АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-1574/2009
30
г. Кострома 29 апреля 2009 года
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кармановской А.В.
с участием представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 – директор МУП «Боровская межпоселенческая библиотека», распоряжение от 11.01.2009 № 17;
от административного органа: не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Муниципального учреждения культуры «Боровская межпоселенческая библиотека», г. Буй Костромской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, г. Кострома о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении от 12.03.2009 № 50 и № 71, установил:
Муниципальное учреждение культуры «Боровская межпоселенческая библиотека», г. Буй Костромской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, г. Кострома по делу об административном правонарушении от 12.03.2009 № 50 и № 71 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, явку в суд своего полномочного представителя не обеспечил.
Учитывая характер и сложность дела, совокупность представленных сторонами доказательств, а также мнение представителя заявителя, суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании в отсутствие представителя административного органа.
В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности, пояснил, что признает свою вину в совершении следующих выявленных нарушений Правил пожарной безопасности: отсутствие первичных средств пожаротушения; отсутствие приказа о назначении лица, ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения; отсутствие приказа об установлении на объекте противопожарного режима, соответствующего его пожарной опасности; нарушение порядка эксплуатации первичных средств пожаротушения: отсутствие на них паспортов, неразмещение их вблизи выходов на высоте 1,5 метра от пола; отсутствие табличек в помещении с указанием номера вызова пожарной охраны 01 и 112 - для мобильных операторов связи. По мнению заявителя, в отношении остальных выявленных нарушений Правил пожарной безопасности вывод административного органа о наличии вины учреждения во вменяемом ему административном правонарушении является необоснованным, поскольку МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» не является собственником (пользователем, владельцем) зданий в целом, в помещениях которых расположены его филиалы. В связи с изложенным заявитель полагает, что характер и степень общественной опасности совершенного им правонарушения дает основания для применения в указанном случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя лица, привлеченного к административной ответственности, на основании распоряжений от 16.02.2009 № 2-5-2-13-38 и от 03.03.2009 № 56 о проведении мероприятий по надзору в период с 17.02.2009 по 05.03.2009 сотрудниками Территориального отделения государственного пожарного надзора Буйского района проведены мероприятия по надзору в отношении филиалов МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» на объектах: Куребринская сельская библиотека и Контеевская сельская библиотека.
В ходе проверки помещения, занимаемого Куребринской сельской библиотекой, были выявлены следующие нарушения: отсутствие автоматической системы пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03 - таб. 3 п. 5), отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-03, п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-03 – таб. 1, 2), отсутствие молниезащиты здания (п. 3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003), отсутствие первичных средств пожаротушения (п. 108 прил. 3 ППБ 01-03), непроведение проверки осветительной и силовой электропроводки на сопротивление изоляции (п. 57 ППБ 01-03), выполнение с нарушением ГОСТ плана эвакуации людей на случай возникновения пожара (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2002).
В ходе проверки помещения, занимаемого Контеевской сельской библиотекой, были выявлены следующие нарушения: отсутствие приказа о назначении на объекте лица, ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (прил. 3, п. 15, ППБ 01-03), отсутствие замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (п. 3, п. 57 ППБ 01-03, п.2.12.17 ПТЭЭП), отсутствие приказа об установлении на объекте противопожарного режима, соответствующего его пожарной опасности (п. 15 ППБ 01-03), отсутствие молниезащиты здания (п. 3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003), нарушение порядка эксплуатации первичных средств пожаротушения: отсутствие на них паспортов, неразмещение их вблизи выхода на высоте 1,5 метра от пола (п. 108 прил.3, ППБ 01-03), отсутствие табличек в помещении с указанием номера вызова пожарной охраны 01 и 112 - для мобильных операторов связи (п.13 ППБ 01-03), отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 104-03), отсутствие автоматической системы пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03), недоукомплектация помещения первичными средствами пожаротушения (еще одним огнетушителем) (п. 108 прил.3, ППБ 01-03).
По результатам проверки помещений, занимаемых филиалами Куребринской сельской библиотекой и Контеевской сельской библиотекой, составлены акты от 20.02.2009 № 38 и от 12.03.2009 № 56.
На основании актов проверки административным органом в отношении МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» вынесены предписания от 17.02.2009 № 33 и от 03.03.2009 № 56/50, составлены протоколы об административном нарушении требований в области пожарной безопасности от 20.02.2009 № 50 и от 04.03.2009 № 71.
Рассмотрев материалы указанных административных дел, главный государственный инспектор г. Буя и Буйского района вынес два постановления: от 12.03.2009 № 50 (в отношении филиала Куребринская сельская библиотека) о признании МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей; и от 12.03.2009 № 71 (в отношении филиала Контеевская сельская библиотека) о признании МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлениями, МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе: Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.08.2003 N 313; Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315; Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323; Нормами пожарной безопасности «Цвета сигнальные» (НПБ 160-97).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена в части 1 статьи 20.4 Кодекса.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (статья 38 названного Федерального закона).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами установлены в Правилах ППБ 01-03.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из материалов дела следует, что в здании Куребринского сельского клуба – филиала муниципального учреждения культуры СКЦ «Импульс» Боровского сельского поселения Куребринская сельская библиотека – филиал муниципального учреждения культуры «Боровская межпоселенческая библиотека» занимает помещение – комнату площадью 19,8 кв. м; в здании муниципального учреждения культуры Социально–культурный центр «Созвездие» Контеевская сельская библиотека – филиал муниципального учреждения культуры «Боровская межпоселенческая библиотека» занимает изолированное помещение площадью 60 кв.м. Указанные здания находятся на балансе администрации Каплинского сельского поселения и Контеевского сельского поселения, соответственно.
Договоров аренды МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» с указанными администрациями не заключало, что подтверждается справками от 01.04.2009 № 84 и 107; помещения, ставшие объектами проверок, находятся в безвозмездном пользовании библиотеки.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом установлено, что распоряжением главы администрации Боровского сельского поселения Буйского муниципального района от 11.01.2009 № 17 ответственным за противопожарное состояние в МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» назначена директор ФИО1.
В соответствии с пунктом 13 Правил пожарной безопасности (01-03) во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
В пункте 15 Правил определено, что в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим.
На основании пункта 108 Правил помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.
Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Пунктом 15 приложения № 3 закреплено, что на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения.
Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы.
Факт совершения следующих правонарушений: отсутствие первичных средств пожаротушения; отсутствие приказа о назначении на объекте лица, ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения; отсутствие приказа об установлении на объекте противопожарного режима, соответствующего его пожарной опасности; нарушение порядка эксплуатации первичных средств пожаротушения: отсутствие на них паспортов, неразмещение их в близи выходов на высоте 1,5 метра от пола; отсутствие табличек во всех помещениях с указанием номера вызова пожарной охраны 01 и 112 - для мобильных операторов связи, - признается заявителем.
В отношении иных нарушений Правил пожарной безопасности, выявленных в ходе проверок, судом установлен факт привлечения к административной ответственности лиц, несущих обязанность за соблюдение Правил пожарной безопасности в здании Куребринского сельского клуба – филиала муниципального учреждения культуры СКЦ «Импульс» Боровского сельского поселения и в здании муниципального учреждения культуры Социально–культурный центр «Созвездие» (постановления Буйского городского суда от 10.03.2009 и от 11.03.2009 о назначении административных наказаний).
Библиотека, в пользовании которой находятся лишь отдельные помещения в зданиях, ставших объектами проверки, не является субъектом правонарушения, который несет ответственность за нарушения Правил пожарной безопасности при эксплуатации всего здания в целом, в связи с чем суд считает неправомерным вменение МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» таких нарушений как: отсутствие автоматической системы пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03 - таб. 3 п. 5), отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 3 ППБ 01-03, п. 16 ППБ 01-03, НПБ 104-03 – таб. 1, 2), отсутствие молниезащиты здания (п. 3 ППБ 01-03, СО 153-34.21.122-2003), непроведение проверки осветительной и силовой электропроводки на сопротивление изоляции (п. 57 ППБ 01-03), выполнение с нарушением ГОСТ плана эвакуации людей на случай возникновения пожара (п. 3 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2002), отсутствие замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (п. 3, п. 57 ППБ 01-03, п.2.12.17 ПТЭЭП).
В соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 17 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Согласно пункту 18 указанного постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что совершенное МУК «Боровская межпоселенческая библиотека» правонарушение может быть признано малозначительным. При формальном наличии всех признаков состава вмененного административного правонарушения оно само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, г. Кострома от 12.03.2009 № 50 о признании Муниципального учреждения культуры «Боровская межпоселенческая библиотека», г. Буй Костромской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей признать незаконным и отменить.
Объявить Муниципальному учреждению культуры «Боровская межпоселенческая библиотека», г. Буй Костромской области устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, г. Кострома от 12.03.2009 № 71 о признании Муниципального учреждения культуры «Боровская межпоселенческая библиотека», г. Буй Костромской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей признать незаконным и отменить.
Объявить Муниципальному учреждению культуры «Боровская межпоселенческая библиотека», г. Буй Костромской области устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Т.Н. Смирнова