения мероприятия директору МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Василевская средняя общеобразовательная школа» направлено уведомление от 30.08.2017 о предоставлении в срок не позднее 14.09.2017 необходимых для проверки материалов согласно приложению (Перечень запрашиваемых для аудита в сфере закупок МКОУ Костромского муниципального района Костромской области «Василевская средняя общеобразовательная школа» за 2016-2017 год, л.д. 12-13).

Пункт 6 названного перечня содержит указание на необходимость предоставления учреждением планов-графиков закупок, включая обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в том числе дополнительных требований к участникам закупки.

Однако, данное требование о предоставлении документов учреждением выполнено не было. Необходимая информация для проведения аудита в сфере закупок представлена не была.

В своем ответе от 02.10.2017 без номера, директор школы Печурина Г.Н. сослалась на отсутствие информации по расшифровке показателей планов-графиков по строкам «товары, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей и товары, работы или услуги на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей», так как в соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, то есть о контрактах, заключенных до ста и четырехсот тысяч рублей.

03.10.2017 в адрес МКОУ «Василевская средняя общеобразовательная школа» руководителем контрольно-счетной группы было направлено предписание по исполнению требования контрольно-счетной группы от 26.09.2017 № 48. Учреждению предписано в установленный срок – до 06.10.2017 или в течение трех дней со дня получения предписания предоставить:

1. расшифровки показателей планов-графиков за 2016-2017 год по строкам: «товары, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей» и «товары, работы или услуги на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей» с указанием наименования поставщика, даты и номера договора, даты закупки, объекта закупки, количества (объема) закупаемых товаров, суммы закупки, планируемого срока поставки (выполнения работ), планируемого срока начала и окончания исполнения контракта (отдельных этапов контракта), способа определения поставщика;

2. определение и обоснование начальной  (максимальной) цены договора на оказание услуг на 2017 год;

3. пояснения о непредставлении планов-графиков за 2017 год.

Не согласившись с данным предписанием учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

По мнению МКОУ «Василевская средняя общеобразовательная школа» оспариваемое предписание вынесено за пределами полномочий контрольно-счетной группы Костромского муниципального района Костромской области, а требования, содержащиеся в нем противоречат действующему законодательству.

Так заявитель указывает, что действующее на период планирования закупок 2016 года постановле­ние Правительства РФ от 21.11.2013 N 1044 «О требованиях к формирова­нию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг», не содержало нормы по необходимости обоснования объектов заку­пок плана-графика.

Требование о предос­тавлении расшифровки по строкам плана-графика закупок было сделано без учета того факта, что  у заказчиков отсутствует обязанность включения в план-график закупок для муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ информации, содержащей наиме­нования поставщика, даты и номера договора, даты закупки, объекта закуп­ки, количества (объема) закупаемых товаров, суммы закупки, планируемого срока поставки (выполнения работ), планируемого срока начала и окончания исполнения контракта (отдельных этапов контракта), способа определения поставщика.

Кроме того, запрос контрольно-счетной группы Костромского муници­пального района от 26.09.2017 № 48 о предоставлении расшифровки строк плана-графика закупок был сделан в нарушение положений, установленных статьи 3 Закона Костромской области от 21.12.2011 № 161-5-ЗКО «О некоторых вопросах организации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Костромской об­ласти».

В рамках ответа от 14.09.2017 № б/н на запрос контрольно-счетной группы Костромского муниципального района были предоставлены реестры закупок, содержащие следующую информацию: наименования поставщика, даты и номера договора, суммы закупки.

В свою очередь сведения, содержащие информацию о дате закупки, объекта закупки, количества (объема) закупаемых товаров, планируемого срока поставки (выполнения работ), планируемого срока начала и окончания исполнения контракта (отдельных этапов контракта), способа определения поставщика фиксируются только для контрактов, входящих в реестр кон­трактов в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Таким образом, отсутствие обоснования объектов закупок планов-графиков и расшифровки по строкам плана-графика закупок, обусловленное действующим законодательством, не могло стать препятствием для осущест­вления полномочий контрольно-счетной группы Костромского муниципаль­ного района, содержащихся в статье 98 Федерального закона N 44-ФЗ. В свою очередь, проводя аудит по вопросам Федерального закона N 44-ФЗ необходимо действовать в рамках соответствующего Феде­рального закона и подзаконных актов. Требования, сверх установленных норм законодательства, не могут быть обязательными для исполнения.

Кроме того, заявитель обращает внимание суда на тот факт, что в ответах от 14.09.2017 и от 02.10.2017 учреждением указывалось, что с 2017 года обоснование начальной (макси­мальной) цены контракта осуществляется в структурированной форме в еди­ной информационной системе, доступной в открытой части сайта единой ин­формационной сети, то есть для неограниченного круга заинтересованных лиц, в том числе и для надзорного органа.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. При этом обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений и в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

При наличии у заявителя права на самостоятельный выбор способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 ГК РФ либо иными предусмотренными законом способами, выбранный способ защиты должен соответствовать нарушенному праву.

Гражданско-правовые способы защиты гражданских прав установлены в названной статье, в том числе: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения правоотношения.

Следовательно, лицо, которое считает действия другого лица не соответствующими закону и нарушающими его гражданские права в рамках гражданских правоотношений, может обратиться в суд за защитой с соответствующим требованием.

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При установлении наличия совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В соответствии с правилами распределения бремени доказывания, установленными частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 265 БК РФ).

В соответствии со статьей 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относятся контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон N 6-ФЗ), настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Положениями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) установлен также перечень субъектов контроля, порядок проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, а также порядок принятия решений по результатам проведения контроля в сфере закупок.

Согласно части 1 статьи 98 Закона N 44-ФЗ Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований, осуществляется аудит в сфере закупок.

При этом частью 2 статьи 98 Закона N 44-ФЗ определено, что в пределах своих полномочий органы аудита в сфере закупок осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 98 Закона N 44-ФЗ для достижения целей, указанных в части 2 статьи 98 Закона N 44-ФЗ, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Соответственно, аудит в сфере закупок охватывает все этапы деятельности заказчика в сфере закупок в отношении каждого заключенного контракта, являющегося предметом анализа, проверки и оценки, а именно: этап планирования закупок товаров, работ, услуг, этап осуществления закупок, этапы заключения и исполнения контракта.

Кроме того, частью 12 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» определено, что аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

В соответствии с частью 4 статьи 98 Закона N 44-ФЗ органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 статьи 98 Закона N 44-ФЗ, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Результатом проведения аудита в сфере закупок является оценка уровня достижения целей осуществления закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд с учетом использования соответствующих бюджетных средств, выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Таким образом, аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного (муниципального) контроля, осуществляемого указанными органами аудита в сфере закупок в целях проверки результатов осуществления закупок товаров, работ, услуг, в том числе на соответствие их положениям Закона N 44-ФЗ.

Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов установлены в статье 14 Федерального закона N 6-ФЗ, из положений пункта 1 которой следует, что должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Порядок направления контрольно-счетными органами указанных выше запросов, определяется законами субъектов Российской Федерации или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 6-ФЗ).

В силу пункта 1 части 4 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.

В силу положений части 2 статьи 13 Федерального закона N 6-ФЗ неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1 и частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ).

Анализируя приведенные выше положения, применительно к рассматриваемой ситуации, суд приходит к выводу о том, что контрольно-счетная группа Костромского муниципального района Костромской области является органом муниципального финансового контроля, наделена полномочиями по проведению контроля в сфере закупок в отношении заявителя, а также обладает правом выдавать соответствующие предписания в случае воспрепятствования субъектами проведения контрольных мероприятий.

Оценивая по существу правомерность требований, содержащихся в оспариваемом предписании, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Так, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями названного Федерального закона.

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ).

Частью 2 статьи 17 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в планы закупок включается, в том числе, обоснование закупки в соответствии со статьей 18 названного Федерального закона.

При этом частью 3 статьи 18 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при формировании плана-графика обоснованию подлежит, в том числе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона.

Статья 19 Федерального закона N 44-ФЗ регламентирует нормирование в сфере закупок, под которым понимается  установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Часть 1 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

При этом, согласно частям 2 и 3 указанной статьи планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок и включают,  в том числе, следующую   информацию в отношении каждой закупки : наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно); дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований; способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;  дата начала закупки.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (часть 11 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ).

Статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ регламентируются методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в том числе и заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее – Требования N 554) и устанавливают требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - закупки) в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В план-график закупок подлежит включению перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика, а также путем применения способа определения поставщика, устанавливаемого Правительством РФ в соответствии со статьей 111 Закона N 44-ФЗ (пункт 6 Требований N 554).

Согласно пункту 13 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2015 N 552, планы закупок содержат приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального Закона N 44-ФЗ.

Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок (пункт 1 статьи 18 Федерального Закона N 44-ФЗ).

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и установленных требований к закупаемому заказчиком товару (работе, услуге) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

- начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта;

- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ (пункт 7 статьи 18 Федерального Закона N 44-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), а также Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее - Форма обоснования планов закупок).

В соответствии с пунктом 2 Правил обоснование закупок осуществляется заказчиками при формировании и утверждении: планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд; планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд. Обоснование закупок осуществляется заказчиками в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов закупок; формой обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок (пункт 4 Правил).

В графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации. Заполнение указанной выше графы осуществляется заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обоснованность осуществления закупок оценивается в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. По результатам мониторинга, аудита и контроля закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (пункты 5, 6 статьи 18 Федерального закона N 44-ФЗ.

Запрашиваемая информация входит в сферу осуществления заказчиком деятельности по закупкам, предусмотрена положениями Федерального закона № 44-ФЗ, должна иметься у него в наличии и быть предоставлена  при проведении уполномоченным органом аудита в сфере закупок.

При утверждении годового объема закупок у единственного поставщика на 2016-2017 годы учреждение должно было руководствоваться пунктами 6, 13 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок, в соответствии с которыми в план-график закупок включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется, в том числе путем закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), также план-график закупок содержит приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии частью 7 статьи 18 Федерального закона N 44-ФЗ - Правилами обоснования закупок.

Таким образом, план-график закупок, как документ являющийся основанием для осуществления заказчиком закупок, в том числе по закупкам у единственного поставщика не может существовать отдельно от конкретной (каждой) закупки. При формировании и утверждении плана-графика закупок общего годового объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) учреждению необходимо было исходить из информации о конкретной (каждой) закупке, подлежащей заключению в 2016-2017 годах. В противном случае, осуществлению полномочий органа в сфере аудита закупок возникает препятствие в части установления соответствия о законности, целесообразности, об обоснованности, своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В связи с неисполнением запроса о предоставлении информации  в порядке части 4 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ руководителем контрольного органа вынесено предписание, поскольку игнорирование законного требования уполномоченного органа свидетельствует о создании со стороны проверяемого лица препятствий для проведения контрольных мероприятий.

За какими-либо разъяснениями о порядке и форме исполнения требования контрольного органа заявитель не обращался.

Доказательств невозможности исполнения запроса и предписания  уполномоченного органа заявителем не представлено.

При этом довод заявителя на отсутствие законодательно установленной расшифровки по требуемой информации со ссылкой на статью 93 Федерального закона № 44-ФЗ о возможности заключения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки товара, работы и услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, и при осуществлении закупки товара, работы, услуги на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей, что освобождает заказчика от обоснования в отчете (этап осуществления закупок) невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта,  является необоснованной, поскольку не относится к порядку планирования закупок и не исключает обязанности проверяемого лица иметь соответствующие документы и предоставить их уполномоченному органу.

Ссылка заявителя о возможности получения информации о закупках из  реестров контрактов, предусмотренных статьей 103 Федерального закона № 44-ФЗ,  также основана на неверном толковании положений закона. Указанная норма регламентирует действия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органы федерального казначейства) при осуществления контрольных функций исполнения бюджета в сфере закупок.

Кроме того, впоследствии 12.12.2017 требования оспариваемого предписания заявителем фактически были выполнены, расшифровка показателей плана-графика закупок на 2016-2017 годы был направлена в адрес контрольного органа,

При указанных обстоятельствах требования контрольно-счетной группы Костромского муниципального района Костромской области, изложенные в предписании от 03.10.2017 № 54, являются законным и обоснованным, а требования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа» не подлежат удовлетворению судом.

При обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судебного акта по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований с заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований конкурсного управляющего ООО «В удовлетворении требований Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа» о признании недействительным предписания контрольно-счетной группы Костромского муниципального района Костромской области от 03.10.2017 № 54  отказать.

Взыскать с Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Костромского муниципального района Костромской области «Василёвская средняя общеобразовательная школа», ИНН 4414008971, ОГРН 1024402234669, место нахождения: 156523, Костромская область, Костромской район, п. Василёво, пер. Школьный, д. 6, зарегистрированного в качестве юридического лица 14.11.2001 администрацией Костромского района Костромской области, регистрационный номер 434-МУК, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда в случае непредставления ответчиком сведений о ее добровольной уплате.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья                                                 А.В. Сизов