ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-177/2022 от 18.04.2021 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-177/2022

г. Кострома                                                                              «18» апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Костромской области  в составе судьи Байбородина Олега Леонидовича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление товарищества собственников жилья «Энергетик-25» (ОГРН 110440100730, ИНН 4401112132) об отмене постановления от 15.12.2021 № 1421 Административной комиссии в городском округе город Кострома о назначении административного наказания,

без участия в заседании представителей сторон,

установил:

стороны явку представителей не обеспечили. Заявитель представил возражения на отзыв административного органа и ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Суд не признал явку участвующих в процессе лиц обязательной и, руководствуясь частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривает дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

20.10.2021 в период с 14.19 в ходе осмотра территории ул. Мясницкой г. Костромы должностным лицом Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы выявлено нарушение, выразившееся в том, ТСЖ «Энергетик-25» допустило ненадлежащее содержание контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>, находящейся на обслуживании ТСЖ «Энергетик-25», а именно: контейнерная площадка находится в ненадлежащем состоянии, прилегающая территория к контейнерной площадке в пределах 3-х метровой зоны не убрана от мусора. Имеется мусор в виде мешков, пакетов (с левого торца контейнерной площадки).

20.10.2021 по итогам осмотра составлен акт, произведено фотографирование территории.

26.11.2021 в отношении ТСЖ «Энергетик-25» составлен протокол об административном правонарушении № 464 по признакам нарушения части 3 статьи 2.11 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях.

Постановлением от 15.12.2021 № 1421 ТСЖ «Энергетик-25» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», ему назначено наказание в виде предупреждения.

Указанное постановление оспорено товариществом в судебном порядке, поскольку не доказана виновность ТСЖ «Энергетик-25» в совершении административного правонарушения: организацией, осуществляющей содержание контейнерной площадки, является ООО УК «Юбилейный 2007».

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 года № 60 утверждены Правила благоустройства территории города Костромы.

Указанные Правила устанавливают нормы и требования в сфере обеспечения чистоты, организации планово-регулярной системы и режима удаления отходов производства и потребления с территории  города Костромы,  определяют требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории города Костромы, мест производства земляных, ремонтных и иных видом работ, порядок уборки и содержания территории, включая прилегающие к границам заданий и ограждений, обязательные к исполнению для органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории города Костромы земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организации жилищно-коммунального комплекса, юридических и физических лиц, производящие земляные, ремонтные и иные виды работ.

Правила разработаны в целях формирования современной, безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, обеспечивающей удобство использования и визуальную привлекательность территории города Костромы.

В соответствии с требованиями пункта 14 части 1 статьи 4.1, частей 5, 11 статьи 5 Правил, границы прилегающей территории определяются в отношении территории общего пользования в метрах в следующем порядке: для мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, если земельный участок под таким местом (площадкой) не образован или границы его местоположения не уточнены (ограждение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и внутренняя граница прилегающей территории является их общей границей). - 3 метра по периметру от ограждения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов;

Уборка контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий от мусора, с учетом положений пункта 14 части 1 статьи 4.1 настоящих Правил, осуществляется ежедневно до 13.00 часов.

Контейнерные площадки должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, иметь твердое асфальтовое, бетонное покрытие, покрытие из тротуарной плитки или иное водонепроницаемое покрытие и содержаться в чистоте, должны иметь с трех сторон исправное и окрашенное ограждение высотой не менее 1.5 метров, уклон в сторону проезжей части с удобным круглогодичным подъездом для транспорта.

Действующими Правилами благоустройства предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов не только по уборке территории контейнерной площадки, но и прилегающей к ней территории - 3 метра по периметру от ограждения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями пункта 14 части 1 статьи 4.1 Правил.

Из материалов осмотра, включая фотофиксацию территории контейнерной площадки следует, что с левого торца контейнерной площадки в месте размещения контейнера ТСЖ на прилегающей территории у ограждения имеется мусор в виде мешков, пакетов.

В реестре контейнерных площадок, размещенном на официальном сайте Администрации города Костромы, контейнерная площадка расположенная по адресу: <...>, находится на обслуживании двух хозяйствующих субъектов: ТСЖ «Энергетик-25» и ООО УК «Юбилейный 2007».

Отсутствие на контейнерной площадке сведений о собственнике контейнерной площадки и об обслуживаемых объектах потребителей, сведения о хозяйствующем субъекте, осуществляющем содержание контейнерной площадки, сведения (в том числе контактные телефоны) о хозяйствующем субъекте, осуществляющем вывоз отходов, график вывоза отходов в части указания ТСЖ «Энергетик-25», не свидетельствует о том, что у юридического лица отсутствует обязанность по уборке как территории контейнерной площадки, так и прилегающей к ней территории в радиусе 3-х метров по периметру ограждения площадки.

Отсутствие таблички с указанием ТСЖ «Энергетик-25» как организации осуществляющей обслуживание данной площадки образует самостоятельный состав административного правонарушения и юридическому лицу не вменяется.

В соответствии с положениями Постановления Администрации города Костромы от 17.09.2019 N 1714 "Об утверждении Порядка согласования размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа города Костромы" на землях населенного пункта возможна организация совместных контейнерных площадок несколькими заинтересованными лицами, в том числе по соглашению между указанными заинтересованными лицами, в котором подлежат урегулированию вопросы о лице, исполняющем в отношении совместных контейнерных площадок обязанности заинтересованного лица, указанные в пунктах 3, 4. 6-9 настоящего Порядка (далее -ответственное лицо), а также о возмещении заинтересованными лицами ответственному лицу затрат за содержание и обслуживание контейнерных площадок. Рекомендуемая форма соглашения утверждается распоряжением Управления.

В случае возникновения между заинтересованными лицами, организовавшими на землях населенного пункта совместные контейнерные площадки, разногласий по определению ответственного лица, обязанности ответственного лица, указанные в пункте 11 настоящего Порядка, рекомендуется осуществлять заинтересованному лицу, в управлении которого находятся многоквартирные дома, собственники помещений которых пользуются данными контейнерными площадками, и общая площадь помещений которых превышает общую площадь помещений многоквартирных домов, собственники помещений которых пользуются данными контейнерными площадками, находящихся в управлении других заинтересованных лиц.

Другим заинтересованным лицам, в управлении которых находятся многоквартирные дома, собственники помещений которых пользуются организованными на землях населенного пункта совместными контейнерными площадками, рекомендуется возмещать ответственному лицу затраты на содержание и обслуживание данных контейнерных площадок в соответствии с соглашением, указанным в пункте 11 настоящего Порядка (п. 11, 12 Порядка).

Таким образом, решение данного вопроса находится в компетенции ТСЖ.

Как следует из пояснений ТСЖ «Энергетик-25», на контейнерной площадке размещен один контейнер принадлежащий ТСЖ, два - ООО УК «Юбилейный 2007» и один – неустановленного лица. Контейнер ТСЖ размещен слева у ограждения площадки. В целях нормативного содержания площадки, изначально оборудованной для сбора и временного хранения отходов жителями дома 25 по ул. Мясницкой г. Костромы, заключен договор с дворником, который производит зачистку контейнерной площадки около контейнера ТСЖ, что также следует из пункта 2.3.29 договора возмездного оказания услуг с дворником.

Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 ФЗ-№89 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что ТСЖ несет обязанность по оборудованию, содержанию, уборке (очистке) контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.

Ссылка на письмо Думы города Костромы от 23.03.2021 об обслуживании контейнерной площадки управляющей организацией ООО УК «Юбилейный 2007» не свидетельствует об отсутствии обязанности заявителя по оборудованию и содержанию контейнерной площадки и уборке прилегающей к ней территории, поскольку данное письмо не является нормативным актом, позволяющим устанавливать какие-либо требования.

Юридическое лицо, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Костромской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 3 статье 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2020 года № 536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

Чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, комиссией не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 261 данного Кодекса, в том числе и место совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5  КоАП РФ, не истек.

Исследовав вопрос назначения наказания, суд установил, что наказание в виде предупреждения назначено заявителю по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях».

Таким образом, оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий административного органа, процессуальный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования товарищества собственников жилья «Энергетик-25» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления от 15.12.2021 № 1421 Административной комиссии в городском округе город Кострома о назначении административного наказания отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

                       Судья                                                               О.Л. Байбородин