АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-3561/2011
г. Кострома «07» июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена «03» июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен «07» июня 2011 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ИНН <***>, ОГРН <***>
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
протокол вел: секретарь судебного заседания Кузнецова Ольга Юрьевна
при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 06.09.2010 № 48; ФИО3 по доверенности от 02.12.2010 № 57;
от ответчика – не явился;
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее – инспекция, ИФНС России по г. Костроме) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
ФИО1 – лицо, привлекаемое к ответственности, в судебное заседание не явился, заявленные требования не оспорил, отзыв со своими возражениями не представил.
В соответствии со статьями 123 и 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя начальника ИФНС России по г. Костроме от 21.04.2011 № 4268 налоговым органом с участием сотрудника ОРЧ БЭП ОВД н/п УВД по Костромской области проведена внеплановая выездная проверка пункта приема ставок на результаты (события, исход и т.п.) спортивных событий (соревнований, состязаний и т.п.), расположенного по адресу: <...>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, на предмет соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок организации и проведения азартных игр (букмекерской конторы и тотализаторах).
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в указанном помещении осуществляется деятельность по приему ставок на результаты, исход спортивных соревнований, состязаний и событий, то есть деятельность букмекерской конторы. Данная деятельность ведется предпринимателем на основании международного агентского договора (агентского соглашения) от 20.01.2011 № 9201/11, заключенного между ФИО1 (агент) и ТОО Букмекерская контора «Гол+Пас» (принципал), согласно которому агент обязуется осуществлять прием платежей от клиента в пользу принципала и производить выплату требований по поручению принципала на основании информации о клиентах через сеть своих структурных подразделений в целях предоставления агентских услуг.
В частности, согласно акту проверочной закупки от 21.04.2011 выявлен факт приема наличных денежных средств в сумме 200 руб. в качестве ставки на спортивные события, что подтверждается квитанцией № 674558.
При этом соответствующей лицензии (разрешения) на право осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр ФИО1 в букмекерских конторах и тотализаторах не представлено.
Инспекцией составлены протокол осмотра (обследования) от 21.04.2011 № 10594, опрошен ИП ФИО1 (объяснение от 21.04.2011).
Установив данные обстоятельства, административный орган сделал вывод о том, что фактически деятельность по проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО1, букмекерская контора не соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», организатор азартных игр ТОО «Букмекерская контора «Гол + Пас» согласно лицензии № 0000001 от 03.04.2007 зарегистрировано по адресу: Республика Казахстан, г. Астана, <...>, то есть не на территории Российской Федерации, что запрещено Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ.
В связи с чем, должностным лицом Инспекции был составлен протокол об административном правонарушении от 27.04.2011 № 6669, на основании которого Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 2 Федерального закона 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.
В силу статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Закона о лицензировании вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только получившим ее лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
В силу подпункта 104 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно статье 4 Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; организатором азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; деятельностью по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; букмекерской конторой - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне или лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (часть 2 статьи 8 Закона о государственном регулировании деятельности).
На основании части 1 статьи 6 указанного Закона организатором азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе, путем выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона).
Согласно статье 4 Закона о государственном регулировании деятельности лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах представляет собой документ, выдаваемый в соответствии с названным Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В силу статьи 14 Закона о государственном регулировании деятельности деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что между ИП ФИО1 (агент) и ТОО «Букмекерская контора "Гол+Пас» (принципал) заключен международный договор (агентское соглашение) от 20.01.2011 № 9201/11 на оказание услуг по приеме и обработке платежей населения.
Как следует из материалов дела, ТОО «Букмекерская контора "Гол+Пас» на основании выданной Комитетом индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан государственной лицензии от 03.04.2007 № 0000001 осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе по адресу: <...>. При этом адрес принадлежащего предпринимателю пункта приема ставок (<...>) в лицензии не указан.
Кроме того, по своей правовой природе лицензия на осуществление определенного вида деятельности является разрешительным документом, выданным конкретному субъекту предпринимательской деятельности, и, принимая во внимание индивидуальный характер лицензии, лицензиат не вправе передать право на осуществление лицензируемого вида деятельности (полностью или частично) другому субъекту на основании гражданско-правового договора.
Возможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в букмекерских конторах и тотализаторах, на основании агентских договоров без лицензии не предусмотрена законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Кроме того, ТОО «Букмекерская контора "Гол+Пас», находящееся по адресу: <...>, вправе осуществлять деятельность в соответствии с учредительными документами в рамках законодательства Республики Казахстан.
Между тем, предпринимательская деятельность, в том числе по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, на территории Российской Федерации должна осуществляться в рамках законодательства Российской Федерации.
Таким образом, осуществление непосредственно ФИО1 деятельности по проведению азартных игр по адресу: <...> (пункт приема платежей, ставок), которая сводится к приему оператором денежных средств (ставок) от клиентов, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 21.04.2011 № 10594 (л.д. 8), актом проверочной закупки от 21.04.2011 (л.д. 9), квитанцией № 674558 (л.д. 10), протоколом об административном правонарушении № 6669 от 27.04.2011 (л.д. 16).
Кроме того, об этом свидетельствует также тот факт, что договор аренды нежилого помещения, в котором находится пункт приема платежей (ставок), с собственником заключен непосредственно предпринимателем. Доказательств наличия трудовых отношений предпринимателя с ТОО «Букмекерская контора "Гол+Пас» материалы дела не содержат.
Следовательно, в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение предпринимателя к ответственности, судом не установлено.
С учетом изложенного, совокупность данных обстоятельств дает основания суду для наложения на ФИО1 штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц - 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – г. Кострома, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по г. Костроме 02.12.2005, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечь к административной ответственности, назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления данного решения в законную силу по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Костромской области (Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме); ИНН <***>; КПП 440701001; р/с - <***>; Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области; КБК – 182 1 16 030300 01 0000 140 (Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях); ОКАТО - 34401000000.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Судья Т.Ю. Беляева