АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-3251/2018
г. Кострома 26 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 26 марта 2019 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Паниной С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «КФК-44» г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Заволжье» г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 73 000 руб. 00 коп., в том числе 70 000 руб. 00 коп. убытков, 3 000 руб. 00 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2015 г. по 16.03.2018 г., а с 16.03.2018 г. проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы,
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Маклакова А.А.,
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 представитель по дов. от 09.01.2019 г.,
от ответчиков: ФИО2 представитель по дов. от 09.01.2018 г.,
от 3-го лица: не явился (ходатайство).
Суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Коммунальный Функциональный Комплекс – 44» (далее – ООО «УК «КФК-44», истец) обратилось с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Заволжье» (далее – ООО «Заволжье», ответчик) 709 902 руб. 04 коп. неосновательного обогащения, 138 065 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.01.2015 по 08.02.2019, а также 20 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 3 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины (уточнение от 08.02.2019).
Определением от 04.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечен Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы.
Требования истца обоснованы тем, что ответчик является управляющей компанией по отношению к многоквартирным домам №№ 5, 7, 9, 13, 14, 16 в м/р-не Венеция в городе Костроме. Собственники данных домов в целях избавления от твердых бытовых отходов пользовались контейнерной площадкой, которую обслуживает истец, поскольку ООО «Заволжье» такой площадкой не владеет, притом, что осуществляет сбор денежных средств за услуги, которые не оказывает.
Ответчик требования не признал, указав, что имеет в микрорайоне Венеция обслуживаемую им контейнерную площадку, так жители домов №5 и 9 пользуются контейнерной площадкой у дома № 33 (35), а жители домов 14 и 16 – площадкой у дома № 36 (34). Дом № 13 в управлении ООО «Заволжье» не находится ( с 01.03.2017 находится в управлении ООО «Черноречье»). В заседании представлена копия акта приема-передачи от застройщика контейнерной площадки в районе дома № 33 (приобщена к материалам дела).
Ранее по запросу суда Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы сообщил, что при вводе в эксплуатации спорные жилые дома не были оборудованы контейнерные площадки для сбора отходов и ООО «УК «КФК-44» при въезде в микрорайон установило два бункера-накопителя. Заявки на согласование места установки бункеров в районе дома № 6 не поступало. В ходе выездного заседания комитетом установлено, что бункер ООО «УК «КФК-44» демонтирован, а бункер застройщика, ООО «Венеция» перемещен на контейнерную площадку в районе домов №№ 12 и 20.
Истец предоставил копию письма Комитета городского хозяйства в адрес Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы от 23.06.2017 года, в котором, в том числе указано, что контейнерная площадка по адресу: дом № 6 в м/р-не Венеция предназначена для пользования жителями домов №№ 6, 7, 8, 13, 12, 10, 5, 9.
Рассмотрев материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В материалах дела имеется паспорт контейнерной площадки расположенной по адресу: <...> (л.д. 147-150 том 1), из которого следует, какие жилые дома закреплены за данной площадкой.
Из пункта 7 паспорта следует, что закреплены жилые дома находящиеся в управлении ООО «УК «КФК-44»: м-н Венеция, д.6,8,10 (находящиеся в управлении с 13.03.2013); ООО «Заволжье»: м-н Венеция, д.5,7,9,13,14,16 (находящиеся в управлении с 01.03.2014); ООО УК «Костромасервис»: м-н Венеция, д.12 (находящееся в управлении с 18.11.2014)
01.09.2012 между ООО «УК «КФК-44» и ООО «Мастер-Практик» заключен договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерское обслуживание общего имущества многоквартирных жилыхдомов в городе Костроме (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2012) (л.д. 103 том 1).
ООО «Мастер-Практик» выставило истцу акты для оплаты за услуги по подбору мусора на контейнерной площадке по адресу: <...> за июнь 2014 по ноябрь 2017 (л.д. 104-146 том 1).
30.06.2014 между ООО «УК «КФК-44» (заказчик) и ООО «Экотранс» (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности по оказанию за плату услуг по вывозу и размещению крупногабаритного мусора КГМ и твердо-бытовых отходов ТБО с объектов расположенных по адресам: ул. Богатырская, д.26; ул. Богатырская, д.26; ул. Жужелипская, <...> м/р-н Венеция, д.6; м/р-н Венеция; д.8, м/р-н Венеция, д. 10; м/р-н Венеция, д. 18; м/р-н Венеция, д.21; м/р-н Венеция, д.40.
Согласно пункту 3.1 договора стоимость услуг за вывоз КГМ составляет 1980 рублей за вывоз одного бункера, и вывоз ТБО составляет 2200 рублей за одну контейнерную площадку.
Расчеты производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет «Исполнителя» в срок до 25 числа месяца следующего за расчетным, при наличии вчета на оплату (пункт 3.2. договора).
ООО «Экотранс» за период с 31.12.2015 по 31.03.2017 выставляло для оплаты акты истцу (л.д. 30-63 том 1).
24.11.2017 между ООО «УК «КФК-44» (сторона-2) и ООО «КФК СПЕЦТРАНС» (сторона-1) заключен договор возмездного оказания затрат № 68-17/ВЗ, по условиям которого сторона-1 самостоятельно и за свой счет вступает в договорные отношения со специализированной организацией, оказывающей услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов и санитарной очистке контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Кострома, м/р-н Венеция, между домами № 12 и № 20 (далее - объект), а Сторона-2 возмещает затраты Стороны-1 на оплату указанных услуг, исходя из общей площади помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Стороны-2 и закрепленных заданной площадкой (Приложение 1).
ООО «Заволжье» осуществляет управление многоквартирными домами расположенными по адресу: г. Кострома, м/р-н Венеция д.№5,7,9,13,14,16 общей жилой площадью 14585,4 кв.м.
Собственники указанных домов пользовались контейнерной площадкой, которую обслуживает ООО «УК «КФК-44», а именно:
- осуществляет вывоз ТБО и КГМ в соответствии с заключенным договором с ООО «Экотранс»;
- осуществляет очистку контейнерной площадки.
ООО «УК «КФК-44» в адрес ООО «Заволжье» неоднократно направляло проект договора на возмещение затрат по вывозу ТБО и КГМ, однако договоры со стороны ООО «Заволжье» подписаны не были.
В соответствии с действующим законодательством истецсодержало на балансе вышеуказанную контейнерную площадку, которой также пользовались собственники многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО «Заволжье» в связи с тем, что у данных домов отсутствует место для сбора ТБО и КГМ.
29.06.2017 Комитет городского хозяйства администрации города Костромы направило письмо о принятии мер в управление муниципальных инспекций администрации города Костромы, из которого следует, что Контейнерная площадка, оборудованная по адресу м/р-н Венеция д. 6 находится на обслуживании ООО «УК «КФК-44» совместно с ООО «Венеция», предназначена для пользования жителей многоквартирных домов № 6, 7, 8, 13, 12, 10, 5, 9 (л.д. 105-106 том 2).
18.10.2017 управление муниципальных инспекций администрации города Костромы направило в адрес ООО «УК «КФК-44» направило письмо о рассмотрении обращение в котором за нарушение Правил благоустройства территорий города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года № 60, выразившееся в отсутствие места для сбора и вывоза мусора для многоквартирных домов, расположенных по адресу <...>, 18, 16, 14, 23, 19, 17, 15, на управляющую компанию ООО «Заволжье» составлен протокол об административном правонарушении и выдано предписание, которое, находится на контроле в управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы (л.д. 107 том 2).
28.09.2018 ООО «Венеция» в письме ООО «УК «КФК-44», указало, что на площадке, расположенной по адресу: д.6 м/р-н Венеция г. Костромы, были установлены два бункера, один из которых был передан в пользование ООО «УК «КФК-44» соглашением от «13» марта 2013. За указанной площадкой были закреплены следующие многоквартирные дома м/р-н Венеция г. Костромы: ООО «Заволжье» д. 5,6,7,9,13,14,20, ООО «УК «КФК-44» д. 8,10, ООО «УК «Кострома-сервис» д. 12 (л.д. 117 том 2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав представителей сторон, арбитражный суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 3.7.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Пункт 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В настоящих Правилах понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
К вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
По смыслу указанной нормы организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора включает в себя обязанность органов местного самоуправления по: разработке и принятию нормативно-правовых актов регулирующих отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, утверждению тарифов на вывоз и сбор твердых бытовых отходов, правил благоустройства территории, норм накопления бытовых отходов; определению мест складирования (размещения) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, в том числе путем утверждения мест расположения контейнерных площадок; предоставление имеющихся в муниципальной собственности контейнерных площадок в целевое пользование хозяйствующим субъектам (собственникам зданий, строений, сооружений).
Комитетом городского хозяйства Администрации города Костромы 21.06.2017 составлен акт, в котором отражено, что контейнерная площадка № 2 по ГП оборудована по адресу: <...>, находится на содержании ООО «УК «КФК-44» совместно с ООО «Венеция», предназначена для пользования жителей многоквартирных домов № 6, 7, 8, 13, 12, 10, 5, 9, 14, 20.
Как установлено судом, в период с 30.06.2014 по 30.11.2017 ООО «УК «КФК-44» осуществляло услуги по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, уборке и обслуживанию места сбора и складирования твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с контейнерной площадки, расположенной у дома № 6 по м-н Венеция г. Костромы, что сторонами не оспаривается.
В подтверждение факта осуществления данной услуги и понесенных расходов представлены в материалы дела договоры, заключенные с ООО «Мастер-Практик», ООО «Экотранс», ООО «КФК СПЕЦТРАНС», на осуществление работ и оказание услуг, а также акты, подтверждающие факт несения расходов в рамках заключенных договоров.
В указанный период времени данная контейнерная площадка предназначалась для многоквартирных домов № 6, 7, 8, 13, 12, 10, 5, 9, 14, 20 м-н Венеция, г. Кострома.
Ранее 11.10.2018 Комитетом городского хозяйства Администрации города Костромы пояснило, что заявок на определение установки контейнерных площадок в микрорайоне Венеция для многоквартирного дома № 5 и № 9 за период с 01.07.2015 г. по 16.03.2018 г. не поступало. Впоследствии 20.08.2018 года в Комитет поступила заявка ООО «Заволжье» на определение места размещения контейнерной площадки для многоквартирных домов №№ 5 и № 9 микрорайона Венеция. 5 сентября 2018 года место накопления ТКО для данных домов было определено и согласовано в районе котельной, с торца многоквартирного дома № 5 микрорайона Венеция, о чем составлен акт от 5 сентября 2018 года.
Доказательств иного ответчиком не представлено.
Объективных доказательств установки в установленном порядке евроконтейнера временно на период с 30.06.2014 по 30.11.2017 на придомовой территории домов в м-н Венеция ответчиком не представлено.
Представленные ответчиком договоры на вывоз твердых бытовых отходов не могут являться достаточными доказательствами организации управляющей компанией сбора и вывоза мусора от обслуживаемых домов при отсутствии доказательств оборудования отдельного места сбора отходов.
ООО «Заволжье» ранее 30.06.2014 на обслуживаемой территории не организовало место для установки сборников для твердых отходов, доказательств обратного не представило.
Довод ответчика об отсутствии доказательств использования жильцами домов № <...> и мусорных контейнеров, обслуживаемых истцом, судом отклоняется, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации им не представлено доказательств того, что жильцы спорных домов, находящегося в его управлении, при отсутствии другого, кроме оборудованного истцом, места складирования отходов, не пользовались мусорными контейнерами истца.
Таким образом, суд считает установленным факт использования собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома № 5,6,7,9,13,14,16,20 по м-н Венеция для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора контейнерной площадки, расположенной у дома № 6 по м-н Венеция.
В установленный тариф на содержание и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме включена также стоимость за оказываемую услугу вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, очистку мест складирования мусора.
Самостоятельно не осуществляя в спорный период вывоз мусора, собираемого домами № 5,6,7,9,13,14,16,20 по м-н Венеция, и не внося истцу оплату за вывоз объема твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, произведенных жителями данного дома, не входящего в состав многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ООО «УК «КФК-44», ответчик фактически сберег за счет истца денежные средства в размере расходов на исполнение указанных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проверив расчет суммы иска, суд установил, что расчет неосновательного обогащения произведен исходя из площади спорных домов, объема вывозимого мусора, тарифа за вывоз и обработку бытового мусора, норм накопления бытовых отходов для населения.
Расчет неосновательного обогащения, равный за спорный период 709 902 руб. 04 коп., ответчиком не оспорен, судом принимается.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса обязательства прекращаются надлежащим исполнением.
Денежное обязательство ответчик своевременно не исполнил, поэтому суд удовлетворяет исковые требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Расчет процентов ответчиком не оспаривается.
Истец также просит взыскать с ответчика судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 21 000 руб.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе и расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В части 2 статьи 110 АПК РФ предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, объем и сложность выполненной работы, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В обоснование понесенных судебных издержек в материалы дела представлены договор об оказании юридических услуг № б/н/ЮУ от 23.01.2018, заключенный между истцом (заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (исполнитель), платежное поручение № 50 от 23.01.2018 на сумму 21 000 руб.
Исходя из категории рассматриваемого дела, объема и сложности выполненной исполнителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, а также с учетом длительности процесса, суд пришел к выводу, что заявленная истцом сумма судебных расходов является разумной и соразмерна объему оказанных юридических услуг.
Ответчик не заявил о чрезмерности понесенных истцом судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина и расходы на ее уплату относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Заволжье» г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «КФК-44» г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>) 847 967 руб. 61 коп., в том числе 709 902 руб. 04 коп. убытков, 138 065 руб. 57 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 21 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Заволжье» г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>)в доход федерального бюджета 16 959 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать по истечении десяти дней после вступления решения в законную силу, при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.
Судья С.Л. Панина