ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-14570/18 от 16.10.2019 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-14570/2018

г. Кострома

16 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 16  октября 2019 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола помощником судьи Орловой Л.В., после перерыва секретарем судебного заседания Зубовой М.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области, к Департаменту здравоохранения Костромской области, третье лицо: Департамент финансов Костромской области о взыскании задолженности в размере 17326555 руб. 06 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Богдырев В.А., доверенность  от 07.08.2019 г. № 2896

от ответчика: Хотулева Л.В., доверенность от 03.10.2018 № 11509,

от Департамента финансов Костромской области: Пономарева М.В., доверенность от 20.03.2017 № 10-12/2,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании задолженности в размере 17326555 руб. 06 коп.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, третьего лица, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2010 № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) относится установление в территориальных программах ОМС дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 8 и частями 3, 4 статьи 36 Закона № 326-ФЗ финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в части дополнительных к установленным базовой программой объемов медицинской помощи осуществляется за счет платежей субъекта Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Размер и порядок уплаты указанных платежей субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

В соответствии с Законом Костромской области от 12.07.2016 № 124-6-ЗКО «О порядке уплаты платежей Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий установленных базовой программой обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 124-6-ЗКО) и п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по перечислению платежей Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (далее - платеж), определен Департамент здравоохранения Костромской области.

Платежи ежемесячно перечисляются Департаментом здравоохранения Костромской области в форме межбюджетных трансфертов бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области. Размер ежемесячного платежа составляет не менее 1/12 от годового объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, утвержденного законом Костромской области об областном бюджете.

1. Законом Костромской области от 25.12.2014 № 618-5-ЗКО (в ред. От 18.12.2015) «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» межбюджетные трансферты территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, предусмотрены в размере 93103,3 тыс. руб.

В соответствии с Законом Костромской области от 29.06.2016 № 105-6-ЗКО «Об исполнении областного бюджета за 2015 год» и Законом Костромской области от 29.06.2016 № 115-6-ЗКО «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области за 2015 год» фактическое выполнение составило 77158,4 тыс. рублей (82,9%). Сумма поступивших от Департамента здравоохранения Костромской области в бюджет ТФОМС Костромской области платежей, которая была перечислена фондом на финансирование медицинских организаций в установленном порядке, составила 77158 443,93 рублей.

Задолженность по межбюджетным трансфертам за 2015 год (неисполненные назначения согласно бюджетной росписи) по состоянию на 01.01.2016 составила 15944 856,07 рублей.

В 2016 году в счет погашения указанной кредиторской задолженности в бюджет территориального фонда перечислено 10930629,19 рублей. Соответственно остаток задолженности за 2015 год составил 5014 226,9 рублей.

2. Законом Костромской области от 18.12.2015 № 44-6-ЗКО (в ред. от  20.12.2016) «Об  областном бюджете на 2016  год»  и Законом Костромской области от 25.12.2015 № 57-6-ЗКО (в ред. от 20.12.2016) «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области на 2016 год» межбюджетные трансферты территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, предусмотрены в размере 99 532,3 тыс. руб.

В соответствии с Законом Костромской области от 10.07.2017 № 263-6-ЗКО «Об исполнении областного бюджета за 2016 год» и Законом Костромской области от П.07.2017 № 275-6-ЗКО «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области за 2016 год» фактическое выполнение составило 87 997,0 тыс. рублей (88,4%). Сумма поступивших от департамента здравоохранения Костромской области в бюджет ТФОМС Костромской области платежей, которая была перечислена фондом на финансирование медицинских организаций в установленном порядке, составила 87996974,44 рублей.

Задолженность по межбюджетным трансфертам за 2016 год (неисполненные  назначения согласно бюджетной росписи) по состоянию на 01.01.2017 составила 11535325,56 рублей.

3. Законом Костромской области от 20.12.2016 № 176-6-ЗКО (в ред. от 15.12.2017) «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и Законом Костромской области от 20.12.2016 № 178-6-ЗКО (в ред. от 15.12.2017) «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» межбюджетные трансферты территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, предусмотрены в размере 82 560,0 тыс. руб.

В соответствии с Законом Костромской области от 16.07.2018 № 403-6-ЗКО «Об исполнении областного бюджета за 2017 год» и Законом Костромской области от 16.07.2018 № 404-6-ЗКО «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области за 2017 год» фактическое выполнение составило 81783,0 тыс. рублей (99%). Сумма поступивших от Департамента здравоохранения Костромской области в бюджет ТФОМС Костромской области платежей, которая была перечислена фондом на финансирование медицинских организаций в установленном порядке, составила 81782997,40 рублей.

Задолженность по межбюджетным трансфертам за 2017 год (неисполненные назначения согласно бюджетной росписи) по состоянию на 01.01.2018 составила 777 002,60 рублей.

Таким образом, общая кредиторская задолженность Департамента здравоохранения Костромской области по перечислению межбюджетного трансферта Фонду на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, за период 2015-2017 гг. составила 17326555,06 рублей.

Как указывает Фонд, финансирование видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к базовой программе обязательного медицинского страхования исполнено Фондом в полном объеме средств, поступивших на счет из бюджета Костромской области.

При этом медицинскими организациями не получены гарантированные законом об областном бюджете финансовые средства, плательщиком по которым для медицинских организаций является Фонд. В связи с чем, у Фонда возникла кредиторская задолженность перед медицинскими организациями за период 2015-2017 гг. по расходным обязательствам бюджета Костромской области, что подтверждается актами сверки ТФОМС Костромской области с медицинскими организациями Костромской области.

Таким образом, задолженность Департамента здравоохранения Костромской области, на которого возложены обязательства по перечислению платежей Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, составляет 17326555,06 рублей и должна быть возмещена в бюджет Фонда.

Поскольку добровольно законная обязанность Департаментом здравоохранения Костромской области не исполнена, Фонд обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.

Департамента здравоохранения Костромской области Департамент финансов Костромской области представили отзывы.

Департамент здравоохранения Костромской области пояснил, что спорные денежные средства были неоднократно запрошены Департаментом у Департамента финансов Костромской области для перечисления в Фонд, однако в предоставлении средств было отказано. Расходы на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, являются нуждами Костромской области и должны оплачиваться за счет средств казны.

В соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 10 июля 2009 г. № 141 «О Департаменте финансов Костромской области», организация исполнения областного бюджета относится к полномочиям Департамента финансов Костромской области.

Фонд в целях обоснования своих исковых требований не представил документацию, отражающую действительную потребность медицинских организаций Костромской области в указанных денежных средствах, а равно не представил доказательства в обоснование суммы иска.

Согласно пункту 28 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29.12.2014 № 561-а, финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи производится ТФОМС в пределах средств межбюджетного трансферта, фактически  поступившего в бюджет фонда в соответствии со способом оплаты - по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, и аналогичные требования закреплены пунктами 27 и 28 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2016 год, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 25.12.2015 № 483-а, а также Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 29.12.2016 № 535-а.

Также Департаментами заявлен довод о том, что Фондом не представлены доказательства, подтверждающие наличие задолженности медицинских организаций в 2015 - 2017 года при оказании медицинской помощи, установленных соответствующими Программами. По мнению ответчика и третьего лица, задолженность подтверждается потребностью медицинских организаций в финансовых средствах.

Считают, что исковое заявление подано Фондом в нарушение норм о подведомственности дел арбитражным судам, согласно статьям 27 и 29 АПК РФ. Считают, что нормы данных статей не предусматривают рассмотрение арбитражными судами споров о выделении средств из областного бюджета бюджету Фонда.

Также Департамент здравоохранения Костромской области считает, что  данные исковые требования должны быть предъявлены к Департаменту финансов Костромской области, так как организация исполнения областного бюджета относится к полномочиям Департамента финансов Костромской области.

Департамент финансов Костромской области считает, что надлежащим ответчиком является Департамент здравоохранения Костромской области.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, третьего лица, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными Федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Использование бюджетных средств относится к экономической сфере деятельности. Характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду.

В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

При указанных обстоятельствах  суд приходит к выводу, что спор относится к компетенции арбитражного суда, в связи с чем дело подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно частям 1-3 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся: установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

В силу части 3 статьи 36 Закона № 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае становления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой  программой  обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовое программой обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 36 Закона № 326-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 36 Закона № 326-ФЗ финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 26 Закона № 326-ФЗ доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджетов территориальных фондов относятся, в том числе платежи субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с абзацем 7 пункта 4 части 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации могут передаваться территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 7 статьи 26 Закона № 326-ФЗ размер и порядок платы платежей субъекта Российской Федерации, указанных в пунктах 3 и 4 части  4 указанной статьи, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

В целях реализации части 7 статьи 26 Закона № 326-ФЗ принят Закон Костромской области от 12.07.2016 № 124-6-ЗКО «О порядке уплаты платежей Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования» (далее - Закон 124-6-ЗКО), устанавливающий, что:

1) платежи Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (далее - платеж), ежемесячно перечисляются исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики,  отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области (далее - уполномоченный орган), в форме межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области на основании заявки территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области. Форма, порядок и сроки представления указанной заявки утверждаются правовым актом уполномоченного органа;

2) размер ежемесячного платежа составляет не менее 1/12 от годового объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, утвержденного законом Костромской области об областном бюджете.

В соответствии со статьей 2 Закона № 124-6-ЗКО данный закон вступил в силу со дня официального опубликования 14.07.2016 г.,  опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru- 14.07.2016).

1. Законом Костромской области от 25.12.2014 № 618-5-ЗКО (в ред. От 18.12.2015) «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» межбюджетные трансферты территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, предусмотрены в размере 93103,3 тыс. руб.

В соответствии с Законом Костромской области от 29.06.2016 № 105-6-ЗКО «Об исполнении областного бюджета за 2015 год» и Законом Костромской области от 29.06.2016 № 115-6-ЗКО «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области за 2015 год» фактическое выполнение составило 77 158,4 тыс. рублей (82,9%). Сумма поступивших от департамента здравоохранения Костромской области в бюджет ТФОМС Костромской области платежей, которая была перечислена фондом на финансирование медицинских организаций в установленном порядке, составила 77158 443,93 рублей.

Задолженность по межбюджетным трансфертам за 2015 год (неисполненные назначения согласно бюджетной росписи) по состоянию на 01.01.2016 составила 15944 856,07 рублей.

В 2016 году в счет погашения указанной кредиторской задолженности в бюджет территориального фонда перечислено 10930629,19 рублей. Соответственно остаток задолженности за 2015 год составил 5014 226,9 рублей.

2. Законом Костромской области от 18.12.2015 № 44-6-ЗКО (в ред. от  20.12.2016) «Об  областном бюджете на 2016  год»  и Законом Костромской области от 25.12.2015 № 57-6-ЗКО (в ред. от 20.12.2016) «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области на 2016 год» межбюджетные трансферты территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, предусмотрены в размере 99 532,3 тыс. руб.

В соответствии с Законом Костромской области от 10.07.2017 № 263-6-ЗКО «Об исполнении областного бюджета за 2016 год» и Законом Костромской области от П.07.2017 № 275-6-ЗКО «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области за 2016 год» фактическое выполнение составило 87 997,0 тыс. рублей (88,4%). Сумма поступивших от департамента здравоохранения Костромской области в бюджет ТФОМС Костромской области платежей, которая была перечислена фондом на финансирование медицинских организаций в установленном порядке, составила 87996974,44 рублей.

Задолженность по межбюджетным трансфертам за 2016 год (неисполненные  назначения согласно бюджетной росписи) по состоянию на 01.01.2017 составила 11535325,56 рублей.

3. Законом Костромской области от 20.12.2016 № 176-6-ЗКО (в ред. от 15.12.2017) «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и Законом Костромской области от 20.12.2016 № 178-6-ЗКО (в ред. от 15.12.2017) «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» межбюджетные трансферты территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, предусмотрены в размере 82 560,0 тыс. руб.

В соответствии с Законом Костромской области от 16.07.2018 № 403-6-ЗКО «Об исполнении областного бюджета за 2017 год» и Законом Костромской области от 16.07.2018 № 404-6-ЗКО «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области за 2017 год» фактическое выполнение составило 81783,0 тыс. рублей (99%). Сумма поступивших от Департамента здравоохранения Костромской области в бюджет ТФОМС Костромской области платежей, которая была перечислена фондом на финансирование медицинских организаций в установленном порядке, составила 81782997,40 рублей.

Задолженность по межбюджетным трансфертам за 2017 год (неисполненные назначения согласно бюджетной росписи) по состоянию на 01.01.2018 составила 777 002,60 рублей.

Таким образом, общая задолженность Департамента здравоохранения Костромской области по перечислению межбюджетного трансферта Фонду на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказаний медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, за период 2015-2017 гг. составила 17326555,06 рублей.

Факт наличия задолженности подтверждается материалами дела, в том числе актом сверки, подписанным сторонами без разногласий.

Расчет задолженности ответчиком не опровергнут, контррасчет не представлен.

Финансирование видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к базовой программе обязательного медицинского страхования исполнено Фондом в полном объеме средств, поступивших на счет из бюджета Костромской области что подтверждено отчетом по состоянию на 01.01.2018 г.,  содержание которого также не оспорено ответчиком.

При этом медицинскими организациями не получены гарантированные законом об областном бюджете финансовые средства, плательщиком по которым для медицинских организаций является территориальный фонд. В связи с чем, у Фонда возникла кредиторская задолженность перед медицинскими организациями за период 2015-2017 гг. по расходным обязательствам бюджета Костромской области, что подтверждается актами сверки Фонда с медицинскими организациями Костромской области, что подтверждено актами сверки взаимных расчетов между Фондом и медицинскими организациями (листы дела 18-42).

Таким образом, задолженность Департамента здравоохранения Костромской области, на который законом возложена обязанность по перечислению платежей на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, составляет 17326555,06 рублей.

Оценивая доводы ответчика и третьего лица, изложенные в отзывах, суд исходит из следующего.

Ответчиком и третьим лицом заявлен довод о том что, согласно пункту 28 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29.12.2014 № 561-а, финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи производится ТФОМС в пределах средств межбюджетного трансферта, фактически  поступившего в бюджет фонда в соответствии со способом оплаты - по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, и аналогичные требования закреплены пунктами 27 и 28 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2016 год, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 25.12.2015 № 483-а, а также Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 29.12.2016 № 535-а.

Также заявлен довод о том, что Фондом не представлены доказательства, подтверждающие наличие задолженности медицинских организаций в 2015 - 2017 года при оказании медицинской помощи, установленных соответствующими Программами. По мнению ответчика и третьего лица, задолженность подтверждается потребностью медицинских организаций в финансовых средствах.

Вместе с тем, предметом спора является взыскание денежных средств, обязанность по перечислению которых установлена законом об областном бюджете на соответствующий год, но фактически не перечисленных уполномоченным органом - Департаментом здравоохранения Костромской области.

Законом Костромской области от 12.07.2016 № 124-6-ЗКО «О порядке уплаты платежей Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования» установлено, что платежи Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, ежемесячно перечисляются исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области, в форме межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области на основании заявки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области. Форма, порядок и сроки представления указанной заявки утверждаются правовым актом уполномоченного органа; размер ежемесячного платежа составляет не менее 1/12 от годового объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, утвержденного законом Костромской области об областном бюджете;  срок уплаты ежемесячного платежа - не позднее последнего рабочего дня текущего календарного месяца.

Указанный порядок финансового обеспечения дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, не предусматривает зависимости платежей от потребности медицинских организаций либо наличия (отсутствия) задолженности медицинских организаций перед контрагентами по соответствующим видам расходов.

Как указывает Фонд и что признается судом обоснованным, с позиции взаиморасчетов расчетов между Фондом и медицинскими организациями, Программами государственных гарантий на 2015 - 2017 годы установлено, что финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи осуществляется Фондом по способу оплаты -по подушевому нормативу финансирования. Указанный способ оплаты означает, что ежемесячное финансирование оказанной медицинской помощи осуществляется исходя из количества лиц (граждан), обслуживаемых конкретной медицинской организацией и математически представляет собой расчет: ежемесячное финансирование = подушевой норматив на человека X количество человек. Объем финансирования утверждался ежегодно Тарифным соглашением о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Так, например, согласно приложению № 20 к Тарифному соглашению на 2016 год (опубликована на официальном сайте ТФОМС) утверждено финансирование дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи для ОГБУЗ «Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф»: 307 965 человек обслуживаемого населения, 8.101 руб. - норматив на человека, ежемесячное финансирование 307 965 * 8, 101 = 2494824,47 руб. в месяц.

Таким образом, обязательства Фонда по финансовому обеспечению дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи не предусматривают взаимосвязи с потребностью медицинских организаций в средствах, а основываются на численности обслуживаемого населения и суммы средств, предусмотренной в бюджете. У Фонда не возникло бы обязанности по финансовому обеспечению медицинской помощи, а у медицинской организации потребности, только в одном случае, если бы численность обслуживаемого населения у медицинской организации равнялась бы нулю.

Исходя из вышеизложенного, сумма исковых требований представляет собой задолженность Фонда перед медицинскими организациями за фактически оказанные услуги, а не является компенсацией понесенных расходов медицинских организаций.

В соответствии со ст. 65 Бюджетного Кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

При отсутствии расходных обязательств, отсутствуют расходы бюджета, в связи с чем, сумма, предусмотренная в бюджете на очередной финансовый год, формируется исходя из соответствующих потребностей медицинских организаций (расходных обязательств) на очередной год, сам факт утверждения размера трансферта на очередной финансовый год уже свидетельствует о наличии потребности медицинских организаций в финансовых средствах именно в утвержденном объеме.

Основанием иска является неисполнение Департаментом здравоохранения Костромской области порядка, установленного Законом Костромской области от 12.07.2016 № 124-6-ЗКО, и перечисление сумм трансфертов в объеме, менее установленного соответствующим законом о бюджете, задолженность подтверждается законами Костромской области об исполнении бюджета на соответствующий год, актами сверки, как с Департаментом здравоохранения Костромской области, так и с медицинскими организациями.

Довод ответчика о том, что исковые требования должны быть предъявлены к Департаменту финансов Костромской области суд отклоняет исходя из следующего.

Полномочия и функции департамента финансов закреплены в Положении о Департаменте финансов Костромской области, утвержденном постановлением губернатора Костромской области от 10.07.2009 г. № 141 «О департаменте финансов Костромской области» (далее - Положение).

Департамент финансов как финансовый орган субъекта Российской Федерации может выступать от имени казны субъекта Российской Федерации -Костромской области исключительно в соответствии со статьей 1069 ГК РФ, когда вред причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом, в соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы только в случае, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Исходя из смысла пункта 3 статьи 158 БК РФ  от имени  казны Костромской области по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных решений или действий (бездействия) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, а также по искам к субъекту Российской Федерации, в суде выступает главный распорядитель средств областного бюджета.

Согласно пункту 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1106.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» финансовый орган выступает в суде от имени публично-правового образования по делам о вмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в случае если на момент рассмотрения дела в суде отсутствует соответствующий главный распорядитель либо орган, обладающий необходимыми полномочиями.

Статьей 6 БК РФ определено понятие главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган),  орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007г. № 546 «О Департаменте здравоохранения Костромской области» (далее - Положение), Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.

В соответствии с пунктом 59 Положения Департамента здравоохранения Костромской области Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функции.

Таким образом, Департамент здравоохранения Костромской области как главный распорядитель средств областного бюджета и уполномоченный орган по перечислению платежей Костромской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, является органом уполномоченным выступать в суде от имени Костромской области и является надлежащим ответчиком по данному делу.

При указанных обстоятельствах  суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался судом, так как стороны от ее уплаты в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ освобождены.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования  - удовлетворить.

Взыскать с  Департамента здравоохранения Костромской области, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 129, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией Костромской области 26.05.1997 г., ОГРН 1024400523564, ИНН 4401004514,в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области, г. Кострома, ул. Ленина, д. 20, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией Костромской области 09.02.1993 г., ОГРН 1024400519330, ИНН 4401017094, задолженность в размере 17326555 руб. 06 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                              Д.А. Мосунов