ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-14244/2017 от 06.03.2018 АС Костромского области



                       АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-14244/2017

г. Кострома                                                                                  13 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 13 марта 2018 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вороновой А.А.

при участии:

от заявителя: не явились,

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 11.01.2018 № 25/26,

от третьего лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 24.01.2018 № УТИ-01-19-357/18,

рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Венеция» к Административной комиссии в городском округе г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2017 № 1351, третье лицо – Управление муниципальных инспекций Администрации города Костромы,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Венеция» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии в городском округе г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2017 № 1351, третье лицо – Управление муниципальных инспекций Администрации города Костромы.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил.

 В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя заявителя.

Как следует из материалов дела, на основании разрешения от 29.08.2017 № 1477 обществом с ограниченной ответственностью «Венеция» проводились работы по прокладке водопровода по адресу: <...> (от ТП-10 до СВК-7: от СВК-7 до т. 8, от т. 7 до т .6, от т. 5 до т. 4, от т .3 до т. 1, от т. 1 до т. 2 методом ГНБ, без вскрытия а/б на проезжей части Речного проспекта, работа на проезжей части улицы Солоницы с 30.08.2017 по 16.09.2017).

В соответствии с указанным разрешением по окончании работ в срок до 20.09.2017 ООО «Венеция» надлежит восстановить газон и проезжую часть.

22.09.2017 в ходе осмотра места проведения земляных работ по прокладке водопровода сотрудником Управления муниципальных инспекций  Администрации города Костромы было установлено, что ООО «Венеция» по адресу: <...>, производятся земляные работы на основании разрешения от 29.08.2017 № 1477, срок действия которого истек 20.09.2017, при этом работы выполняются с отклонением от условий выдачи разрешения на производство земляных работ. Так, согласно разрешению от 29.08.2017 № 1477 работы по прокладке водопровода должны производиться без вскрытия асфальтобетонного покрытия проезжей части Речного проспекта, однако земляные работы ведутся на проезжей части; в ограждении места проведения работ имеются проемы; отсутствует табличка с наименованием производителя работ; отсутствует освещение.

Результаты осмотра отражены в акте от 22.09.2017, зафиксированы на фототаблице.

В связи с нарушением обществом требований пунктов 1, 3 части 1 статьи 2, части 7 статьи 3 Правил проведения земляных работ на территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 04.12.2014 № 236, должностным лицом управления в отношении ООО «Венеция» составлен протокол от 29.09.2017 № 115 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

Данный протокол был передан для рассмотрения в Административную комиссию в городском округе г. Кострома.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 29.09.2017 № 115 административной комиссией было вынесено постановление от 08.11.2017 № 1351 о признании ООО Венеция» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО Венеция» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В обоснование требований заявитель указал на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку решение о производстве работ было принято самостоятельно прорабом общества ФИО3

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 1.8 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

На территории Костромской области административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушения законов и иных нормативных правовых актов Костромской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; полномочия исполнительных органов государственной власти Костромской области по рассмотрению дел об административных правонарушениях, должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; виды административных наказаний за совершение административных правонарушений, устанавливает закон Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Решением Думы города Костромы от 05.09.2013 № 126 (ред. от 27.04.2017) утверждено Положение об Управлении муниципальных инспекций Администрации города Костромы.

Управление муниципальных инспекций Администрации города Костромы является функциональным органом Администрации, предметами ведения которого являются, в том числе: выдача, продление, закрытие, аннулирование и переоформление разрешений на производство земляных работ на территории города Костромы, исполнение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исполнение государственных полномочий Костромской области по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Костромской области об административных правонарушениях.

Отдел инженерно-технического контроля является структурным подразделением управления, предметами ведения которого являются: выдача, продление, закрытие, аннулирование и переоформление разрешений на производство земляных работ на территории города Костромы; муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения; контроль за надлежащим содержанием наземных частей линейных сооружений и коммуникаций, а также за содержанием прилегающей к ним территории в соответствии с Правилами благоустройства территории города Костромы; исполнение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исполнение государственных полномочий Костромской области по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Костромской области об административных правонарушениях; контроль за установкой, содержанием, эксплуатацией, демонтажем и (или) вывозом объектов (средств) наружного освещения; контроль за обеспечением чистоты при производстве земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, перевозке строительных материалов и строительного мусора; контроль за эксплуатацией и содержанием проезжих частей и элементов обустройства автомобильных дорог.

Обеспечивая организацию земляных работ на территории города Костромы, отдел: выдает, продлевает, закрывает, аннулирует и переоформляет разрешения на производство земляных работ на территории города Костромы в соответствии с Порядком выдачи, продления и закрытия разрешения на производство земляных работ на территории города Костромы; проводит проверки исполнения физическими и юридическими лицами требований, содержащихся в Порядке, а также в разрешении на производство земляных работ на территории города Костромы; устанавливает сроки проведения земляных работ и восстановления элементов благоустройства в полном объеме; осуществляет приемку восстановленного благоустройства по окончании или при приостановлении земляных работ; проводит проверки соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований Правил благоустройства территории города Костромы при производстве земляных работ.

Решением Думы города Костромы от 04.12.2014 года № 236 утверждены Правила проведения земляных работ на территории города Костромы.

Правила проведения земляных работ на территории города Костромы с целью обеспечения благоприятных условий проживания населения города Костромы, функционирования городского хозяйства, сохранности инженерных сооружений и коммуникаций, безопасного движения транспорта и пешеходов при производстве земляных работ, регулируют отношения, связанные с обустройством и содержанием мест производства земляных работ и прилегающей территории, порядком производства земляных работ, контролем выполнения установленных настоящими Правилами требований. Производство земляных работ на территории города Костромы осуществляется на основании разрешения на производство земляных работ на территории города Костромы, выдаваемого уполномоченным органом Администрации города Костромы, за исключением случаев, установленных в Порядке выдачи, продления и закрытия разрешения на производство земляных работ на территории города Костромы (части 1, 3 статьи 1 Правил).

Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 2 Правил при производстве земляных работ запрещается: вскрывать тротуары и дорожные покрытия и производить любые другие земляные работы на территории города Костромы без оформления разрешения, а также когда срок действия разрешения истек; производить работы с отклонением от условий согласования и выдачи разрешения, нарушать границы и сроки, указанные в разрешении.

Согласно части 7 статьи 3 Правил к выполнению земляных работ разрешается приступать после полного обустройства места работ необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями, обеспечивая постоянное содержание их в исправном состоянии. Каждое место производства земляных работ ограждается в соответствии со строительными нормами и правилами сплошными щитами с красными габаритными фонарями. В вечернее и ночное время места разрытий освещаются. Ограждения должны быть очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, не предусмотренных проектом, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений и надписей. На ограждениях устанавливается табличка с наименованием организации, производящей земляные работы, фамилией ответственного за производство работ лица, номером телефона организации. Требования к установке и размерам табличек устанавливаются Администрацией города Костромы. В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов в местах производства работ устанавливаются сетчатые ограждения, оборудованные временными знаками с обозначениями направления объезда или обхода в соответствии с согласованной с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения при УМВД по Костромской области схемой организации дорожного движения пешеходов и транспортных средств.

Статьей 7 Правил, установлено, что юридические лица, граждане и должностные лица, нарушившие требования настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с Кодексом Костромской области об административных правонарушениях.

Производитель работ несет ответственность за невыполнение настоящих Правил.

Производитель работ в случае заключения договора с третьими лицами несет ответственность за неисполнение настоящих Правил.

Ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований при производстве земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, перевозке строительных материалов и строительного мусора, предусмотрена статьей 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 60 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО, может выражаться  в нарушении установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований или запретов при производстве земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, перевозке строительных материалов и строительного мусора.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, граждане.

Для установления наличия законных оснований для привлечения к административной ответственности по статье 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО необходимо доказать, что лицо нарушило установленные требования или запреты при производстве земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, перевозке строительных материалов и строительного мусора.

Материалами дела подтверждается, что 22.09.2017 ООО «Венеция» по адресу: <...>, производились земляные работы на основании разрешения от 29.08.2017 № 1477, срок действия которого истек 20.09.2017, при этом работы выполнялись с отклонением от условий выдачи разрешения на производство земляных работ. Данный факт свидетельствует о нарушении обществом требований пунктов 1, 3 части 1 статьи 2, части 7 статьи 3 Правил проведения земляных работ на территории города Костромы.

Таким образом, обществом не исполнены обязанности по соблюдению требований при производстве земляных работ, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО.

Довод общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения со ссылкой на то, что решение о проведении работ принималось прорабом ФИО3 самостоятельно, не может быть принят судом.

В рассматриваемом случае земляные работы проводились ООО «Венеция» на основании выданного обществу разрешения от 29.08.2017 № 1477.  При получении разрешения генеральный директор ООО «Венеция» ФИО4 принял обязательства по осуществлению контроля за выполнением сотрудниками организации работ в установленные сроки с обеспечением безопасного движения пешеходов и автотранспорта до полного восстановления нарушенного благоустройства (гарантийное заявление, л.д. 31).

Следовательно, именно общество является тем лицом, на которое в данном случае возложена обязанность по соблюдению требований Правил проведения земляных работ на территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 04.12.2014 № 236.

Ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей сотрудником общества не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

В рассматриваемом случае таких обстоятельств судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, гарантия защиты прав и законных интересов лицу, привлеченному к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного производства обеспечена.

Доказательств исключительности обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, и являющихся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Венеция» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии в городском округе г. Кострома от 08.11.2017 № 1351 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 11 Закона Костромской области от 21.07.2008 № 352-4-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья                                                               Т.Н. Смирнова