ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-3314/19 от 06.06.2019 АС Костромского области


                  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-3314/2019

г. Кострома                                                                      17 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена   06 июня 2019 года.

Полный текст решения изготовлен   17 июня 2019 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой О.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Тихомиров А.В., (паспортные данные в протоколе),

Моргунов П.В., доверенность от 10.04.2019 № 12;

от административного органа – не явился;

рассмотрев заявление Закрытого акционерного общества «ЛУНЕВО», Костромская область, Костромской район, д. Сухоногово, ОГРН 1034477613301, ИНН 4414009580, к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Кострома, о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2019 № 6.2-Пс/0028-0112пл-2019 по делу об административном правонарушении и приложенные к нему документы,

установил:

Закрытое акционерное общество «ЛУНЕВО» (далее – заявитель, Общество), г. Кострома, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы  по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, Управление Ростехнадзора) от 13.03.2019 № 6.2-Пс/0028-0112пл-2019 о признании ЗАО  «ЛУНЕВО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседании, явку представителя не обеспечил. Суд, руководствуясь частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителя Управления Ростехнадзора.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил суду, что оспариваемое постановление вынесено административным органом по факту плановой выездной проверки ЗАО  «ЛУНЕВО», в результате которой установлены нарушения Обществом промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта. Заявитель признал свою вину в совершении выявленных нарушений и указал об их устранении. Кроме того, заявитель ходатайствовал о снижении размера административного штрафа в связи с его тяжелым финансовым положением.

Административный орган в представленном отзыве заявленные требования не признал. Обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

В период с 04.03.2019 по 11.03.2019 в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 25.02.2019 № Я-112-пр проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО  «ЛУНЕВО» с целью соблюдения ЗАО  «ЛУНЕВО» в процессе осуществления деятельности требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (Сеть газопотребления, рег. № А17-01247-0001), расположенного по адресу Костромская область, Костромской район, п. Сухоногово.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1. Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования Бучин С.А. выполняет работы по ремонту и обслуживанию КИПиА, не имея соответствующей квалификации (отсутствует документ, подтверждающий соответствие квалификационным требованиям (удостоверение) - нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ); пункт 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору,  утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37;

2. Отсутствует удостоверение на право самостоятельной работы оператора котельной Павлова А.А. - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37;

З. В удостоверениях № 2111, № 1344, № 5, № 104, № 1170, отсутствует сведения о допуске к самостоятельной работе (отсутствует вкладыш) - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37;

4. В нарушение требований промышленной безопасности не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево», в исправном и безопасном состоянии, а именно допущена эксплуатация сигнализатора загазованности по метану и оксиду углерода в помещении котельной в отключенном состоянии (фото № 1-2) - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 4 ФНП ГАЗ; пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870;

5. В нарушение требований промышленной безопасности при выполнении газоопасных работ результаты контрольной опрессовки не записываются в наряды-допуски №№ 1-7 за 2019 год (журнал учета выдачи нарядов-допусков) - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 159 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542;

6. В нарушение требований промышленной безопасности при выполнении газоопасных работ отсутствует журнал выдачи нарядов-допусков на газоопасные работы и наряды-допуски на газоопасные работы за 2018 год (срок храпения не менее одного года с момента закрытия) - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 151 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542;

7. В нарушение требований промышленной безопасности не выполнены мероприятия» обеспечивающие содержание опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево», в исправном и безопасном состоянии, а именно применяются манометры с истекшим сроком поверки в помещении котельной, (последняя поверка проводилась в 2013 году) (фото № 3-5) - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерении»;

8. ЗАО «Лунево» при осуществлении индентификации опасного производственного объекта - «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево» не учтены все технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов, а именно не учтен котел № 1 - нарушение статьи 2 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пунктов 7, 8, 14 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495;

9. Не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево», а именно не обрезан и не заварен наглухо в месте ответвления газопровод на котлы № 4 и № 5 после демонтажа газового оборудования (горелок) (фото № 6-7) - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 175 ФНИП Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

10. В нарушение требований промышленной безопасности не пересмотрен приказ руководителя от 25.01.2019 № 2/1 о допуске к самостоятельной работе персонала по обслуживанию паровых  и  водогрейных котлов (в приказе ссылка на недействующий ПБ 10-574-03) - нарушение статьи 9, часть 1 статьи 11 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; подпункта «н» пункта 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263 (далее - Правила производственного контроля);

11. Не выданы производственные инструкции под роспись работникам занятым обслуживанием и эксплуатацией газоиспользующего оборудования на ОПО «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево» - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37, зарегистрирован в Минюсте России 22.03.2007 № 9133;

12. Не представлена заверенная руководителем эксплуатирующей организации копия положения о производственном контроле в территориальный орган Федеральной службы по экологическому» технологическому и атомному надзору - нарушение статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 3 Правил производственного контроля);

13. В приказе организации от 09.01.2018 № 2 «О назначении ответственных за газовое хозяйство» не регламентирована ответственность генерального директора ЗАО «Лунево» за организацию и осуществление производственного контроля - нарушение статьи 11 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ; пункта 5 Правил производственного контроля;

14. Положение по организации и осуществлению производственного контроля организации не содержит следующие разделы:

- порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;

порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях» освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых па опасных производственных объектах;

- порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;

- порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

- порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;

-  порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности:

- порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

-  порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля - нарушение статьи 11 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 3 Правил производственного контроля;

15. Нарушены требования промышленной безопасности - Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах (Далее - Положение) ЗАО «Лунево», утверждено в 2016 г. разработано без учёта требований, определённых Положением, а именно;

а)   не соответствует представленная форма оперативного сообщения об инциденте, оформленная согласно приложению, № 3.

б)  не соответствует форма акта технического расследования инцидентов Положения оформленная согласно приложению, № 1.

в)    не соответствует форма журнала учета инцидентов, оформленная согласно приложению № 2 - нарушение статьи 9 от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пунктов 6, 14, 35 «Порядка проведения технического  расследования   причин   аварий,   инцидентов   и   случаев   утраты   взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 № 480 (введенной в действие с 5 ноября 2017 года приказом Ростехнадзора от  15 августа 2017 года № 313) (далее - Порядок);

16. В Положении ЗАО «Лунево» названия приложений № 1, № 2, № 3 № 4 прописанные в Порядке не соответствуют представленным приложениям -нарушение статьи 9 от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пунктов 2, 14, 35 Порядка;

17. Не согласован план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево» с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов - нарушение статьи 10 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 9 «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730 (далее - Положение о разработке планов мероприятий);

18. В нарушение требований Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, разработанный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий па взрывопожароопасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево» не содержит общих и специальных разделов - нарушение статьи 10 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 11 Положение о разработке планов мероприятий;

19. В нарушение требований Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, разработанный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Лунево» не предусматривает:

- достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте» соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

- организацию взаимодействия сил и средств;

- состав и дислокацию сил и средств;

- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;

- организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;

- систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;- мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;

- организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте - нарушение статьи 10 ФЗ от 21.07.1997 №  116-ФЗ, пункта  10 Положения о разработке планов мероприятий 10 Положение о разработке планов мероприятий.

11.03.2013 государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 Постановлением Управления Ростехнадзора  от 13.03.2019 № 6.2-Пс/0028-0112пл-2019  ЗАО  «ЛУНЕВО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Указанное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет  Федеральный закон № 116-ФЗ.

Из преамбулы  Федерального закона № 116-ФЗ следует, что он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения  Федерального закона № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Факт совершения Обществом правонарушения, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта выявленных административным органом, признан заявителем, установлен судом и подтвержден материалами дела.

Выданное Управлением Ростехнадзора предписание об устранении выявленных нарушений от 11.03.2019 ЗАО  «ЛУНЕВО»  исполнило в полном объеме.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению требований  промышленной безопасности не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не представлены.

Изложенное свидетельствует о наличии в деянии ЗАО  «ЛУНЕВО» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1  КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.

Исследовав вопрос назначения наказания, суд  установил, что административный штраф в сумме 200 000 рублей назначен Обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

При этом с учетом положений статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суд считает  возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и уменьшить размер административного штрафа, установив его в размере 100 000 рублей, учитывая, что правонарушения признаны заявителем, выданное административным органом предписание об устранении выявленных нарушений исполнено, а также учитывая тяжелое финансовое положение Общества.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Изменить назначенное Закрытому акционерному обществу «ЛУНЕВО» постановлением Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Кострома от 13.03.2019 № 6.2-Пс/0028-0112пл-2019 административное наказание по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер административного штрафа с 200000 рублей до 100000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                              Л.А.  Максименко