ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-16823/19 от 13.03.2020 АС Костромского области



                            АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-16823/2019

г. Кострома                                                                                                  19 марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2020 года

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2020 года

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юргиной Ю.А.,

при участии:

от заявителя: не явились,

от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 06.05.2019 № 1,

рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юридическое бюро «Ваше право» к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики Костромской области о признании незаконными и отмене постановления от 12.11.2019 № 1141-2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ и представления от 12.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Юридическое бюро «Ваше право» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики Костромской области о признании незаконными и отмене постановления от 12.11.2019 № 1141-2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ и представления от 12.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил, заявлений, ходатайств не направил.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителя общества.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Как следует из материалов дела, 23.07.2003 общество с ограниченной ответственностью «Юридическое бюро «Ваше право»  зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1034408630563. Основным видом экономической деятельности общества является деятельность специализированных судов (код 84.23.19 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2).

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2018 № 785 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 (до 15) «Сведения о численности и заработной плате работников», в соответствии с которым респонденты представляют сведения в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики в срок не позднее 15 числа первого месяца после отчетного квартала.

Костромастатом было установлено, что в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» общество как респондент в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области не представило первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № П-4 (до 15) «Сведения о численности и заработной плате работников» за III квартал 2019 года (Отчёт).

По данному факту должностным лицом органа Федеральной службы государственной статистики в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 05.11.2019 по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, на основании которого постановлением от 12.11.2019 № 1141-2019 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Обществу также было внесено представление от 12.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением от 12.11.2019 № 1141-2019 и представлением от 12.11.2019, ООО «Юридическое бюро «Ваше право» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Административный орган требования не признал, возражения подробно изложены в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные представляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Непредставление или несвоевременное представление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо представление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения № 620).

Приказом Росстата от 06.08.2018 № 785 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».

Указаниями по заполнению данной формы предусмотрено, что формы федерального статистического наблюдения № П-4 представляют юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства), а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности:

ежемесячно - юридические лица, кроме организаций, у которых средняя численность работников в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей;

ежеквартально - юридические лица, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей.

Согласно пункту 2 Указаний юридическое лицо заполняет настоящую форму и представляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

В рассматриваемом случае форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» в установленный срок (до 15.10.2019) заявителем не была представлена.

Настаивая на отсутствии обязанности по представлению данной формы федерального статистического наблюдения, ООО «Юридическое бюро «Ваше право» указало, что является субъектом малого предпринимательства, поскольку отвечает соответствующим критериям: среднесписочная численность за 2018 год - 2 человека, годовой доход менее 120 000 000 рублей.

При этом сведения в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства о заявителе отсутствуют.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ) определено, что субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

До изменения редакции пункта 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ указание на необходимость внесения сведений о хозяйствующих субъектах как субъектах малого предпринимательства в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовало.

Частью 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ установлено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Согласно части 4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган, в том числе в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Приведенная норма устанавливает, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из реестра зависит исключительно от исполнения хозяйствующими субъектами публично-правовых обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Такой вывод также согласуется с положениями пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ. В соответствии с названным пунктом содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.

Из указанных норм, вопреки позиции заявителя, следует, что подтверждение статуса субъекта как субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного уполномоченными органами. Иной порядок действующим законодательством не предусмотрен.

В связи с этим само по себе уточнение понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства" (пункт 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ) не привело к изменению действующего правового регулирования. Подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства сведениями Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо, прежде всего, с учетом регулируемых Законом № 209-ФЗ общественных отношений, для целей обращения хозяйствующих субъектов за получением государственной (муниципальной) поддержки, что имело место и до внесения таких изменений (часть 5 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Изложенная правовая позиция с учетом конституционного принципа равенства всех перед законом обеспечивает объективный подход к решению вопроса о наличии (отсутствии) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей статуса субъектов малого и среднего предпринимательства, исключает возможность злоупотреблений в этой сфере.

Как установил суд, общество было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, однако 10.08.2018 в связи с непредставлением в ИФНС России по г. Костроме сведений о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2018 было исключено из названного реестра. Указанные сведения не представлены заявителем и по состоянию на 01.01.2019. В настоящее время сведения о заявителе в реестре отсутствуют.

Таким образом, обществу в силу статьи 8 Закона № 282-ФЗ надлежало представить субъекту официального статистического учета в срок до 15.10.2019 первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № П-4 за III квартал 2019 года.

Факт нарушения заявителем приведенных выше требований действующего законодательства подтверждается взаимной связью и совокупностью имеющихся в деле доказательств, обществом по существу не оспаривается и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) заявителя содержится оконченный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, гарантия защиты прав и законных интересов лицу, привлеченному к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного производства обеспечена.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией примененной статьи. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено.

При таких обстоятельствах постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Костромской области от 12.11.2019 № 1141-2019 о привлечении ООО «Юридическое бюро «Ваше право» к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ является законным и обоснованным, а требования заявителя в указанной части не подлежащими удовлетворению.

В ходе производства по делу об административном правонарушении Костромастатом обществу внесено представление от 12.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В названном представлении перечислены причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а также указано на обязанность заявителя незамедлительно принять меры по устранению выявленных нарушений, о чем сообщить в орган, внесший представление.

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).

Между тем, оспариваемое представление административного органа направлено не на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а на принятие мер по устранению выявленного нарушения, что не соответствует требованиям статьи 29.13 КоАП РФ, определяющим сущность самого представления, и нарушает права заявителя, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                                   Р Е Ш И Л:

Требования ООО «Юридическое бюро «Ваше право» удовлетворить частично.

Представление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Костромской области от 12.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признать незаконным и отменить.

В удовлетворении требований ООО «Юридическое бюро «Ваше право» о признании незаконными и отмене постановления от 12.11.2019 № 1141-2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

                        Судья                                                         Т.Н. Смирнова