АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-5378/2010
г. Кострома 18 августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 18 августа 2011 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Румянцевой И.А.,
с участием представителей:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 02.06.2011,
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 01.01.2010 № 3,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» (ИНН <***>), г. Кострома к Департаменту лесного хозяйства Костромской области, г. Кострома о признании незаконным заключения № 511 экспертной комиссии по рассмотрению проектов освоения лесов Костромской области, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Костромской области от 31.03.2010 № 346а, и утверждении проекта освоения лесов общества с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» на 2010 год, третье лицо – Федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг» Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в лице Московского филиала государственной инвентаризации лесов «Мослеспроект», г. Москва.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило.
В соответствии с частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 31.08.2010 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу № А31-2912/2010 по заявлению Департамента лесного хозяйства Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» о расторжении договора аренды лесного участка от 28.11.2008 № 148 и взыскании 699 150 рублей задолженности по арендной плате по договору от 28.11.2008 № 148 и 39 724 рублей 50 копеек штрафа.
08.02.2011 решение Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-2912/2010 вступило в законную силу.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 24.03.2011 производство по настоящему делу возобновлено.
После возобновления производства по делу общество с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» уточнило заявленные требования и просило суд признать незаконным заключение № 511 экспертной комиссии по рассмотрению проектов освоения лесов Костромской области, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Костромской области от 31.03.2010 № 346а.
Заявление об уточнении требований судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.08.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15-00 часов 11.08.2011.
После перерыва в судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве на него.
Как следует из материалов дела, 28.11.2008 между Департаментом лесного хозяйства Костромской области и обществом с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» заключен договор аренды лесного участка № 148, согласно которому Департамент (арендодатель), действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола лесного конкурса от 27.05.2005 № 75 и приказа Департамента лесного хозяйства Костромской области от 05.09.2008 № 215-а «О приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» обязуется предоставить, а общество с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» (арендатор) обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
Согласно пункту 2 договора от 28.112008 № 148 лесной участок площадью 22353 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Костромская область, Антроповский муниципальный район, ОГУ «Антроповское лесничество»:
-Борское участковое лесничество, квартал: 50, 51, 52, 54-60;
-Шуйское участковое лесничество<...>.
Номер учетной записи в государственном лесном реестре 34:202:01:0206.
Пункт 4 договора предусматривает, что арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № 3.
Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке предусматривают заготовку древесины (ликвидной) на площади 22353 га, среднегодовой объем использования лесов – 37800 куб.м (приложение № 3 договора аренды от 28.11.2008 № 148).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 14 раздела III договора аренды арендодатель обязан в установленный законодательством срок осуществить государственную экспертизу проекта освоения лесов переданного в аренду лесного участка.
Согласно подпункту «б» пункта 15 раздела III договора аренды от 28.11.2008 № 148 арендатор имеет право приступить после государственной регистрации договора, подписанного сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением № 5 к договору, и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
Подпунктами «а» и «в» пункта 16 раздела III договора аренды от 28.11.2008 № 148 установлено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы.
По заказу общества с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг» в лице московского филиала государственной инвентаризации лесов «Мослеспроект» разработало проект освоения лесов лесного участка в составе земель лесного фонда Антроповского лесничества Департамента лесного хозяйства Костромской области, предоставленного в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» для заготовки древесины.
Согласно пункту 2.6 проекта он определяет хозяйственную деятельность арендатора на 2009 год (л.д. 39. т. 1).
01.03.2010 обществом с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» данный проект освоения лесов был представлен в Департамент лесного хозяйства Костромской области для проведения государственной экспертизы в целях использования арендованного лесного участка в 2010 году (л.д. 45, т. 2).
По результатам рассмотрения данного проекта экспертная комиссия оформила отрицательное заключение № 511 (л.д. 24, т. 1), которое было утверждено приказом Департамента от 31.03.2010 № 346а.
Основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы явилось несоответствие проекта освоения лесов, представленного обществом с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс», требованиям лесохозяйственного регламента ОГУ «Антроповское лесничество», лесного плана Костромской области и лесного законодательства Российской Федерации.
Экспертная комиссия в заключении № 511 изложила следующие замечания:
1) В сведениях об арендаторе не указан номер регистрации договора аренды;
2) В таблице 3.1.6 «Общие сведения об объеме заготовки древесины на 2009 год» объемы ликвидной древесины, подлежащей рубке, не соответствуют договору аренды лесного участка;
3) Проектируемые объемы противопожарных мероприятий не соответствуют Указаниям по проектированию противопожарных мероприятий, утвержденных Государственной лесной службой МПР России от 17.12.2003;
4) Проектируемые мероприятия по воспроизводству лесов не соответствуют процентному соотношению, установленному лесохозяйственным регламентом;
5) В проекте отсутствует таблица «Проектируемые способы и ежегодные объемы лесовосстановления»;
6) В проекте отсутствует выписка из государственного лесного реестра с описанием границ лесного участка;
7) Проект освоения лесов разработан на 2009 год.
Не согласившись с заключением № 511 экспертной комиссии по рассмотрению проектов освоения лесов Костромской области, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Костромской области от 31.03.2010 № 346а, общество с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в результате принятия оспариваемого акта.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем деле оспаривается ненормативный правовой акт Департамента лесного хозяйства Костромской области.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки в период действия между сторонами договора аренды лесного участка от 28.11.2008 № 148 были утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
Согласно пункту 2 Приказа от 06.04.2007 № 77 проект освоения лесов направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов и их использования в соответствии с разрешенными видами.
Пунктом 27 Приказа № 77 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
В силу пунктов 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 названной статьи.
Пунктом 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 30.05.2008 № 189, предусмотрено, что Департамент лесного хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере лесного хозяйства и лесного комплекса, государственному лесному надзору и контролю в сфере лесных отношений.
Подпунктом 3 пункта 8 указанного Положения Департамент наделен полномочиями на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, которую осуществляет в соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка от 14.05.2007 № 125 лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов.
Из пунктов 7, 9 и 11 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов от 14.05.2007 № 125 следует, что экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Для исполнения осуществления полномочий по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, приказом Департамента лесного хозяйства Костромской области от 02.06.2008 № 131 утвержден состав экспертной комиссии из специалистов профильных отделов Департамента (л.д. 96, т. 1).
Так, осуществив экспертизу представленного заявителем проекта освоения лесов, комиссия оформила отрицательное заключение № 511, в пункте 2 замечаний которого указала, что приведенные в проекте освоения лесов объемы ликвидной древесины, подлежащей рубке в 2009 году, не соответствуют среднегодовому объему использования лесов, определенному договором аренды лесного участка от 28.11.2008 № 148.
В соответствии с пунктом 9 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» подраздел проекта «Заготовка древесины» должен содержать, в том числе, сведения о ежегодных объемах заготовки древесины (таблица 14). Из содержания таблицы 14, являющейся приложением к Приказу № 77, следует, что сведения о ежегодных объемах заготовки древесины указываются отдельно по защитным и по эксплуатационным лесам.
Согласно приложению 3 к договору от 28.11.2008 № 148 среднегодовой объем использования лесов составляет 37800 куб.м (л.д. 20, т. 1).
Из таблицы 3.1.6 представленного на экспертизу проекта видно, что объем заготовки древесины в 2009 году в эксплуатационных лесах составляет 37816 куб.м, в защитных лесах – 37816 куб.м (л.д. 45 – оборот, т. 1), что суммарно образует общий объем заготовки 75632 куб.м, значительно превосходящий объем, который установлен договором. Обоснование такого увеличения ежегодного объема лесопользования в проекте отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации извещение о проведении лесного аукциона содержит, в том числе, сведения об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов. Часть 2 статьи 74 Кодекса содержит императивную норму о невозможности изменения условий аукциона на основании соглашения сторон или в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 53.7 Кодекса.
Таким образом, данные об объеме лесопользования, содержащиеся в таблице 3.1.6 проекта освоения лесов, не соответствуют договору аренды лесного участка от 28.11.2008 № 148 и определены с нарушением положений статьи 74 и статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приведенный в судебном заседании представителем заявителя довод о том, что сведения об объеме заготовки древесины в защитных лесах в таблице 3.1.6 указаны ошибочно, судом не принимается, поскольку на дату оформления оспариваемого обществом заключения мер, направленных на устранение указанного несоответствия, арендатором лесного участка предпринято не было.
Не может быть принята ссылка разработчика проекта на таблицы 3.1.4 и 3.1.5 в части содержания в них сведений о ежегодном объеме заготовки древесины, поскольку в указанных таблицах отражено иное техническое содержание проекта.
В пункте 3 замечаний оспариваемого заключения экспертная комиссия по рассмотрению проектов освоения лесов Костромской области указала на несоответствие проектируемых объемов противопожарных мероприятий Указаниям по проектированию противопожарных мероприятий, утвержденных Государственной лесной службой Министерства природных ресурсов России от 17.12.2003.
Пунктом 27 Приказа от 06.04.2007 № 77 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования, а также лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Согласно лесохозяйственному регламенту Антроповского лесничества, утвержденному приказом Департамента лесного хозяйства Костромской области от 30.12.2008 № 652, виды и объемы противопожарных мероприятий, указанные в таблице 35 регламента, определены с учетом степени пожарной опасности лесов, имеющегося противопожарного обустройства лесничества и с учетом удельных нормативов на 1 тыс.га земель лесного фонда, приведенных в Указаниях по проектированию противопожарных мероприятий, утвержденных Рослесхозом 17.12.2003 (стр. 67 регламента).
В разделе 5.1 представленного на государственную экспертизу проекта освоения лесов значится, что мероприятия по противопожарному обустройству лесов разработаны, в том числе, и на основании названных выше Указаний Рослесхоза от 17.12.2003 (л.д. 47 – оборот, т. 1). Вместе с тем, спроектированные мероприятия по противопожарному обустройству лесов не соответствуют установленным в Указаниях нормативам.
Согласно пункту 5.1 приложения 29 к названным Указаниям предусмотрено строительство дорог противопожарного назначения из расчета 0,82 км на 1 тыс.га земель лесного фонда (л.д. 37, т. 2).
Разделом 5.1 проекта предусмотрено, что в мероприятия по противопожарному обустройству, в числе прочих, также входит строительство, реконструкция и содержание объектов противопожарного назначения: дорог противопожарного назначения (противопожарных проездов) (л.д. 48, т. 1). При этом в строке 3.1 «Дорожное строительство» таблицы 5.1.2 «Характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесного участка» строительство дорог противопожарного назначения не предусмотрено, запроектированы только их содержание и ремонт.
В строке 2.1 «Устройство минерализованных полос…» таблицы 5.1.2 проекта запроектировано устройство 15 км минерализованных полос, в то время как, исходя из норматива 18,26 км на 1 тыс.га, предусмотренного пунктом 2.3 приложения 29 Указаний от 17.12.2003 (л.д. 37, т. 2), необходимо было запланировать устройство 40,8 км минерализованных полос: 22,353 тыс.га (площадь лесного участка, указанная в пункте 2 договора № 148) х 18,26 = 408,1 км / 10 лет = 40,8 км.
В строке 2.2 «Уход за минерализованными полосами» таблицы 5.1.2 проекта предусмотрен уход за 30 км минерализованных полос. Принимая во внимание норматив 38,14 км на 1 тыс.га, установленный пунктом 2.6 приложения 29 Указаний от 17.12.2003 (л.д. 37, т. 2), необходимо было запланировать уход за 85,2 км минерализованных полос: 22,353 тыс.га х 38,14 = 852,5 км / 10 лет = 85,2 км.
Изложенное выше позволяет заключить, что спорный проект освоения лесов в части проектируемых объемов противопожарных мероприятий не соответствует требованиям лесохозяйственного регламента Антроповского лесничества.
Согласно пункту 4 замечаний оспариваемого заключения мероприятия по воспроизводству лесов, содержащиеся в проекте, представленном обществом с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс», также не соответствуют процентному соотношению, установленному лесохозяйственным регламентом.
В соответствии с разделом 2.16.3.1 «Способы и объемы лесовосстановления» лесохозяйственного регламента Антроповского лесничества на лесосеках предстоящего периода соотношение их площадей по способам лесовосстановления характеризуется следующим процентным соотношением:
1) лесные культуры – 18% от ежегодного объема заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений. Согласно таблице 3.1.6 представленного на экспертизу проекта освоения лесов площадь выбираемого объема заготовки древесины составляет 171,1 га (л.д. 45 – оборот, т. 1). Следовательно, объем лесовосстановления, подлежащий отражению в проекте, должен составлять 30,9 га (171,7 га х 18%), однако, в разделе 5.1.3 «Мероприятия по лесовосстановлению» проекта запланировано лесовосстановление лесных культур только на площади 20 га (л.д. 53 – оборот, т. 1);
2) комбинированное лесовосстановление – 27% от ежегодного объема заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений. Исходя из приведенного значения и площади выбираемого объема заготовки древесины, объем комбинированного лесовосстановления должен составлять 46,3 га (171,7 га х 27%). В проекте данный показатель отсутствует;
3) сохранение подроста – 51% от ежегодного объема заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений. Следовательно, лесовосстановление путем сохранения подроста должно осуществляться на площади 87,6 га (171,7 га х 51%). В проекте данный показатель отдельно не выделен, включен в состав показателя сохранения подроста при рубке и минерализации поверхности почвы;
4) минерализация поверхности почвы – 4% от ежегодного объема заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений. Таким образом, лесовосстановление путем минерализации поверхности почвы должно осуществляться на площади 6,9 га ( 171,7 га х 4%). В проекте данный показатель выделить невозможно, поскольку он является составляющей показателя сохранения подроста при минерализации поверхности почвы.
В пункте 5 замечаний по проекту экспертная комиссия указала на отсутствие в проекте таблицы «Проектируемые способы и ежегодные объемы лесовосстановления».
Пунктом 24 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» предусмотрено, что раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит, в том числе, проектируемые способы и ежегодные объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом и правилами лесовосстановления (таблица 38 приложения к Приказу № 77).
Раздел 5.3.1 «Мероприятия по лесовосстановлению» проекта освоения лесов содержит таблицу 5.3.1 «Площадь лесных земель, нуждающихся в лесовосстановлении», в которой частично приведены сведения, предусмотренные таблицей 38 «Проектируемые способы и ежегодные объемы лесовосстановления», являющейся приложением к Приказу № 77.
Между тем, в таблице 5.3.1 проекта не отражены проектируемые способы и ежегодные объемы лесовосстановления в отношении лесосек сплошных рубок предстоящего периода, отсутствуют сведения о создании лесных культур по культивируемым породам, не приведены данные по комбинированному лесовосстановлению.
Комбинированное лесовосстановление, осуществляемое за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления путем посадки и посева лесных культур, как один из обязательных способов, предусмотренных Правилами лесовосстановления, утвержденными Приказом МПР России от 16.07.2007 № 183, проектом не предусмотрено.
В соответствии со статьей 61 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента в части воспроизводства лесов является грубым нарушением и служит основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.
В пункте 7 замечаний по проекту экспертная комиссия обратила внимание на отсутствие в проекте запроектированных рубок ухода (проходные и прореживание) с указанием обоснованного ежегодного объема пользования с разбивкой по хозсекциям.
Статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность проведения мероприятий по уходу за лесами лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 9 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» подраздел «Заготовка древесины» содержит также и сведения о ежегодных объемах заготовки древесины (таблица 14), в том числе, при уходе за лесами.
В соответствии с пунктами 3, 4 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 «Об утверждении Правил заготовки древесины» заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества по видам целевого назначения лесов, категориям рубок, указанных в пункте 3 настоящих Правил, хозяйствам и преобладающим породам; для заготовки древесины допускается осуществление рубок средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений, при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, при уходе за лесами.
Порядок проведения рубок ухода за лесами установлен Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 185 «Об утверждении Правил ухода за лесами», пунктом 5 которых предусмотрено, что при уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста (рубки ухода за лесами), направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.
Отсутствие в проекте освоения лесов планирования указанных мероприятий также противоречит постановлению губернатора Костромской области от 29.12.2008 № 428 «Об утверждении Лесного плана Костромской области», разделом 1.4.1 которого предусмотрено, что заготовка древесины в лесах Костромской области осуществляется, в том числе, и при рубках, осуществляемых в процессе ухода за лесами.
Таблица 3.1.6 проекта не содержит соответствующих сведений (л.д. 45 – оборот, т. 1), что свидетельствует о неисполнении требований статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказа МПР России от 16.07.2007 № 184 «Об утверждении Правил заготовки древесины» и Лесного плана Костромской области.
Основанием для включения экспертной комиссией в замечания по проекту пункта 8 явился факт разработки указанного проекта на 2009 год при том, что освоение лесов на основании данного документа планировалось осуществлять в 2010 году.
Из содержания проекта освоения лесов, представленного обществом с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» для проведения государственной экспертизы, данный проект разработан в 2008 году в соответствии с нормативными документами и правовыми актами, действовавшими на дату его разработки, на основе данных государственного учета лесов по состоянию на 01.01.2008 и предусматривает освоение лесов переданного в аренду лесного участка на 2009 год (л.д. 31, т. 1).
Между тем, показатели, указанные в проекте и нормативно-правовая база, использованная при его разработке, претерпели существенные изменения, препятствующие осуществлению лесопользования в 2010 году.
Так, в связи с динамикой изменения лесного фонда, связанной с естественными процессами произрастания, восстановления, данные, содержащиеся в таблицах 2.3.1 и 2.3.2 проекта освоения лесов (л.д. 34, т. 1), по состоянию на 2010 год не соответствуют фактическим показателям. Доказательств принятия необходимых мер по корректировке указанных сведений заявителем не представлено.
Пункт 7 «Приобретение противопожарного оборудования» (л.д. 50, т. 1) таблицы 5.1.2 «Характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесного участка» проекта должен соответствовать нормам, установленным пунктом 3 раздела 2 Приказа Минсельхоза от 22.12.2008 № 549 «Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов», вступившего в действие 22.05.2009. Так как спорный проект был разработан до принятия названного Приказа, содержащиеся в проекте сведения о составе средств пожаротушения и их количестве не соответствуют пунктам 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 15, 18 таблицы II «Нормы средств пожаротушения в местах использования лесов для заготовки древесины» пункта 3 названного правового акта.
Указанные выше замечания экспертной комиссии свидетельствуют о несоответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту Антроповского лесничества, лесному плану Костромской области, законодательству Российской Федерации и в соответствии с пунктом 11 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» и являются основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы.
Кроме того, в пункте 1 замечаний по проекту экспертная комиссия указала на отсутствие в проекте номера регистрации договора аренды.
В соответствии с пунктом 5 Приказа МПР России от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» в разделе «Общие сведения» наряду с прочими данными указываются также дата и номер договора аренды лесного участка, дата и номер регистрации права (таблица 1 приложения к Приказу № 77).
Вопреки приведенным требованиям в таблице 1.1.1 «Сведения об арендаторе» проекта освоения лесов информация о дате и номере регистрации права лесопользователя отсутствует ( л.д. 31 – оборот, т. 1).
Согласно пункту 6 замечаний по проекту освоения лесов заявителем не представлена выписка из лесного государственного реестра с описанием границ лесного участка.
Пунктом 5 Приказа МПР России от 06.04.2007 № 77 предусмотрена обязанность представления лесопользователем указанной выписки.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов. Представленные материалы регистрируются органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые в течение трех дней с даты регистрации проверяют их комплектность. Некомплектные материалы возвращаются лесопользователю.
Указанная выше выписка с описанием границ земельного участка обществом не была представлена в Департамент в составе проекта освоения лесов.
Имеющееся в материалах дела заявление общества с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» о предоставлении выписки из государственного лесного реестра с отметкой Департамента от 26.11.2008 о получении данного заявления (л.д. 130-131, т. 2) не является доказательством представления заявителем в Департамент спорной выписки. Иных доказательств, опровергающих пункт 6 замечаний по проекту, заявителем не представлено.
Факт невозвращения Департаментом обществу представленных на экспертизу материалов по причине отсутствия выписки, также не является доказательством ее наличия в составе проекта освоения лесов, поскольку правило о возврате лесопользователю некомплектных материалов, закрепленное в пункте 6 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125, не является императивной нормой, так как не содержит прямого запрета на рассмотрение представленных документов и на возможность их доукомплектования заинтересованным лицом в ходе рассмотрения уполномоченным органом.
Из содержания Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 № 125 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» следует, что нарушения, изложенные экспертной комиссией в пунктах 1 и 6 замечаний по проекту, не являются самостоятельными основаниями для оформления отрицательного заключения экспертизы.
Однако в рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что включение экспертной комиссией указанных пунктов в оспариваемое заключение при наличии в нем сведений об иных нарушениях, являющихся основаниями для оформления отрицательного заключения, не является нарушением прав и законных интересов общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При принятии заявления к производству обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» (ИНН <***>), г. Кострома о признании незаконным заключения № 511 экспертной комиссии по рассмотрению проектов освоения лесов Костромской области, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Костромской области от 31.03.2010 № 346а, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Рюрик Индастриз Форестс» (ИНН <***>), г. Кострома в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Т.Н. Смирнова