АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-13879/2013
г. Кострома 04 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Беляевой Татьяны Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Еленой Андреевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Техстройсервис», Костромская область, г. Волгореченск
к Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2013 г. № 265 по делу об административном правонарушении,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя: ФИО1, генеральный директор;
от ответчика: не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Техстройсервис» (далее – ООО «Техстройсервис», Общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области по делу об административном правонарушении от 03.12.2013 г. № 265, которым оно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12 Закона Костромской области от 21.07.2008 г. № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Представитель ООО «Техстройсервис» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Административный орган при надлежащем извещении о времени и месте проведения судебного заседания явку своего представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
Ведущим специалистом отдела земельных отношений администрации городского округа город Волгореченск Костромской области ФИО2 07.11.2013 г. и 30.10.2013 г. произведен осмотр территории городского округа город Волгореченск. Осмотром установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 44:32:010135:995, расположенном по адресу: <...>, находящемся в собственности ООО «Техстройсервис», в несанкционированном месте складированы отходы производства, образовавшиеся в результате хозяйственной деятельности Общества, что привело к засорению территории, чем нарушены требования установленные частями 4-6 статьи 5 Порядка обращения с отходами производства и потребления на Территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденного решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 25.02.2010 г. № 26а.
По результатам осмотра составлены акты от 30.10.2013 г. и от 07.11.2013 г. с фототаблицами (л.д. 78-81).
18.11.2013 г. в отношении ООО «Техстройсервис», в присутствии директора Общества ФИО1 был составлен протокол № 180 от 18.11.2013 г. об административном правонарушении по части 1 статьи 12 Закона Костромской области от 21.07.2008 г. № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» (л.д. 69).
Данный протокол был направлен в административную комиссию городского округа город Волгореченск Костромской области с целью привлечения Общества к административной ответственности.
Рассмотрев материалы проверки, административная комиссия пришла в к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 12 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, 03.12.2013 г. вынесла постановление № 265 (л.д. 68), которым привлекла ООО «Техстройсервис» к административной ответственности, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области от 11.03.2014 г. № 7 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в постановление по делу об административном правонарушении № 265 от 03.12.2013 г. внесены следующие изменения: в установочной части постановления слова «Тем самым ООО «Техстройсервис» нарушило части 4-6 статьи 5 Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденного решением Думы городского округа город Волгореченск Костромой области от 25.02.2010 № 26а, которыми установлены следующие требования: «4. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории городского округа обязаны самостоятельно, либо посредством заключения договоров со специализированными организациями, производить вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности, с целью их утилизации и обезвреживания, в установленном законодательством порядке. 5. Размещение отходов в несанкционированных местах для складирования запрещено. 6. Запрещается засорение отходами территории городского округа" заменить словами «Тем самым ООО «Техстройсервис» нарушило подпункты 2.1.8, 2.1.11 пункта 2.1. Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденных решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 29.08.2013 N 84 которыи установлены следующие требования: 2.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками отходов: 2.1.8. обеспечивают соблюдение нормативных требований, предъявляемых к осуществлению сбора, складирования, накопления, ...и размещения отходов, с учетом положений Генеральной схемы очистки территории городского округа; 2.1.11. не допускают образования несанкционированных свалок отходов;».
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось суд, требуя его отмены.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что ООО «Техстройсервис» было привлечено к ответственности на основании нормативно-правового акта утратившего силу на момент выявления правонарушения, возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения, что является не законным.
Определением административного органа № 7 от 11.03.2014 было изменено основное содержание установочной части обжалуемого постановления, полностью изменены основания привлечения лица к ответственности, что не соответствует положениям ст.29.12.1 КоАП РФ и является не законным.
Ссылаясь на Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Общество указывает, что деятельностью по обращению с отходами не занимается, лицензии не имеет. И не может нести ответственности за ее нарушения. На земельном участке, на котором были обнаружены якобы отходы производства, расположен автосервис. Обнаруженные «отходы» являются строительным мусором, образовавшимся и накопившимся в результате ремонтных работ в здании автосервиса, которые проводились во время выявления правонарушения и фактически проводятся до сегодняшнего дня.
В соответствии с Законом, накопление отходов, это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Что и было осуществлено Обществом, при этом законодательства в области охраны окружающей среды и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допущено не было.
Ссылаясь на статью 15 Правил благоустройства и обеспечения чистоты на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденных решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 24.09.2009 года № 114 (в редакции решения № 36 от 31.03.2011 года), места проведения ремонтных работ, места временного хранения строительного мусора, должны быть полностью очищены не позднее 7 суток по окончании ремонтных работ. Что и было сделано Обществом в соответствии с указанной статьей и пунктом 2.1.1 Порядка утвержденного решением Думы городского округа город Волгореченск от 29.08.2013 № 84.
В соответствии с имеющимся у Общества договором № 79-Д от 01.05.2012 г., МУП «Волгореченское ПАТП» регулярно осуществляло вывоз мусора с территории Общества в объемах определенных договором, в том числе и строительного мусора, вывоз которого завершен в сроки указанные в предписании администрации.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
На территории Костромской области административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Костромской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; полномочия исполнительных органов государственной власти Костромской области по рассмотрению дел об административных правонарушениях, должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; виды административных наказаний за совершение административных правонарушений устанавливает закон Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».
Часть 1 статьи 12 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований по сбору и вывозу мусора (отходов производства и потребления) влечет наложение административного штрафа на г на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 29.08.2013 N 84 утвержден Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа город Волгореченск Костромской области (далее – Порядок обращения с отходами), разработанный в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регламентации обращения с отходами производства и потребления, образующимися в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также жизнедеятельности населения на территории городского округа город Волгореченск Костромской области (далее - городского округа).
В соответствии с пунктом 1.4 Порядок обращения с отходами 1.4. отходы, образовавшиеся в результате деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и граждан, подлежат сбору, хранению, использованию в качестве вторичного сырья, обезвреживанию, транспортированию и размещению.
Согласно подпунктам 2.1.8, 2.1.11 пункта 2.1 Порядок обращения с отходами индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками отходов: обеспечивают соблюдение нормативных требований, предъявляемых к осуществлению сбора, складирования, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов, с учетом положений Генеральной схемы очистки территории городского округа; не допускают образования несанкционированных свалок отходов.
Утратившим силу с 29.08.2013 г. Решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 25.02.2010 N 26а был установлен «Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа город Волгореченск Костромской области», в соответствии с пунктами 4-6 статьи 5 которого хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории городского округа обязаны самостоятельно, либо посредством заключения договоров со специализированными организациями, производить вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности, с целью их утилизации и обезвреживания, в установленном законодательством порядке (пункт 4); размещение отходов в несанкционированных местах для складирования запрещено (пункт 5); запрещается засорение отходами территории городского округа (пункт 6).
Таким образом, указанные выше положения Порядка обращения с отходами по своей сути содержат аналогичные положения пунктов 4-6 статьи 5 «Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории городского округа город Волгореченск Костромской области» утвержденного Решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 25.02.2010 N 26а, утратившего силу с 29.08.2013, в части установления запрета несанкционированных свалок мусора.
Материалами дела (акты осмотра от 30.10.2013 г. и от 07.11.2013 г. с фототаблицами (л.д. 78-81), протокол об административном правонарушении № 180 от 18.11.2013 г. (л.д. 69), постановление по делу об административном правонарушении № 265 от 03.12.2013 (л.д. 68)) подтверждается, что Обществом в несанкционированном месте складированы отходы, что привело к засорению территории, что в свою очередь образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 12 закон Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».
Вместе с тем, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, из положений ст. 2.9 Кодекса и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Суд, оценивая характер и степень общественной опасности допущенного ООО «Техстройсервис» нарушения, пришел к выводу, что оно при формальном наличии всех признаков состава вмененного административного правонарушения само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
Кроме того суд учитывает, что в соответствии с положениями статьи 15 Правил благоустройства и обеспечения чистоты на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденных решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 24.09.2009 года № 114 (в редакции решения № 36 от 31.03.2011 года), места проведения ремонтных работ, места временного хранения строительного мусора, должны быть полностью очищены не позднее 7 суток по окончании ремонтных работ.
Административным органом не устанавливался момент окончания строительных работ.
Общество в соответствии с заключенным договором № 79-Д от 01.05.2012 г., МУП «Волгореченское ПАТП» регулярно осуществляло вывоз мусора с территории Общества в объемах определенных договором, что подтверждается представленными в материалы дела сменными рапортами и актами об оказании выполненных услуг.
Суд оценивает указанные действия как добросовестные в данной ситуации.
В связи с чем, суд считает возможным освободить Общество с ограниченной ответственностью «Техстройсервис» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области от 03 декабря 2013 года № 265 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Техстройсервис» к административной ответственности по части 1 статьи 12 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия через арбитражный суд Костромской области, а также в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.Ю. Беляева