АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-11908/2017
г. Кострома 22 марта 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Байбородина Олега Леонидовича, при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТАМИ и КО», ИНН <***>, ОГРН <***>, Московская область, г. Химки
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления № 939 по делу об административном правонарушении от 21.09.2017,
при участии представителей:
от заявителя – не явился;
от ответчика – ФИО2 по доверенности № 3 от 09.01.2018;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТАМИ и КО» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее – Управление) № 939 по делу об административном правонарушении от 21.09.2017.
Заявитель при надлежащем извещении о времени и месте проведения судебного заседания явку своего представителя не обеспечил.
Представителем административного органа в судебном заседании изложены возражения в отношении заявленных требований, а также доводы, обосновывающие законность и обоснованность вынесенного постановления. Более подробно позиция административного органа изложена в отзыве на заявление и дополнении к нему.
В соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 17.05.2017 № 120 (т. 1, л.д. 45-49) в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТАМИ и КО» в период с 25.05.2017 по 07.06.02107 уполномоченными лицами проведена плановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности:
- <...>, ТРЦ «Коллаж», магазин «Henderson»;
- <...>, ТРЦ «РИО», магазин «Henderson»;
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляло продажу швейных, трикотажных изделий, обуви с нарушением требований статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 (далее - ТР ТС 017/2011), пунктов 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила № 55), а именно в нарушение указанных требований в продаже находились швейные и трикотажные изделия для мужчин без информации о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридическом адресе изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; дате изготовления. На контрольных лентах, пришитых с изнаночной стороны изделий, указано только «информация об изготовителе: содержится в документе о соответствии». На товарных ярлыках указано только наименование страны, где изготовлены изделия. На навесных товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, приклеены стикеры белого цвета, на которых указаны цифры, например: «10 2016»; «05.2016»; 11 2016»; «15 03.2016»; «27.05.2016»; «14.08.2016». Из объяснений управляющих магазинами следует, что таким образом нанесена дата изготовления. Документов, подтверждающих, что так обозначается дата изготовления, не представлено. Установить в какой момент приклеиваются данные стикеры к навесным ярлыкам или потребительской упаковке, невозможно.
Так 25.05.2017 г. в магазине «Henderson» по адресу: <...>, ТРЦ «РИО» в продаже находились изделия швейные и трикотажные для мужчин, обувь для мужчин, полученные по накладным на перемещение товаров от ООО «ТАМИ и КО»:
- футболка кор. рукав с маркировкой Henderson, арт. PJ2-0043 NAVY по цене 1499 рублей в количестве 4 штук (размеры: М, L, XL, 2XL), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к коробке, нанесены цифры «11 2016». Ни на потребительской коробке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделий, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На футболки предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 12.04.2017 № 18185/167; 19.04.2017 № 18225/167.
- брюки NR-Normal с маркировкой HAYAS, арт. TR-0152 BROWN по цене 4999 рублей в количестве 6 штук (размеры: 34-2 штуки, 36-2 штуки, 38-1 штука, 40-1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «05.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в шов притачивания пояса, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На брюки предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 11.01.2017 № 17669/167; 25.01.2017 № 17743/167; 08.2.2017 № 17822/167; 15.02.2017 № 17864/167.
- брюки Slim с маркировкой HAYAS, арт. TR-0183 NAVY по цене 6999 рублей в количестве 6 штук (размеры: 33 - 1 штука, 34-2 штуки, 36-2 штуки, 38 - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к упаковке товарных ярлыков, нанесены цифры «04.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в шов притачивания пояса, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На брюки предъявлены накладные на внутреннее перемещение, Передачу товаров, тары от 22.02.2017 № 17909/167; 29.03.2017 № 18096/167.
- брюки джинс. Si-Slim с маркировкой Henderson, арт. JS-0058 DBLUE по цене 4999 рублей в количестве 2 штук, размер 36, на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Таджикистан», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «10 2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в шов притачивания пояса, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На брюки предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 01.03.2017 № 17936/167.
- брюки джинс. Regular с маркировкой Henderson, арт. JS-0035 NAVY по цене 5599 рублей в количестве 13 штук (размеры W/L: 30/32 - 1 штука; 32/32 - 1 штука; 32/34 - 1 штука; 33/32 - 1 штука; 33/34 - 1 штука; 34/32 - 1 штука; 34/34 - 2 штуки; 36/32 - 1 штука; 36/34 - 2 штуки; 40/34 - 2 штуки), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к упаковке товарных ярлыков, нанесены цифры «08. 2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в шов притачивания пояса, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На брюки предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 07.03.2017 № 17965/167; 29.03.2017 № 18096/167; 11.05.2017 № 18348/167.
- рубашка поло кор. рук. из трикотажного полотна Si-Slim с маркировкой HAYAS, арт. HPS-0228 BLUE по цене 4599 рублей в количестве 7 штук (размеры: S - 1 штука, М - 1 штука, L - 2 штуки, XL - 2 штуки, 2XL - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «10.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделия, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На рубашку предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 15.03.2017 № 18011/167; 29.03.2017 № 18096/167; 05.04.2017 № 18129/167.
- рубашка поло кор. рук. из трикотажного полотна Si-Slim с маркировкой HAYAS, арт. HPS-0223 NAVY по цене 3599 рублей в количестве 6 штук (размеры: М - 2 штуки, L - 1 штука, XL - 2 штуки, 2XL - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «11.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделия, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На рубашку предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 29.03.2017 № 18096/167.
- рубашка дл. рук. SS-Super Slim с маркировкой Henderson, арт. SHL-1030 BLUE по цене 4599 рублей в количестве 6 штук (размеры: 39-1 штука, 40 - 1 штука, 41-2 штуки, 42 - 1 штука, 43 - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «12.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделия, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На рубашку предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 18.01.2017 № 17706/167; от 15.02.2017 № 17864/167.
- рубашка дл. рук. SL-Slim с маркировкой Henderson, арт. SHL-2053-S LBLUE по цене 3399 рублей в количестве 7 штук (размеры: 39 - 1 штука, 40-1 штука, 41 - 1 штука, 42 - 1 штука, 43-1 штука, 44-1 штука, 45 — 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «12.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделия, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На рубашку предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 29.03.2017 № 18096/167.
- трусы мужские с маркировкой Henderson, арт. UW1-0046 NAVY по цене 699 рублей в количестве 9 штук (размеры: S - 1 штука, М - 2 штуки, L - 2 штуки, XL - 2 штуки, 2XL - 2 штуки), изготовлено: Китай, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на картонную упаковку изделия приклеен стакер, на котором нанесены цифры «10 2016». На трусы предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 22.03.2017 № 18049/167; от 19.04.2017 № 18225/167.
- трусы (боксеры) с маркировкой Henderson, арт. UW2-0254 по цене 799 рублей в количестве 21 штуки, в т.ч. цвет NAVY - 10 штук (размеры: S - 1 штука, М - 3 штуки, L - 3 штуки, XL - 2 штуки, 2XL - 1 штука), цвет GREEN- 11 штук (размеры: S - 1 штука, М - 3 штуки, L - 3 штуки, XL - 2 штуки, 2XL - 2 штуки), изготовлено: Китай, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на картонную упаковку изделия приклеен стикер, на котором нанесены цифры «10 2016». На трусы предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 07.03.2017 № 17965/167; 22.03.2017 № 18049/167; 05.04.2017 № 18129/167; 19.04.2017 № 18225/167; 26.04.2017 № 18269/167; 11.05.2017 №18348/167.
- трусы (боксеры) с маркировкой Henderson, арт. UW2-0249 NAVY по цене 999 рублей в количестве 4 штуки (размеры: S - 1 штука, М - 1 штука, L - 2 штуки), изготовлено: Китай, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на маркировку картонной упаковки изделия приклеен стикер, на котором нанесены цифры «05 2016». На трусы предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 09.11.2016 № 17329/167; 07.03.2017 № 17965/167; 22.03.2017 № 18049/167.
- носки с маркировкой Henderson, арт. SK-0010 САFЕ по цене 349 рублей в количестве 8 пар (размеры: 40-41 - 3 пары; 42-43 - 3 пары; 44-45 - 2 пары), изготовлено: Таиланд, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на маркировку картонной упаковки изделия приклеен стикер, на котором нанесены цифры «08 2016». На носки предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 25.01.2017 № 17743/167; 26.04.2017 № 18269/167; 03.05.2017 № 18308/167; 11.05.2017 № 18348/167; 17.05.2017 № 18385/167.
- носки с маркировкой Henderson, арт. SK-0124 NAVY по цене 499 рублей в количестве 5 пар (размеры: 40-41 - 1 пара; 42-43 - 2 пары; 44-45 - 2 пары), изготовлено: Китай, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на маркировку картонной упаковки изделия приклеен стикер, на котором нанесены цифры «08 2015», состав изделия указан: 70 % хлопок, 30 % полиамид. На носки предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 27.07.2016 № 16685/167.
- брюки джинс. NR-Normal с маркировкой Henderson, арт. JS-0046 BLUE по цене 5599 рублей в количестве 7 штук (размеры: 32-1 штука; 33-1 штука; 34-2 штуки; 36-2 штуки; 38-1 штука), изготовлено: Китай, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «08 2016». На брюки предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 22.02.2017 № 17909/167; 07.03.2017 № 17965/167; 29.03.2017 № 18096/167; 12.04.2017 № 18185/167; 03.05.2017 №18308/167; 11.05.2017 № 18348/167.
- брюки SL-Slim с маркировкой Henderson, арт. TR1-0103 DNAVY по цене 10999 рублей в количестве 8 штук (размеры: 46-1 штука; 48-2 штуки; 50-2 штуки; 52-2 штуки; 54 - 1 штука), изготовлено": Китай, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «03.2016». На брюки предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 08.02.2017 № 17822/167; 22.02.2017 № 17909/167; 19.04.2017 № 18225/167.
- обувь с маркировкой Henderson, арт. SS-0178 GREY по цене 6999 рублей в количестве 5 пар с 40 по 43 размеры, изготовлено: Индия, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на стикерах, наклеенном на коробку и навесной ярлык, нанесены цифры «08.2016». На обувь предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 29.03.2017 № 18096/167; 12.04.2017 № 18185/167.
26.05.2017 г. в магазине «Henderson» по адресу: <...>, ТРЦ «Коллаж» в продаже находились изделия швейные и трикотажные для мужчин, обувь для мужчин, полученные по накладным на перемещение товаров от ООО «ТАМИ и КО»:
- брюки джинс. Regular с маркировкой Henderson, арт. JS-0035 BLUE по цене 5599 рублей в количестве 6 штук из 13 осмотренных (размеры W/L: 34/34 - 1 штука; 36/34 - 1 штука; 38/34 - 1 штука; 40/34 - 1 штука; 32/34 - 1 штука; 33/34 - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к упаковке навесных ярлыков, нанесены цифры «15 03. 2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в шов притачивания пояса, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На брюки предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 01.03.2017 № 17936/73.
- шорты NR-Normal с маркировкой HAYAS, арт. TRO-0038 BLUE по цене 2999 рублей в количестве 8 штук (размеры: 32 - 1 штука; 33 - 1 штука; 34-2 штуки; 36-2 штуки; 38 - 1 штука; 40 - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, наклеенном на навесной ярлык, нанесены цифры «27.05. 2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в шов притачивания пояса, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На шорты предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 29.03.2017 № 18096/73.
- рубашка поло кор. рук. из трикотажного полотна Si-Slim с маркировкой HAYAS, арт. HPS-0222 GREEN по цене 2999 рублей в количестве 7 штук (размеры: S - 1 штука, М - 1 штука, L - 2 штуки, XL - 2 штуки, 2XL - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «14.08.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделия, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На рубашку предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 07.03.2017 № 17965/73; 29.03.2017 № 18096/73.
- куртка Si-Slim с маркировкой Henderson, арт. JK-0094 NAVY по цене 15999 рублей в количестве 8 штук (размеры: 48-1 штука, 50-2 штуки, 52-2 штуки, 54 - 1 штука, 56 - 1 штука, 58 - 1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «14.08.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделия, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На куртку предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 25.01.2017 №17743/73.
- куртка Sl-Slim с маркировкой Henderson, арт. JK-0216 NAVY по цене 14999 рублей в количестве 4 штук (размеры: 52 - 1 штука, 54 - 1 штука, 56 - 1 штука, 58-1 штука), на товарном ярлыке указано только «Изготовлено: Китай», на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «14.08.2016». Ни на потребительской упаковке, ни на товарных ярлыках, прикрепленных к изделиям, ни на контрольных лентах, вшитых в боковой шов изделия, не содержится информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах. На куртку предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 25.01.2017 № 17743/73.
- пуловер дл. рук. NR-Normal с маркировкой Henderson, арт. KWL-0564 NAVY по цене 5999 рублей в количестве 7 штук (размеры: 48 - 1 штука; 50-2 штуки; 52-2 штуки; 54 - 1 штука; 58 - 1 штука), изготовлено: Китай, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на стикере, приклеенном к навесному ярлыку, нанесены цифры «05.03.2016». На пуловер предъявлена накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 18.01.2017 № 17706/73.
- обувь с маркировкой Henderson, арт. SS-0125 BLUE по цене 3999 рублей в количестве 6 пар с 40 по 45 размеры, изготовлено: Индия, импортер: ООО «ГВД» <...>, продавец: ООО «ТАМИ и КО» <...>, на стикерах, наклеенном на коробку, нанесены цифры «14.08.2016». На обувь предъявлены накладные на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары от 05.04.2017 № 18129/73; 19.04.2017 № 18225/73; 24.05.2017 № 18430/73.
Факты выявленных в ходе проверки нарушений отражены в акте от 06.06.2017 (т. 1, л.д. 50-63).
На основании полученных доказательств 09.08.2017 в отношении Общества по факту допущенных им нарушений главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 21.09.2017 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, вынесено постановление № 939, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В качестве доводов заявитель указывает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку указание в маркировке информации о том, что «информация об изготовителе содержится в документе о соответствии» не противоречит требованиям ТР ТС 017/2011.
Действующее законодательство допускает возможность размещения информации на импортируемом товаре о наименовании и юридическом адресе, в том числе импортере, уполномоченной организации, в технической документации, прилагаемой к товарам, в том числе в сертификате соответствия или декларации о соответствии.
На представленных административному органу Сертификатах и Декларациях о соответствии в разделе «Заявитель» размещена информация о лице, которое определено изготовителем на основании договора с ним, для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении продукции на территориях государств - членов Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие продукции требованиям Технического регламента.
Согласно представленным документам таким лицом является Общество с ограниченной ответственностью «Гриф-Витязь Д», ОГРН <***> МИФН № 13 по Московской области. В разделе «Место нахождения» указан адрес и подробные реквизиты Общества с ограниченной ответственностью «Гриф-Витязь Д».
Кроме того, заявитель полагает, что применяемый Обществом формат предоставления информации о дате изготовления не противоречит требованиям действующего законодательства: год указан арабскими числами и печатным способом.
В соответствии с положениями действующего ГОСТ 3897-2015 п.3.3 требования к товарному ярлыку в части указания даты изготовления ограничены указанием года арабскими цифрами и печатным способом, компостером или штампом .
Также согласно преамбулы ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» п. 1.14.2. исключен из числа обязательных требований данного стандарта. При этом форма и способ нанесения даты изготовления, используемые Обществом, не противоречат Приложению (рекомендуемое), являющемуся частью указанного ГОСТа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Из содержания указанной нормы следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, выступают общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В силу пункта 1 статьи 10 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; правила и условия эффективного и 5 безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона (пункт 2 статьи 10 Закона N 2300-1).
Пунктом 11 Правил N 55 определено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Согласно пункта 12 Правил N 55 продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации (пункт 15 Правил).
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются статьей 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 6 названного Закона установлено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с пунктом 2 предисловия Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (далее - ТР ТС 017/2011), утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 N 876, указанный регламент разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности и распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности (пункта 1 статьи 1 ТР ТС 017/2011).
Статьей 9 ТР ТС 017/2011 установлены требования к маркировке продукции, в соответствии с которыми маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции, наименование страны-изготовителя, наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, размер изделия, состав сырья, товарный знак (при наличии), единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости), дату изготовления, номер партии продукции (при необходимости) (пункт 1 статьи 9 ТР ТС 017/2011).
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов; модель; символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес, указанный с использованием букв латинского алфавита (пункт 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011).
В соответствии с частью 1 статьи 3 ТР ТС 017/2011 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно статье 11 настоящего Технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» и ГОСТ 3897-2015 «Изделия трикотажные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» включены в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 017/2011.
В указанных ГОСТах перечислены способы представления информации.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 10581-91 для маркирования готовых изделий должны применяться: товарный ярлык;
лента с изображением товарного знака; клеймо;
контрольная лента. В соответствии с требованиями п. 3.1 ГОСТ 3897-2015 для маркирования готовых трикотажных изделий применяют:
- ленту с изображением товарного знака или наименованием изготовителя;
- товарный ярлык;
- упаковочный ярлык;
- транспортную маркировку
Факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений статьей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»; статьи 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876, пунктов 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки от 06.06.2017, протоколом об административном правонарушении от 09.08.2017 и постановлением № 939 по делу об административном правонарушении.
Таким образом, следует вывод о наличии в деянии общества с ограниченной ответственностью «ТАМИ и КО» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы общества об отсутствии состава административного правонарушения судом отклоняются, поскольку из приведенных выше норм следует, что для швейных и трикотажных изделий применяется маркировка, выполненная в виде товарного ярлыка и контрольной ленты, с нанесенной на них информацией. Ссылка на то, что информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах может указываться только в сертификатах о соответствии или декларациях о соответствии, в перечисленных нормативных документах отсутствует. Наоборот, отсутствие указанной информации на маркировке изделий, приводит к невозможности идентификации продукции с документами, подтверждающими их безопасность.
На товарных ярлыках, контрольных лентах потребительской упаковке изделий информация о наименовании изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица и их юридических адресах, отсутствовала. Таким образом, Обществом нарушено требование ТР ТС 017/2011 в части представления указанной информации.
Вывод Общества о том, что размещение маркировки допускается на любом товарно-сопроводительном документе, а декларация/сертификат о соответствии входит в число таких документов и является доступной для ознакомления покупателем непосредственно по месту приобретения товара, несостоятелен на основании вышеперечисленных норм.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных нарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для недопущения нарушений требований технического регламента о безопасности пищевой продукции, а также принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований к обороту пищевых продуктов, материалы дела не содержат.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный Кодексом, не нарушен.
Нарушений процессуальных норм при привлечении заявителя к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области № 939 от 21.09.2017 Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Между тем сведения, подтверждающие наличие в совокупности всех указанных выше условий, необходимых для применения в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТАМИ и КО» положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что общество с ограниченной ответственностью «ТАМИ и КО» постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по делу об административном правонарушении № 0708 от 14.06.2017 года за совершение аналогичного правонарушения было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Впоследствии решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.08.2017, вступившим в законную силу, указанное постановление в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, было изменено, административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.
Доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф, им не представлены. В деле отсутствуют, доказательства того, что взыскание штрафа в указанном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, применительно к положениям статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлены основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности, в том числе с учетом важности охраняемых при этом отношений, затрагивающих жизнь и здоровье граждан-потребителей, и пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ТАМИ и КО», г. Химки Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2017 №939 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Костромской области по делу об административном правонарушении - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья О.Л. Байбородин