АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № A31-13420/2013
г. Кострома 20 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление МУП "Газовые котельные"
к Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области
о признании бездействия незаконным
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохлачевой Т.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, директор,
ФИО2, доверенность от 02.08.2012,
от ответчика – не явился,
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Газовые котельные» (далее – МУП «Газовые котельные», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее – Департамент, Департамент ТЭК и ЖКХ), выразившегося в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв.м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области незаконным и обязании Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области утвердить норматив теплоснабжения на отопление 1 кв.м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Как следует из заявления Предприятия, основанием для заявленных требования является нарушение Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пунктов 2,3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 в связи с отсутствием утвержденного норматива теплоснабжения на отопление 1 кв.м. жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент) заявленные требования не признает, предоставив в обоснование своей позиции отзыв.
По его мнению, Департаментом принято постановление от 13 сентября 2012 года № 1-НП «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области». Указанным правовым актом установлено, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Костромской области по состоянию на 30 июня 2012 года, тем самым права и законные интересы заявителя не нарушены.
Оценив достаточность имеющихся в деле доказательств, с учетом мнения заявителя, суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20 февраля 2013 года по делу № А31-1011/2012 был признан недействующим пункт 1.2 Решения Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30 марта 2010 г. № 250 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Шолоховского сельского поселения № 239 от 02 февраля 2010 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» в части установления норматива теплоснабжения.
В связи с указанным Решением Арбитражного суда, МУП «Газовые котельные» 07.03.13 за № 143 обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области с просьбой утвердить норматив теплоснабжения на отопление 1 кв.м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
В ответе от 04.04.13 № 1847 Департамент сообщил, что до перехода на оплату услуг отопления по приборам учета необходимо пользоваться нормативами, утвержденными решением Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района от 02.02.2010 г. № 239 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области»
Посчитав бездействие Департамента, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв.м. жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области незаконным, Предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив представленные доказательства, учитывая мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, МУП «Газовые котельные» является ресурсоснабжающей организацией по отношению к жилым домам, расположенным на территории Шолоховского сельского поселения. Осуществляя поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду, данное предприятие получает плату с потребителей коммунальных услуг исходя из нормативов, утвержденных уполномоченным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.07.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
В пункте 3 Правил указано, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, после 13.08.2010 со дня вступивших в законную силу изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено установление нормативов потребления коммунальных услуг, а следовательно, совет депутатов соответствующего образования не вправе принять нормативный акт об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги «отопления» с целью приведения его в соответствие с решением суда по делу № А31-9481/2010 и с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 г. № 168 утверждено Положение о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения определено, что Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства.
Полномочия Департамента определены в пункте 10 Положения, к которым относится, кроме всего прочего, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (подпункт 13).
Согласно пункту 9 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области от 20 февраля 2013 года по делу № АЗ1-1011/2012 был признан недействующим пункт 1.2 Решения Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30 марта 2010 г. № 250 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Шолоховского сельского поселения № 239 от 02 февраля 2010 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» в части установления норматива теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 13 сентября 2012 г. № 1-НП «О порядке расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Костромской области» установлено, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Исходя из вышеуказанных правовых актов расчет размера платы за коммунальную услугу по отопления осуществляется с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что как по состоянию на 30.06.2012, так и в настоящее время норматив теплоснабжения на отопление 1 кв.м. жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области не установлен.
Таким образом, не утвердив норматив теплоснабжения на отопление 1 кв.м. жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, Департамент, как уполномоченный в силу закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, своим бездействием нарушил права и законные интересы ресурсонабжающей организации МУП «Газовые котельные», а так же потребителей указанной коммунальной услуги.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования МУП «Газовые котельные» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования муниципального унитарного предприятия «Газовые котельные» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв.м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Обязать Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области утвердить норматив теплоснабжения на отопление 1 кв.м. жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Взыскать с Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, место нахождения: 156000, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 29.11.2002 (ИНН <***>, ОГРН <***>), в пользу муниципального унитарного предприятия «Газовые котельные», место нахождения: 157940, Костромская область, Красносельский район, пгт. Красное-на-Волге, мкр. Восточный, д. 2 А, зарегистрированного в качестве юридического лица межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Костромской области 21.07.2006, ИНН <***>, ОГРН <***>, расходы в виде оплаты государственной пошлины по платежному поручению № 26805 от 27.06.2013 г. в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.В. Зиновьев