АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-3221/2022
г. Кострома 07 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2022 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Байбородин Олег Леонидович, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Вохомского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области об отмене постановления от 11.03.2022 № 5.1-Пс/0039-0319вп-2022 Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора о назначении административного наказания, прекращении производства по делу,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, глава с/п (постановление от 30.09.2021№ 21/42);
от ответчика: не явились,
установил:
Административный орган явку представителя в заседание не обеспечил.
Заявитель поддержал требование.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.
После перерыва стороны явку представителя не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей сторон.
Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства.
В период с 02.03.2022 по 03.03.2022 в соответствии с решением Центрального управления Ростехнадзора от 10.02.2022 № Р-210-319-рш проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания, по адресу: 157760, <...>.
В ходе проверки административным органом выявлено невыполнение в установленный срок пунктов 1-6 предписания от 14.10.2021 № 5.1-0723вп-П/0128-2021 об устранении нарушений в сфере безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения плотины на реке Вочка в поселке Вохма Костромской области, срок исполнения которого истек 15.01.2022 администрацией Вохомского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области, являющейся собственником плотины на реке Вочка.
03.03.2022 в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении № 5.1-0319вп-Пр/0039-2022.
Постановлением от 11.03.2022 № 5.1-Пс/0039-0319вп-2022 администрация Вохомского сельского поселения Вохомского муниципального района Костромской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления.
Свои доводы заявитель мотивирует тем, что административным органом не были учтены существенные обстоятельства (факт принятия действий, направленных на восстановление гидротехнического сооружения), невозможность исполнить предписание в установленные в нем сроки в связи со сложностью и длительностью работ. При установлении срока исполнения предписания также не была учтена специфика правового регулирования деятельности сельского поселения, порядок финансирования деятельности, особенности бюджетного законодательства, а также законодательства о проведении закупок для муниципальных нужд.
Административный орган в представленном отзыве не нашел оснований для отмены постановления об административном правонарушении.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Из части 1 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Административная ответственность по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок такого предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
Согласно абзацу 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1991 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которое осуществляется на основании: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечении необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также и: техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивав контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществляв оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасность гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения: создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях Iи IIклассов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 статьи 16 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.
В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (п. 7 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
По фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (подп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Те есть под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона.
Одним из элементов законности предписания является его исполнимость, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
При этом требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы.
Одним из условий законности предписания, выданного органом государственного надзора (контроля) является предоставление срока, необходимого для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки.
Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось обществу Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса с наличии либо отсутствии события, состава административного правонарушения.
Поскольку за неисполнение требований предписания законодательством предусмотрена административная ответственность, то предписание должно отвечать критерию исполнимости.
Как установлено материалами дела, 14.10.2021 должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Гостехнадзор) Центрального управления Ростсхнадзора было вынесено предписание № 5.1-0723вп-П/0128-2021 в соответствии с которым на администрацию Вохомского сельского поседения были возложены обязанности устранить в срок до 14.01.2022 нарушения, которые в указанный срок не были устранены.
В материалы дела заявителем были представлены доказательства, что в настоящее время администрацией начиная с 2016 года проводится работа по восстановлению гидротехнического сооружения, поврежденного летом 2015 года в результате паводка, разработан проект восстановительных работ, основная доля финансирования ремонта данного сооружения предусмотрена из федерального и областного бюджета, при этом финансирование не осуществляется, а своими силами администрация восстановить гидротехническое сооружение не может по причине отсутствия сил и средств.
Устанавливая 3-месячный срок для выполнения требований предписания, Центральное управление Ростехнадзора не приняло во внимание зимний период и новогодние каникулы с 01.01.2022 до 09.01.2022, а также сложность и время выполнения работ, указанных в предписании.
На основании выполненного проекта необходимо следующим этапом определить объем финансирования на выполнение подрядных работ по устранению нарушений, указанных в предписании, осуществить формирование бюджетной заявки; провести открытый аукцион для определения подрядной организации в рамках 44-ФЗ для заключения муниципального контракта по выполнению работ. При этом исполнение муниципального контракта на выполнение подрядных работ зависит от объема работ и определяется после выполнения проектных работ.
Проведение мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании одновременно по нескольким этапам невозможно, поскольку каждый последующий этап вытекает из предыдущего.
Таким образом, сроки, установленные в предписании от 14.10.2021 № 5.1-0723вп-П/0128-2021 об устранении нарушений, являются недостаточными, не соответствуют реальным, фактическим срокам, в которые возможно устранить нарушения, указанные в данном предписании.
Суд, исследовав доказательства по делу, приходит к выводу о том, что предписание от 14.10.2021 № 5.1-0723вп-П/0128-2021 не отвечает критерию исполнимости, сроки исполнения данного предписания являются недостаточными, необоснованными, ничем не мотивированными, не учтены организационные и технические условия, влияющие на их устранение. Из приведенного предписания на момент проверки усматривалось, что устранению подлежит комплекс выявленных нарушений, требующих значительных финансовых и временных затрат, а также организационных и технических условий, влияющих на их устранение. Кроме того, администрацией Вохомского сельского поселения предприняты и предпринимаются необходимые меры, производятся действия, направленные на устранение нарушений, указанных в предписании.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что предписание выданное органом государственного надзора (контроля), в части определения сроков его исполнения нельзя признать законным, из чего следует, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях администрации Вохомского сельского поселения отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5; КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного производство по делу подлежит прекращению на основании за отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Центрального управления Ростехнадзора от 11.03.2022 № 5.1-Пс/0039-0319вп-2022 о назначении административного наказания признать незаконными и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья | О.Л. Байбородин |