АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-48/2020
г. Кострома 25 мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2020 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича, рассмотрев заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления от 05.12.2019 по делу № 044/04/19.5-312/2019 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабаровой К.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился,
от ответчика – ФИО1, доверенность от 13.01.2020,
установил.
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 05.12.2019 по делу № 044/04/19.5-312/2019 об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Заявитель не направил в суд своего представителя.
Представитель антимонопольного органа с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Учитывая характер и сложность дела, совокупность представленных прокуратурой доказательств, суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании в отсутствие представителя заявителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя административного органа, суд установил следующие обстоятельства.
12.10.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - УФАС) в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» (далее - МРСК, Общество) вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № АД 04-18/748 об административном правонарушении (далее - Постановление от 12.10.2018) и представление по делу № АД 04-18/748 об административном правонарушении (далее - Представление), ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Обществу назначен административный штраф в размере 600000 руб.
Представлением УФ АС обязало Общество в течение месяца со дня получения настоящего Представления принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, а именно: надлежащим образом исполнить Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила ТП), утвержденные Постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> к электрическим сетям МРСК, о выполнении настоящего Представления сообщить в антимонопольный орган не позднее 5 дней со дня его выполнения, приложив копии подтверждающих документов.
Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными и отмене Постановления от 12.10.2018 и Представления.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.06.2019 по делу № А31-1605/2019 оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
Второй арбитражный апелляционный суд изменил размер назначенного Обществу штрафа до 300000 руб.
Письмом от 04.10.2019 № МР1-КМ/27/5691 «О продлении срока исполнения Представления от 12.10.2018 по делу № АД 04-18/748 об административном правонарушении» Общество уведомило УФАС о принимаемых мерах и просило продлить срок исполнения Представления до вступления в силу судебного акта об установлении сервитута.
Определением от 07.10.2019 УФАС отказало в удовлетворении ходатайства.
Также, определением от 17.10.2019 УФАС возбудило в отношении Общества дело № 044/04/19.5-312/2019 об административном правонарушении, по признакам нарушения Обществом ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 25.10.2019 Общество предоставило письменные пояснения с правовым обоснованием неисполнения Представления.
Общество указало, что последним предпринимаются попытки урегулировать отношения с третьими лицами для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Выбор» (далее - Заявитель) посредством установления сервитута.
05.12.2018 УФАС в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 044/19.5-312/2019 об административном правонарушении (далее - Постановление), ответственность за которое предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Обществу назначен административный штраф в размере 10000 руб.
МРСК считает Постановление незаконным и подлежащим отмене полностью, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Заявитель считает безосновательным довод УФАС, что МРСК при отсутствии объективных и непреодолимых обстоятельств своевременно не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства в отношении энергопринимающих устройств Заявителя.
МРСК считает, что отсутствие реальной возможности для исполнения Представления в установленный срок и принятие исчерпывающих мер по его исполнению может свидетельствовать об отсутствии вины Общества в его неисполнении.
Заявитель указал, что им 04.10.2019 в Арбитражный суд Костромской области подано исковое заявление об установлении сервитута. Дело зарегистрировано под номером А31-13163/2019. Мероприятия по технологическому присоединению Обществом не могут быть выполнены до вступления в силу судебного акта об установлении сервитута.
Суд, оценив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
12.10.2018 должностным лицом Костромского УФАС России в отношении ПАО «МРСК Центра» вынесено постановление о наложении штрафа по делу № АД 04-18/748 об административном правонарушении за нарушение ч. 2 ст.9. 21 КоАП РФ, а именно, п. п. «б» п. 16 правил технологического присоединения энергоприиимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, нарушение выразилось в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по III категории надежности по договору №41572822 от 21.11.2017 года заключенному с Обществом с ограниченной ответственностью «Выбор» (далее - ООО «Выбор»).
На основании вынесенного постановления по делу № АД 04-18/748 об административном правонарушении должностным лицом Костромского УФАС России 12.10.2018 года в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ выдано представление об устранении причин и условий способствовавших совершению правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, согласно которому:
- в течение месяца со дня получения представления ПАО «МРСК Центра» необходимо выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств нежилого помещения расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Галичская д. 108, помещение №1 к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра»;
- о выполнении представления сообщить в Костромское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Не согласившись с постановлением и представлением Костромского УФАС России от 12.10.2018, ПАО «МРСК Центра» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным постановления и представления от 12.10.2018 по делу № АД 04-18/748.
Арбитражным судом Костромской области и Арбитражным судом апелляционной инстанции (судебное дело № А31-1605/2019) в удовлетворении заявленных требований ПАО «МРСК Центра» о признании недействительным постановления и представления от 12.10.2018 по делу № АД 04-18/748 отказано.
05.09.2019 вступило в законную силу постановление Костромского УФАС России о назначении административного наказания и представление по делу № АД 04-18/748.
ПАО «МРСК Центра» не позднее 06.10.2019 должно было выполнить представление от 12.10.2018 по делу № АД 04-18/748.
ПАО «МРСК Центра» письмом от 16.10.2019 исх. № МР1-КМ/27/5916 (вх. № 4450 от 16.10.2019) сообщило Костромскому УФАС России о невыполнении представления по делу № АД 04-18/748.
До настоящего времени ПАО «МРСК Центра» указанное выше представление не исполнило.
Материалами дела № АД 04-18/748 установлено, что 29.12.2017 ПАО «МРСК Центра» заключило договор подряда на выполнение комплекса работ по технологическому присоединению энергопринимагощих устройств нежилого помещения расположенного по адресу; <...> к электрическим сетям с ООО «Компания ЯрЭнергоРемонт».
ООО «Компания ЯрЭнергоРемонт» разработало проектную документацию, в том числе три плана трассы линейного объекта для прокладки кабельной линии методом горизонтально-направленного бурения.
Первый план трассы (64/01/03.2018) проходит от объекта заявителя ООО «Выбор» через участки с кадастровыми номерами: 44:27:040526:33; 44:27:040526:767 к трансформаторной подстанции № 741 .
Собственником земельного участка с кадастровым номером 44:27:040526:767 является ФИО2., который согласовал строительство линейных объектов на своем участке.
Собственником земельного участка с кадастровым № 44:27:040526:33 является АО УК «Юбилейный», которое отказало в строительстве линейных объектов по своему земельному участку.
ПАО «МРСК Центра» направило исковое заявление об установлении сервитута к АО УК «Юбилейный» в Арбитражный суд Костромской области (судебное дело № А31-13163/2019).
Второй план трассы (64/01/03.2018) проходит от объекта заявителя ООО «Выбор» через участки других собственников с кадастровыми номерами: 44:27:040526:442; 44:27:040526:441 к трансформаторной подстанции № 428 .
Собственников указанных выше участков ООО «Компания ЯрЭнергоРемонт» и ПАО «МРСК Центра» не устанавливало и письма для согласования плана трассы для прокладки кабельной линии не направляло.
В суд за установлением сервитута ПАО «МРСК Центра» к собственникам земельных участков с кадастровыми номерами: 44:27:040526:442; 44:27:040526:441 не обращалось.
Третий план трассы (64/01/03.2018) проходит от объекта заявителя ООО «Выбор» через участки (по левой стороне административного здания, ориентир боксы) к трансформаторной подстанции № 741. Собственников указанных выше участков ООО «Компания ЯрЭнергоРемонт» и ПАО «МРСК Центра» не устанавливало и письма для согласования плана трассы для прокладки кабельной линии не направляло.
Таким образом, ПАО «МРСК Центра» по второму и третьему плану трассы собственников смежных участков не устанавливало, соответственно и письма для согласования плана трассы для прокладки кабельной линии не направляло.
Костромское УФАС России пришло к выводу, что ПАО «МРСК Центра» не предприняло исчерпывающий комплекс мер для выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств нежилого помещения расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Галичская д. 108, помещение №1 к электрическим сетям, а именно не рассмотрело другой альтернативный способ для исполнения представления по делу № АД 04-18/748.
Без указанных выше действий ПАО «МРСК Центра» не могло установить невозможность выполнения представления по делу № АД 04-18/748.
На основании вышеизложенного, требования, изложенные в представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Костромского УФАС России от 12.10.2018 года по делу № АД 04-18/748, со стороны ПАО «МРСК Центра» не исполнены.
Представление Костромского УФАС России от 12.10.2018, вынесенное на основании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АД 04-18/748 от 12.10.2018, является актом административного органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Ответственность за невыполнение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль - влечет наложение штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежит юридическое лицо за совершение административных правонарушений.
Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Центра» по неисполнению требований представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушению правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, вынесенного на основании постановления Костромского УФАС России от 12.10.2018 по делу № АД 04-18/748 об административном правонарушении, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление по делу № 044/04/19.5-312/2019 об административном правонарушении соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ПАО «МРСК Центра». Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий антимонопольного органа, установленных статьей 23.48 КоАП РФ, процессуальный порядок привлечения к административной ответственности Управлением соблюден, следовательно, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.В. Зиновьев