ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-12135/14 от 26.11.2015 АС Костромского области


  АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-12135/2014

г. Кострома 01 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубевой Н.В.

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 25.09.2015 № 9-9136,

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 27.07.2015 № 55 исх-3341/2015,

от третьих лиц:

от ООО «Премиум Сайт»: ФИО3 – представитель по доверенности от 01.07.2014, ФИО4 – представитель по доверенности от 01.04.2014,

от Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии в лице территориального отдела по Костромской области: не явились,

от ФБУ «Костромской ЦСМ»: не явились,

Иродов В.В. - специалист,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Костромской области к Администрации г. Костромы в лице Управления экономики Администрации города Костромы о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции № 156/14, третьи лица – ООО «Премиум Сайт», Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии в лице территориального отдела по Костромской области, Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Костромской области» (ФБУ «Костромской ЦСМ»).

Третьи лица - Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии в лице территориального отдела по Костромской области и Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Костромской области» (ФБУ «Костромской ЦСМ»), надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, явку представителей в суд не обеспечили, в материалах дела имеются отзывы.

В соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 5 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия представителей названных лиц.

В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве, представители третьего лица – ООО «Премиум Сайт» изложили возражения в отношении заявленных требований, специалист представил пояснения.

Как установил суд, согласно протоколу подведения итогов аукциона от 25.06.2014 общество с ограниченной ответственностью «Премиум Сайт» признано победителем торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ситиборд двухсторонний (два рекламных поля размером каждого 2,7 м на 3,7 м), общая площадь рекламных полей 20 кв.м), присоединяемой к муниципальному недвижимому имуществу города Костромы (зданию, строению, сооружению, земельному участку и др.), расположенной по адресу: <...> напротив дома № 107.

На основании указанного протокола между муниципальным образованием город Кострома в лице Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы (собственник, владелец) и обществом с ограниченной ответственностью «Премиум Сайт» (рекламораспространитель) заключен договор от 27.06.2014 № 407.м/12 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по вышеуказанному адресу в соответствии с разрешением на ее установку.

По акту от 01.07.2014 рекламное место, расположенное по адресу: <...> напротив дома 107, передано собственником рекламораспространителю.

По итогам рассмотрения заявления ООО «Премиум Сайт» от 10.07.2014 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и рабочего проекта рекламной конструкции Управлением экономики Администрации города Костромы было издано распоряжение от 19.08.2014 № 80 о выдаче обществу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <...> напротив дома 107, выдано соответствующее разрешение от 18.08.2014 № 156/14.

На основании выданного разрешения обществом на указанном участке установлена рекламная конструкция.

В ходе контрольной проверки улично-дорожной сети города Костромы Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Костромской области было установлено, что рекламная конструкция ООО «Премиум Сайт», расположенная по адресу: <...> напротив дома 107 на основании разрешения от 18.08.2014 № 156/14, установлена с нарушением требований пунктов 6.1 и 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», что зафиксировано в акте от 21.11.2014 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Из содержания данного акта следует, что на участке по адресу: пл. Конституции, в районе д. 4 города Костромы (как установлено судом, объектом является один и тот же участок с рекламной конструкцией, установленной на основании оспариваемого разрешения от 18.08.2014 № 156/14, при наличии в акте и в разрешении «привязки» к различным объектам застройки, расположенным на противоположных сторонах улицы) выявлен факт размещения и эксплуатации рекламной конструкции с нарушениями требований ГОСТ Р 52044-2003, выразившимися в несоблюдении расстояния от рекламной конструкции до дорожного знака 5.19.1(2) «Пешеходный переход» (фактическое расстояние составляет 18 м вместо 40 м, предусмотренных пунктом 6.6 (таблица 1) ГОСТ Р 52044-2003), а также в несоблюдении расстояния от рекламной конструкции до пересечения автомобильных дорог в одном уровне (фактическое расстояние составляет 22 м вместо 50 м, предусмотренных пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003).

Измерения проведены дальномером лазерным Leica Disto заводской номер 2062551346, свидетельство о поверке № 477939 со сроком действия до 06.06.2015.

Нарушения также зафиксированы на прилагаемой к акту фототаблице на двух листах, выполненной фотоаппаратом Panasonic DMS-FS3 Lumix.

Указывая, что установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций являются обязательными для исполнения, так как направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Костромской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Костромы в лице Управления экономики Администрации города Костромы о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 18.08.2014 № 156/14.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил, что в связи с принятием комиссией по безопасности дорожного движения решения от 11.03.2015 о ликвидации пешеходного перехода по ул. Советская, в районе дома 107б (л.д. 46-47, т. 2), на дату рассмотрения дела судом не является нарушением положений пункта 6.6 (таблица 1) ГОСТ Р 52044-2003 указанное в акте от 21.11.2014 расстояние от рекламной установки до дорожного знака 5.19.1(2) «Пешеходный переход», равное 18 м (при нормативно установленном не менее 40 м).

С учетом данного уточнения заявитель обосновывает требования тем, что фактическое расстояние от рекламной конструкции до пересечения автомобильных дорог в одном уровне составляет менее 50 м, предусмотренных пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003.

Представитель ответчика в обоснование возражений на требования заявителя пояснил, что ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» до принятия соответствующего технического регламента подлежит обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Между тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что местоположение рекламной конструкции с учетом ее перемещения на основании разрешения от 20.11.2015 № 1990 (после перемещения расстояние от рекламной установки до пересечения дорог составляет 42,48 м) создает опасность причинения вреда.

Ответчик также указал, что спорная рекламная конструкция не ограничивает видимость участникам дорожного движения; отметил, что в оспариваемом разрешении не обозначены точные координаты установки рекламной конструкции, а также обратил внимание на то, что в рассматриваемом случае фактически имеет место не пересечение автомобильных дорог в одном уровне, а примыкание одной дороги к другой, в отношении которого положения пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 не содержат ограничений.

Представители ООО «Премиум Сайт» подержали позицию ответчика, с учетом пояснений, данных специалистом, просили заявителю в удовлетворении требований отказать.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон и третьих лиц, а также мнение специалиста, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Подпунктом 27 пункта 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного Решением Думы города Костромы от 26.05.2005 № 41, предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Костромы относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Костромы, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Костромы, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В соответствии с подпунктом «и» пункта 2.1.1 Положения об Управлении экономики Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 27.11.2012 № 2495, одним из предметов сферы деятельности Управления экономики является организация разработки схемы размещения рекламных конструкций, выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Костромы, аннулирования таких разрешений, выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Костромы.

В подпункте «б» пункта 2.7 Положения закреплено, что к полномочиям Управления экономики в сфере распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций относится оформление и выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Костромы.

В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Закона № 38-ФЗ нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Пунктом 5 части 20 статьи 19 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в частности в соответствии с подпунктом «щ» пункта 12 Положения имеет право обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

Из подпункта 19 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" следует, что на полицию возлагаются, в том числе обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, в рассматриваемом случае органом, осуществляющим контроль за безопасностью движения транспорта, который вправе обратиться в суд с требованием о признании разрешения недействительным, является Управление ГИБДД УМВД по Костромской области

Согласно части 4 статьи 19 Закона № 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 № 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.

Таким образом, положения утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", направленные на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей являются обязательными для соблюдения.

Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м – в населенных пунктах.

Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае рекламная конструкция (ситиборд двухсторонний (два рекламных поля размером каждого 2,7 м на 3,7 м), общая площадь рекламных полей 20 кв.м), расположенная по адресу: <...> напротив дома № 107, установлена с нарушением требований пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, так как расстояние от рекламной конструкции до пересечения дорог в одном уровне составляет менее 50 м (39,83 м до границы перекрестка и 42,48 м до края проезжей части проезда, что подтверждается актами от 20.11.2015 согласно замерам, выполненным после перемещения рекламной конструкции на основании разрешения на выполнение работ от 20.11.2015 № 1990).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, под перекрестком понимается место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Как видно из ситуационного плана, схем местности и фототаблиц (л.д. 86, 87, 115, 116, т. 1; л.д. 18, 51, т. 2), перекресток в районе дома 107 по ул. Советской в городе Костроме, около которого расположена спорная рекламная конструкция, образован автомобильной дорогой, проходящей вдоль ул. Советской, и примыкающей к ней подъездной дорогой к УФНС по Костромской области (пл. Конституции, 4) и ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика» (ул. Советская, 118), относящейся к улицам и дорогам местного значения – проездам, предназначенным для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, о чем указано в письме Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы от 17.11.2015 № 13-01-23исх.60/15.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  Из содержания данного Закона видно, что он разделяет понятия пересечение автомобильной дороги и примыкание автомобильной дороги к другой автомобильной дороге. Так, например, статьей 20 Закона № 257-ФЗ регламентировано строительство, реконструкция, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге; статьей 36 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что в решении об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе должен быть указан, в том числе перечень пересечений автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыканий к другим автомобильным дорогам.

ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, также разделяет понятия пересечение автомобильной дороги и примыкание автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, для обозначения пересечения и примыкания предусмотрены разные знаки: согласно пункту 5.3 «Знаки приоритета» для указания пересечения с второстепенной дорогой применяется знак 2.3.1, для указания примыкания второстепенной дороги применяются знаки 2.3.2, 2.3., 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7.
  Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место не пересечение автомобильных дорог, а примыкание одной автомобильной дороги - проезда, предназначенного для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, к другой автомобильной дороге (улица Советская).

Расстояние от средства наружной рекламы до примыкания одной автомобильной дороги к другой пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 не регламентировано, следовательно, установка спорной рекламной конструкции на расстоянии менее 50 м до примыкания одной автомобильной дороги к другой не является нарушением приведенной нормы.

Пунктом 13.8 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827, предусмотрено, что с целью безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны размещаться в зоне транспортных развязок, пересечений и примыканий автомобильных дорог, железнодорожных переездов и искусственных сооружений ближе расчетного расстояния видимости от них.

Доказательств, подтверждающих, что в рассматриваемом случае рекламная конструкция размещена к примыканию автомобильных дорог ближе расчетного расстояния видимости, заявителем не представлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Костромской области о признании недействительным разрешения Управления экономики Администрации города Костромы на установку рекламной конструкции от 18.08.2014 № 156/14 отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Т.Н. Смирнова