ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-3798/15 от 29.09.2015 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-3798/2015

г. Кострома                                                                      29 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Сизова Александра Вениаминовича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булависаревой Еленой Александровной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Газпромтрубинвест», Костромская область, г. Волгореченск, ИНН <***>, ОГРН <***>

к Государственному учреждению – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Волгореченску Костромской области 

о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 01.04.2015 г. № 054 028 15 РВ 0000046,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.06.2015 г. № 71; ФИО2 по доверенности от 06.08.2014 г. № 64;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 12.01.2015 г. № 1; ФИО4 по доверенности от 23.09.2015 г. № 5;

после перерыва:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 06.08.2014 г. № 64;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 12.01.2015 г. № 1; ФИО4 по доверенности от 23.09.2015 г. № 5;

установил:

Открытое акционерное общество «Газпромтрубинвест» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Волгореченску Костромской области (далее – орган Пенсионного фонда) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 01.04.2015 г. № 054 028 15 РВ 0000046.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 23.09.2015 г. с 14 час. 35 мин. до 10 час. 00 мин. 29.09.2015 г. 29 сентября 2015 года в 10 час. 00 мин. судебное заедание продолжено.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель органа Пенсионного фонда против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях к нему.

Из материалов дела следует, что в соответствии с планом - графиком совместных выездных проверок на 2014 год, утвержденным приказом Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области и Государственного учреждения Костромского регионального Отделения фонда социального страхования Российской Федерации от 12.12.2013г. № 352-02/1289, на основании решения о проведении выездной проверки от 27.10.2014 г. № 05402814ВР0000583, проведена выездная проверка плательщика страховых взносов Открытого акционерного общества «Газпромтрубинвест» с целью осуществления контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности   уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах.

В рамках выездной проверки органом по контролю за уплатой страховых взносов проверен период деятельности страхователя с 01.01.2011 г. по 12.2013 г.

Результаты проверки оформлены актом № 4 от 20.02.2015 г. (т. 1, л.д. 54-70), которым установлено нарушение страхователем положений статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, выразившееся в не начислении и не уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений  в пользу работников, занятых на работах, виды которых перечислены в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Вынесенным на основании рассмотренных материалов проверки решением от 01.04.2015 г. № 054 028 15 РВ 0000046  Открытое акционерное общество «Газпромтрубинвест» привлечено к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к штрафу в размере 68954 руб. 93 коп. Кроме того, указанным решением заявителю начислены пени в общей сумме 14417 руб. 47 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 344774 руб. 64 коп.

Не согласившись с данным решением в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г в сумме 344603 руб. 59 коп., пеней в размере 14417 руб. 46 коп. и штрафа в сумме 68920 руб. 72 коп. Открытое акционерное общество «Газпромтрубинвест» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заявление Общества мотивировано тем, что в соответствии  с требованиями пунктов 6, 7 статьи 35 Федерального закона № 212-ФЗ и пунктов 7.5.5.1 и 7.5.5.2 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов орган Пенсионного фонда при проведении проверки должен был устанавливать правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов только на основании представленных организацией документов. По мнению заявителя, самостоятельный расчет базы для расчета страховых взносов и самостоятельное начисление некоторым работникам организации страховых взносов дополнительным тарифам выходит за пределы компетенции контролирующего органа.

Кроме того, заявитель, руководствуясь письмами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2014 г. № 17-3/В-151 и от 16.05.2014 г. № 17-3/В-210 оспаривает результаты расчета базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за август 2013 года в отношении работника Общества ФИО5, занятого в течение спорного месяца как на работах вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, так и на работах с нормальными условиями труда.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на судебного пристава-исполнителя.

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Федеральный закон N 212-ФЗ).

Из положений части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

В статье 29 Федерального закона N 212-ФЗ определен круг прав органов контроля за уплатой страховых взносов, к которому, в частности, относится право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов (пункт 1 части 1 названной статьи).

Частями 1, 5 статьи 37 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.  Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Органы контроля, руководствуясь частью 1 статьи 33 Федерального закона N 212-ФЗ, проводят камеральные и выездные проверки, целью которых является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Из положений статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что камеральная проверка осуществляется на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у органа контроля. Специального решения руководителя органа контроля о проведении камеральной проверки не требуется.

Выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС РФ проводят совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов. Особенности проведения выездных проверок определены статьями 35 - 39 Федерального закона N 212-ФЗ.

В рамках проведения выездных проверок органы контроля праве:

- определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы (пункт 4 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ);

- требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ);

- определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона Федерального закона N 212-ФЗ (пункт 13 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

В свою очередь плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля при исполнении ими своих служебных обязанностей, что установлено пунктом 5 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ.

Статьей 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что назначение, перерасчет и выплата трудовых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно статье 5 которого обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

К обязанностям органов Пенсионного фонда относится, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 указанного Закона к целям данного учета, относится обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении.

Указанный контроль за полнотой и достоверностью сведений, представленных страхователями, ведется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации постоянно, что подтверждается позицией, высказанной в письме от 16.12.2009 N КА-25-25/12669 «О проверках документов, связанных с установлением и выплатой пенсий», согласно которому право органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов предусмотрено пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Порядок и сроки проведения проверок регламентируются Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности предоставленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.01.2002 N 11п.

Пунктом 1 названных методических рекомендаций предусмотрено, что при проведении документальных проверок индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о трудовом стаже данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы, а о заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах - первичным данным бухгалтерского учета и требованиям действующих нормативных правовых актов.

Исходя из приведенных выше норм законодательства следует, что достоверность или недостоверность предоставляемых сведений может быть установлена органом Пенсионного фонда только по результатам сравнения данных бухгалтерского и кадрового учета с данными, указанными в представленной плательщиком страховых взносов отчетности.

Следовательно, довод заявителя о том, что орган Пенсионного фонда имеет право проверить правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов из представляемых организацией документов, поскольку ни в одном представленном Пенсионным фондом нормативном документе не указано, что по окончанию выездной проверки он имеет право самостоятельно начислять дополнительные тарифы страховых взносов, когда отсутствует сам факт начисления дополнительных взносов самим предприятием, судом не принимается, как противоречащий приведенным выше нормам закона, так как без проверки достоверности сведений, содержащихся в представляемой плательщиком страховых взносов отчетности, невозможно сделать вывод о правомерности и полноте исчисления страховых взносов и соблюдения прав граждан на пенсионное обеспечение с учетом трудового стажа, иначе утрачивается смысл проведения самих проверок.

По аналогичным основаниям судом отклоняется довод заявителя о несоблюдении органом Пенсионного фонда при проведении проверки положений пункта 7 Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности предоставленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.01.2002 N 11п, о проведении проверки из расчета менее 7% от общего числа работающих в организации.

Названный документ не является нормативным правовым актом (согласно Письму Минюста РФ от 12.04.2002 N 07/3522-ЮД не нуждается в государственной регистрации), носит рекомендательный характер, на что прямо указано в его вводной части.

Таким образом, несоблюдение органом Пенсионного фонда названных методических рекомендаций при проведении проверки не нарушает прав плательщика страховых взносов, тем более с учетом того, что проверкой было охвачено менее 7% работников Общества.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.

Из материалов дела следует, что на основании представленного ОАО «Газпромтрубинвест» перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых предоставляется льготное пенсионное обеспечение за отчетный 2014 год органом Пенсионного фонда проведена проверка индивидуальных сведений за 2011-2013 годы в части исчисления стажа работникам ОАО «Газпромтрубинвест», которым предоставляется льготное пенсионное обеспечение.

В ходе плановой выездной проверки плательщиком страховых взносов предоставлены карты аттестации рабочих мест, выполненные ООО «ССК» в 2012 году, в которых указано: общая оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса – 3.1, 3.2, лечебно-профилактическое питание не предусмотрено, льготное пенсионное обеспечение – согласно подпунктов 2, 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по травомоопасности – 2 (допустимый) класс. В сводной таблице классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда указано: наименования рабочих мест, профессии, должности, классы условий труда, где значится льготное пенсионное обеспечение.

Аттестация рабочих мест в ОАО «Газпромтрубинвест» проведена в 2012 году, до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», и может быть использована страхователем в течение 5 лет с момента ее проведения, но не позднее 31.21.2018 г.

Согласно подпункту 10.1.  пункта  2   статьи   6  Федерального  закона  от  01.04.1996  г.  №  27-ФЗ  «Об индивидуальном   (персонифицированном) учете   в   системе   обязательного   пенсионного страхования» в индивидуальных сведениях в общей части должны быть отражены периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от  15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации»

В соответствии со статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ и статьей 33.2. Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ  плательщики страховых взносов, осуществляющие выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, виды которых указаны в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2013 года применяют дополнительные тарифы уплаты страховых взносов.

Согласно пункту 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении Списков производств, работ профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и пункту 4 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет», Руководители предприятий обязаны провести аттестацию рабочих мест, определить перечни рабочих  мест,  наименование  профессий  и  должностей,  работникам  которых  в соответствии со Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и ознакомить с ними трудящихся.

Тарифы, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются по результатам аттестации для рабочих мест, которые признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).

Для рабочих мест, признанных по результатам аттестации допустимыми или оптимальными применяются тарифы в соответствии с частями 1 и 2 статьи 58.3  Федерального закона N 212-ФЗ соответственно.

Проверкой достоверности представленных индивидуальных сведений за 2011-2013 годы в части стажа ОАО «Газпромтрубинвест» выявлены работникии, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, виды которых указаны в подпунктах 2, 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Специальности (составитель поездов, машинист тепловоза, слесарь-ремонтник, мастер по ремонту оборудования, механик участка, корректировщик ванн, начальник участка (мастер), мастер, штабелировщик металла, электросварщик труб на стане, оператор поста управления, электросварщик листов и лент, бригадир-настройщик трубоэлектросварочных станов, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования,   мастер   по   ремонту оборудования) по которым были до начислены страховые взносы, включены в перечень специальностей, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10., и дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктами 2 и 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что подтверждается, в том числе, результатами проведенной аттестации рабочих мест в ОАО «Газпромтрубинвест».

Таким образом, для данных специальностей, указанных в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, до проведения специальной оценки условий труда применяются тарифы, установленные пунктом 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

Доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу по должности бригадир на участках основного производства» и «машинист-инструктор» производилось органом Пенсионного фонда основании аттестации рабочих мест по должности «бригадир на участках основного производства» (фактически рабочее место в карте аттестации указано по должности «слесаря-ремонтника»), по должности «машинист-инструктор» (фактически рабочее место в карте аттестации указано по должности «машинист тепловоза») с оценкой условий труда по степени вредности - 3, 2, где предусмотрено    льготное    пенсионное    обеспечение.

Кроме того, органом Пенсионного фонда в ходе проверки установлено, что с 01.04.2014 г. ОАО «Газпромтрубинвест» был утвержден Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых представляется льготное пенсионное обеспечение, где так же включены данные должности и с 01.04.2014 г. по данным должностям производится уплата страховых взносов по дополнительному тарифу.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из пункта 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.05.2014 г. № 17-3/В-210, в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных названных подпунктах пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим  дополнительным тарифам осуществляется плательщиком  страховых взносов со   всех   начисленных   в   этом   месяце в пользу  данного   работника   выплат   и вознаграждений, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

При этом, если работник в какой-либо день (дни) месяца был занят на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона №  173-ФЗ, только часть своего рабочего времени (определенное количество часов рабочего дня), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам  осуществляется  пропорционально  количеству фактически отработанных часов на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2014 г. № 17-3/В-151 под частичной занятостью работника в течение месяца на работах с особыми условиями труда понимается ситуация, когда работник в течение месяца часть времени занят на работах, поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона №  173-ФЗ, а часть месяца занят на работах, не поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона №  173-ФЗ, и при этом период его занятости на работах с нормальными условиями труда не включается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, не зависимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

В ходе проведения плановой выездной проверки Обществом органу контроля за уплатой страховых взносов представлены: штатные расписания, карты аттестации рабочих мест (проведенной в 2012 году), табеля учета рабочего времени, лицевые счета по начислению заработной платы за 2013 год, трудовые договоры, личные карточки формы Т-2. На основании предоставленных документов была подтверждена занятость работников в течение полного рабочего дня в видах работ, указанных в подпункте 2 и подпункте 5 Закона № 173-ФЗ. Отвлечений от основной работы в ходе выездной документальной проверки не выявлено.

Поэтому табеля учета рабочего времени во вредных условиях в течение рабочего дня (исчисленные в часах), представленные заявителем по своим работникам не принимаются судом в качестве доказательств его позиции по делу, поскольку:

- ведение такого учета рабочего времени (в часах) не предусмотрено действующим законодательством;

- указанные документы не были представлены органу Пенсионного фонда в ходе проведения проверки;

- не понятен принцип учета времени во вредных условиях труда; кто вел и кто учитывал в течение рабочего дня фактически отработанные работником часы в указанных условиях; каким образом это могло быть учтено и зафиксировано по часам, и каким образом данный учет был согласован с работником, в том числе в конце рабочего дня или по истечении месяца, с учетом того, что профессия, должность, занятость, должностные обязанности работников на их работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, указанных в списке в течение рабочего дня не менялась, в том числе и производимые им выплаты предприятием за исполнение трудовых обязанностей.

Сведений об отвлечениях от основной работы по занимаемым должностям, переводом на другие работы (приказов, дополнительных соглашений к трудовым договорам) не имеется, заявителем суду не представлено.

Общество также не согласно с определением органом Пенсионного фонда базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении его работника ФИО5, который был переведен на должность бригадира на участках основного производства с 05.08.2013 г. (приказ от 05.08.2013 г. № 878-пр).

Согласно писем Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2014 г. № 17-3/В-151, от 16.05.2014 г. № 17-3/В-210, при расчете налоговой базы для расчета страховых взносов по дополнительному тарифу по ФИО5 необходимо было всю заработную плату за август месяц 2013 года (18193 руб. 94 коп.) разделить на количество часов, отработанных в этом месяце (177,6 часов) и умножить на количество частов, отработанных на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда с 05.08.2013 г. (148 часов).

По результатам расчета база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за август месяц 2013 года у ФИО5 должна составить 15161 руб. 62 коп.

Однако, в Приложении № 4к акту выездной проверки от 24.02.2014 г. № 0540280000001 база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за август месяц 2013 года по  ФИО5 составляет 15642 руб. 58 коп., что ведет к завышению базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на сумму 480 руб. 96 коп.

Из представленных ответчиком отзывов следует, что по табелю учета рабочего времен и расчета оплаты труда за август 2013 г. ФИО5 работает в должности бригадира на участках основного производства с 05.08.2013 г.

Согласно лицевого счета ФИО5 (табельный номер 11128) за август 2013 г. начислено всего 18193 руб. 94 коп., в том числе за 4 дня (с 1 по 4 августа по должности резьбонарезчик на специальных станках: 101п ПОВРЕМ. 948 руб. 88 коп., 117п. - НОЧНЫЕ 102 руб. 58 коп. 401П. премия мес. 1053 руб. 26 коп., 408п-Премия НОЧН. 113 руб. 86 коп., 414 ПРЕМИЯ_ВУТ 297,15 : 24 х 4 = 49 руб. 52 коп., 520-ВЫСЛУГА 377,72 : 24 х 4 = 62 руб. 95 коп., 241-беспл. Питание 1000,00 : 24 х 4 = 166 руб. 67 коп., 214 –доплата_ВУТ. 251,82 : 24 х 4 = 41 руб. 97 коп.).

Итого с 05.08.2013 г. начисления ФИО5 по должности бригадир на участках основного производства составили 18193 руб. 94 коп. – 2539 руб. 69 коп. (начисление по должности резьбонарезчик на специальных станках с учетом питания, премий и выслуги с 1 по 4 августа) = 15654 руб. 25 коп.

При этом орган Пенсионного Фонда руководствовался теми же разъяснениями, содержащимися в указанных выше заявителем письмах, исчисляя страховые взносы по дополнительным тарифам непосредственно с выплат, связанных с вредными условиями труда, отделяя от них выплаты не связанные с такими условиями (с 01.08.2013 г. по 04.08.2013 г.), то есть те выплаты, которые можно было идентифицировать. К остальным выплатам, произведенным в данном месяце, применен пропорциональный метод – в зависимости от количества отработанного времени (дней) в тех или иных условиях труда (т. 3, л.д 45; т. 4, л.д. 3).

Как разъяснил Минтруд России в письмах от 16.05.2014 N 17-3/В-210, от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105, от 30.04.2013 N 17-4/727 в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 -18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Из чего можно сделать вывод, что при частичной занятости работника на работах с вредными условиями труда страховыми взносами будут облагаться все выплаты, произведенные работнику в данном месяце, в том числе и не связанные с вредными условиями труда.

Методика расчета страховых взносов по таким выплатам приведена в пункте 1 письма Минтруда России от 05.06.2013 г. № 17-3/10/2-3105.

Поэтому в целях соблюдения единого методологического подхода данный порядок исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу должен применяться также и в ситуации, когда сумма заработной платы за работу с тяжелыми условиями труда начислена отдельно.

Таким образом, при частичной занятости работника в течение месяца как на работе с тяжелыми условиями труда, поименованной в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующему дополнительному тарифу осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней на работе с тяжелыми условиями труда независимо от факта начисления работнику заработной платы за работу с тяжелыми условиями труда отдельной суммой.

В связи с чем, позиция заявителя по данному вопросу признается судом правомерной, а решение органа Пенсионного фонда в части доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам в размере 09 руб. 62 коп., начисления пеней в размере 0 руб. 32 коп. и наложения штрафа в сумме 01 руб. 92 коп. подлежит признанию недействительным.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Таким образом, взысканию с Государственного учреждения -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Волгореченску Костромской области в пользу Открытого акционерного общества «Газпромтрубинвест» подлежат судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины по платежному поручению от 16.04.2015 г. № 2268 в размере 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Открытого акционерного общества «Газпромтрубинвест» - удовлетворить в части.

Признать решение Государственного учреждения -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Волгореченску Костромской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 01.04.2015 г. № 054 028 15 РВ 0000046 недействительным в части доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам в размере 09 руб. 62 коп., начисления пеней в размере 0 руб. 32 коп. и наложения штрафа в сумме 01 руб. 92 коп.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Волгореченску Костромской области, место нахождения: 156901, г. Кострома, <...>, зарегистрированного  в качестве юридического лица Администрацией города Волгореченска Костромской области 15.06.2001, регистрационный номер 255, (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества «Газпромтрубинвест», место нахождения: 156901, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией города Волгореченска Костромской области 30.05.2002, регистрационный номер 256-АВР, (ИНН <***>, ОГРН <***>), судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины по платежному поручению от 16.04.2015 г. № 2268 в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Обеспечительные меры, принятые на основании определения Арбитражного суда Костромской области от 21.04.2015 г., в виде приостановления действия решения Государственного учреждения -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Волгореченску Костромской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 01.04.2015 г. № 054 028 15 РВ 0000046 – отменить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                      А.В. Сизов