АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-5527/2017
г. Кострома 25 августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2017 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вороновой А.А.
при участии:
от заявителя: ФИО1 – помощник прокурора, удостоверение от 23.04.2015 № 181188,
от ответчика: не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Парфеньевского района Костромской области к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Парфеньевского района Костромской области обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 21.08.2017 был объявлен перерыв до 25.08.2017 до 14 час. 20 мин.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился.
Учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании в отсутствие ответчика.
прокуратурой Парфеньевского района Костромской области в соответствии с поручением прокуратуры Костромской области от 10.05.2017 № 7-12-2017 в период с 26.05.2017 по 30.05.2017 проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборота продукции легкой промышленности в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2, осуществляющей розничную продажу детской одежды в магазине, расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки было установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 допущена продажа детской одежды следующих наименований в отсутствие сертификатов и иных документов, подтверждающих их качество, а также без достоверной (полной) маркировки:
Детские сандалии (прогулочная обувь), производства ООО «Калужская обувь», Калуга, в количестве 2 пар, размеры: 26 и 27, по цене 320 рублей за пару;
Детские сандалии (прогулочная обувь), производства ООО «Алмаз и К.», Давлеканово, 11 размер - 2 пары, 10,5 размер - 3 пары, 12 размер - 2 пары, 10, 11,5, 15,5 - по 1 паре, по цене 260 рублей за пару;
Детские сандалии (прогулочная обувь), без информации о производителе, 3 пары, 17, 19 и 20 размеров, по цене 280 рублей за пару;
Детские тапки, без информации о производителе, в количестве 1 пары, размер 23, по цене 350 рублей за пару;
Детские сандалии (прогулочная обувь) «Н11А1Л», без информации о производителе, в количестве 4 пар, размеры 15, 16, 17, 18, по цене 220 рублей за пару;
Детские сандалии «Моде», Ростов-на-Дону, размеры 11,5 - в количестве 2 пары, размер 12,5 в количестве 1 пары; по цене 200 рублей за пару;
Детские сланцы, без информации о производителе, в количестве 1 пары, размер 28, по цене 120 рублей за пару;
Детские сланцы, без информации о производителе, в количестве 2 пары, размеры 31, 35, по цене 100 рублей за пару;
Детские пижамы, без информации о производителе, в количестве 9 комплектов, размеры: 3-2 комплекта, 5-2 комплекта, 6-3 комплекта, 4 и 7 - по 1 комплекту, по цене 240 рублей;
Кофты детские «ВONUTEXTILE», Узбекистан, 2 единиц, 3 и 7 размер, по цене 220 рублей;
Кофты детские «Слоненок», Узбекистан, 8 единиц, 4 размер - 5 единиц; 3 размер - 3 единицы, по цене 220 рублей;
Детская пижама «Фуси - kids», без информации о производителе, в количестве 3 комплекта, размеры 6, 7, 8, по цене 450 рублей;
Детская футболка, без информации о размере и производителе, в количестве 1 единицы, по цене 180 рублей;
Детская футболка производства ООО «Салкын», г. Бишкек, РК, размер 1, в количестве 2 единиц, по цене 140 рублей;
Детские ползунки «Babybest», без информации о производителе, в количестве 2 единиц, размеры: 68 и 80, по цене 380 рублей;
Детские шорты «CoolBear», без информации о производителе, размер 108, в количестве 1 единицы, по цене 280 рублей;
Детское платье с капюшоном «BigBoy», без информации о производителе, в количестве 5 единиц, размеры, 32-2 единицы, 34, 30 и 36 по 1 единице, по цене 350 рублей;
Детская юбка «Красные маки», Россия, без информации о производителе, размер 22 в количестве 1 единицы, по цене 160 рублей;
Детский костюм «Kid,sFashion», Россия, без информации о производителе, размер 28, в количестве 1 единицы, по цене 360 рублей;
Детские шорты «FashionLeisureChildrenWear», без информации о производителе, размер 8 в количестве 2 единиц, по цене 160 рублей;
Детские шорты, без информации о производителе, размер 6 в количестве 1 единицы, по цене 260 рублей;
Детский костюм, без информации о производителе, 4 размер - 1 единица, размер 2 и 3 в количестве по 1 единице, по цене 160 рублей;
Детский костюм «Jittle», без информации о производителе, размер 18/24 в количестве 1 единицы, по цене 180 рублей;
Детская кофта, без информации о производителе, размер 6/9 в количестве 4 единиц, 9/12 - в количестве 4 единиц, 18/24 в количестве 4 единиц, 30/36 и 42/48 - в количестве по 1 единице, по цене 130 рублей;
Детская кофта, без информации о производителе, размер L, в количестве 1 единицы, по цене 250 рублей;
Детский сарафан «Трикотажный рай», производства ИП ФИО3, Ярославль, 34 размер, в количестве 1 единицы, по цене 300 рублей;
Детская рубашка, без информации о производителе, размеры 8-2 единицы, размер L в количестве 1 единицы, по цене 240 рублей;
Детский комплект (трусы и майка), без информации о производителе, размер 32 - в количестве 4 единиц, размер 31 в количестве 1 единицы, по цене 160 рублей;
Детский комплект (трусы и майка) «Bilal», производства ООО «Техноткань», республика Кыргыстан, размер 28 в количестве 2 комплектов, размер 30 в количестве 2 комплектов, по цене 300 рублей;
Костюм детский (плюшевый), без информации о производителе, размеры 30 и 28 в количестве по 1 комплекту, по цене 500 рублей;
Халат детский (плюшевый) «Capriz», без информации о производителе, размеры 40 и 42 в количестве по 1 комплекту, по цене 400 рублей;
Куртка детская «Children», Китай, без информации о производителе, в количестве 1 единицы, размер 28, по цене 800 рублей;
Куртка детская «XINLAN», без указания производителя, в количестве 1 единицы, размер 13, по цене 1200 рублей;
Жилет утепленный детский, без информации о производителе, размер 28, в количестве 1 единицы по цене 250 рублей;
Куртка детская «LIVIN», без информации о производителе, в количестве 1 единицы, размер 32, по цене 1500 рублей.
По результатам проверки заявитель пришел к выводу о том, что реализация продукции легкой промышленности (детской одежды) индивидуальным предпринимателем ФИО2 в отсутствие сертификатов и иных документов, подтверждающих качество такой продукции, а также продукции не имеющей достоверной (полной) маркировки нарушает требования действующих технических регламентов в указанной сфере и создает угрозу жизни и здоровью детей, в чье использование может попасть указанная детская одежда.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 в объяснении от 30.05.2017 признала факт выявленных нарушений, обязалась в дальнейшем подобных случаев не попускать.
В связи с изложенным исполняющим обязанности прокурора Парфеньевского района в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 вынесено постановление от 30.05.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, на основании которого прокурор в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателю к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который также устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Пунктом 1 статьи 7 Закона № 2300-1 предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Из пункта 4 указанной выше статьи следует, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации урегулированы Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Согласно части 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Частью 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьей 6, 7 Закона № 184-ФЗ защита жизни или здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 утвержден технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), которым установлены обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.
В силу статьи 3 ТР ТС 007/2011 продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Согласно пункту 1 статьи 5 ТР ТС 007/2011 в соответствии с функциональным назначением одежда и изделия подразделяются на одежду и изделия 1-го, 2-го и 3-го слоев.
К одежде и изделиям 1-го слоя относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей пользователя, такие, как нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные и другие аналогичные изделия.
К одежде и изделиям 2-го слоя относятся изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей пользователя, в частности платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы, головные уборы (кроме летних), рукавицы, перчатки, чулочно-носочные изделия осенне-зимнего ассортимента (носки, получулки) и другие аналогичные изделия.
К одежде 3-го слоя относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы на подкладке, конверты для новорожденных и другие аналогичные изделия.
Частью 1 статьи 12 ТР ТС 007/2011 установлено, что перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
Согласно пункту 4 указанной статьи ТР ТС 007/2011 подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента в форме сертификации осуществляется, среди прочего для следующей продукции, за исключением продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи: изделия 1-го слоя бельевые трикотажные и из текстильных материалов; изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя; одежда и изделия 2-го слоя из текстильных материалов и кожи; изделия 2-го слоя трикотажные; одежда и изделия 3-го слоя трикотажные, из текстильных материалов и кожи до 1-го года; одежда, изделия и головные уборы из меха для детей до 1-го года; обувь, кроме обуви валяной грубошерстной.
Пунктами 1-3 статьи 9 ТР ТС 007/2011 установлено, что маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и сертификации.
Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии).
Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи ТР ТС 007/2011 маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: 1) вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный); 2) размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции; 3) символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей до 1 года необходимо сопровождать информацией «Предварительная стирка обязательна».
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», в соответствии со статьями 9 и 11 которого устанавливаются требования по маркировке товара продукции легкой промышленности, необходимости декларирования его соответствия или сертификации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что в торговом зале магазина одежды, принадлежащего индивидуальному предпрнимателю ФИО2, расположенного по адресу: <...>, допущена продажа детской одежды следующих наименований в отсутствие сертификатов и иных документов, подтверждающих их качество, а также без достоверной (полной) маркировки:
Детские сандалии (прогулочная обувь), производства ООО «Калужская обувь», Калуга, в количестве 2 пар, размеры: 26 и 27, по цене 320 рублей за пару;
Детские сандалии (прогулочная обувь), производства ООО «Алмаз и К.», Давлеканово, 11 размер - 2 пары, 10,5 размер - 3 пары, 12 размер - 2 пары, 10, 11,5, 15,5 - по 1 паре, по цене 260 рублей за пару;
Детские сандалии (прогулочная обувь), без информации о производителе, 3 пары, 17, 19 и 20 размеров, по цене 280 рублей за пару;
Детские тапки, без информации о производителе, в количестве 1 пары, размер 23, по цене 350 рублей за пару;
Детские сандалии (прогулочная обувь) «Н11А1Л», без информации о производителе, в количестве 4 пар, размеры 15, 16, 17, 18, по цене 220 рублей за пару;
Детские сандалии «Моде», Ростов-на-Дону, размеры 11,5 - в количестве 2 пары, размер 12,5 в количестве 1 пары; по цене 200 рублей за пару;
Детские сланцы, без информации о производителе, в количестве 1 пары, размер 28, по цене 120 рублей за пару;
Детские сланцы, без информации о производителе, в количестве 2 пары, размеры 31, 35, по цене 100 рублей за пару;
Детские пижамы, без информации о производителе, в количестве 9 комплектов, размеры: 3-2 комплекта, 5-2 комплекта, 6-3 комплекта, 4 и 7 - по 1 комплекту, по цене 240 рублей;
Кофты детские «ВONUTEXTILE», Узбекистан, 2 единиц, 3 и 7 размер, по цене 220 рублей;
Кофты детские «Слоненок», Узбекистан, 8 единиц, 4 размер - 5 единиц; 3 размер - 3 единицы, по цене 220 рублей;
Детская пижама «Фуси - kids», без информации о производителе, в количестве 3 комплекта, размеры 6, 7, 8, по цене 450 рублей;
Детская футболка, без информации о размере и производителе, в количестве 1 единицы, по цене 180 рублей;
Детская футболка производства ООО «Салкын», г. Бишкек, РК, размер 1, в количестве 2 единиц, по цене 140 рублей;
Детские ползунки «Babybest», без информации о производителе, в количестве 2 единиц, размеры: 68 и 80, по цене 380 рублей;
Детские шорты «CoolBear», без информации о производителе, размер 108, в количестве 1 единицы, по цене 280 рублей;
Детское платье с капюшоном «BigBoy», без информации о производителе, в количестве 5 единиц, размеры, 32-2 единицы, 34, 30 и 36 по 1 единице, по цене 350 рублей;
Детская юбка «Красные маки», Россия, без информации о производителе, размер 22 в количестве 1 единицы, по цене 160 рублей;
Детский костюм «Kid,sFashion», Россия, без информации о производителе, размер 28, в количестве 1 единицы, по цене 360 рублей;
Детские шорты «FashionLeisureChildrenWear», без информации о производителе, размер 8 в количестве 2 единиц, по цене 160 рублей;
Детские шорты, без информации о производителе, размер 6 в количестве 1 единицы, по цене 260 рублей;
Детский костюм, без информации о производителе, 4 размер - 1 единица, размер 2 и 3 в количестве по 1 единице, по цене 160 рублей;
Детский костюм «Jittle», без информации о производителе, размер 18/24 в количестве 1 единицы, по цене 180 рублей;
Детская кофта, без информации о производителе, размер 6/9 в количестве 4 единиц, 9/12 - в количестве 4 единиц, 18/24 в количестве 4 единиц, 30/36 и 42/48 - в количестве по 1 единице, по цене 130 рублей;
Детская кофта, без информации о производителе, размер L, в количестве 1 единицы, по цене 250 рублей;
Детский сарафан «Трикотажный рай», производства ИП ФИО3, Ярославль, 34 размер, в количестве 1 единицы, по цене 300 рублей;
Детская рубашка, без информации о производителе, размеры 8-2 единицы, размер L в количестве 1 единицы, по цене 240 рублей;
Детский комплект (трусы и майка), без информации о производителе, размер 32 - в количестве 4 единиц, размер 31 в количестве 1 единицы, по цене 160 рублей;
Детский комплект (трусы и майка) «Bilal», производства ООО «Техноткань», республика Кыргыстан, размер 28 в количестве 2 комплектов, размер 30 в количестве 2 комплектов, по цене 300 рублей;
Костюм детский (плюшевый), без информации о производителе, размеры 30 и 28 в количестве по 1 комплекту, по цене 500 рублей;
Халат детский (плюшевый) «Capriz», без информации о производителе, размеры 40 и 42 в количестве по 1 комплекту, по цене 400 рублей;
Куртка детская «Children», Китай, без информации о производителе, в количестве 1 единицы, размер 28, по цене 800 рублей;
Куртка детская «XINLAN», без указания производителя, в количестве 1 единицы, размер 13, по цене 1200 рублей;
Жилет утепленный детский, без информации о производителе, размер 28, в количестве 1 единицы по цене 250 рублей;
Куртка детская «LIVIN», без информации о производителе, в количестве 1 единицы, размер 32, по цене 1500 рублей.
Данный факт подтверждается актом о результатах проверки от 25.05.2017, справкой о результатах проверки от 30.05.2017, фото-таблицами, объяснением предпринимателя от 30.05.2017, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.05.2017.
Ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов установлена статьей 14.43 КоАП РФ.
При этом ответственность по статье 14.43 КоАП РФ дифференцирована в зависимости от характера нарушений.
Так, часть 1 статьи 14.43 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение требований технических регламентов или нарушение обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, то есть требований, замещающих технические регламенты.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований технических регламентов или требований, замещающих технические регламенты, которое повлекло, среди прочего, причинение вреда или создание реальной угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом названных правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований к товарам.
Между тем, в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ присутствуют дополнительные квалифицирующие признаки правонарушения – наличие причинения вреда, либо создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений вследствие содеянного.
Тем самым часть 2 характеризуется большей степенью общественной опасности, поэтому выявление проверяющими органами этих квалифицирующих признаков создает возможность применения более суровой санкции.
Для привлечения к административной ответственности за такое правонарушение необходимо доказать, что выявленное нарушение требований технических регламентов ставит под угрозу безопасность продукции.
Прокуратура, квалифицируя действия (бездействие) предпринимателя по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, исходила из того, что последствия выявленных нарушений могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних граждан, что отражено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.05.2017.
Однако, в данном случае административный орган не представил доказательств существования реальной угрозы жизни и здоровью потребителей в результате реализации предпринимателем такого товара.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.05.2017 не содержит ссылки на какие-либо доказательства, подтверждающие создание угрозы причинения вреда здоровью детей вследствие использования этой одежды.
Административный орган, на котором лежит обязанность доказать факт наличия соответствующего вреда либо угрозы причинения вреда, должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что качество предметов детской одежды ухудшено и эти товары приобрели опасные свойства для жизни и здоровья детей, что и будет являться признаком, позволяющим квалифицировать допущенное предпринимателем нарушение по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Между тем, материалы дела таких сведений не содержат.
Суд считает, что административный орган не представил в материалы дела достаточных доказательств наличия в противоправном деянии предпринимателя квалифицирующего признака правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса, - причинение вреда либо создание реальной угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
Представленные прокуратурой доказательства являются достаточными для определения судом иной квалификации противоправного деяния предпринимателя, которое надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным выше Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, в частности, являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (статья 26.2 КоАП РФ). Перечень доказательств не является исчерпывающим.
Факт нарушения предпринимателем требований ТР ТС 007/2011 подтвержден материалами дела, не оспаривается предпринимателем по сути.
Таким образом, нахождение на реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, подтверждает наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и образует объективную сторону данного административного правонарушения.
Статья 1.5 Кодекса определяет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Доказательств невозможности соблюдения предпринимателем вышеуказанных требований технического регламента, за нарушение которых частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих от него мер по выполнению требований ТР ТС 007/2011, при соблюдении которых событие правонарушения могло не наступить, в материалы дела не представлено, что также свидетельствует о наличии его вины в совершении административного правонарушения.
Противоправность поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, оценена судом с точки зрения нарушения установленных правил. При этом суд принял во внимание характер самого деяния, способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный общественно опасный результат.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.43 Кодекса.
Процессуальных нарушений, которые могли бы являться основанием для безусловного отказа в привлечении предпринимателя к ответственности, обстоятельств, отягчающих вину за совершенное административное правонарушение, либо обстоятельств, дающих основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено. Соблюдение гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к административной ответственности, в ходе производства по делу об административном правонарушении прокуратурой было обеспечено.
Как установил суд, индивидуальный предприниматель ФИО2 с 01.08.2016 включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4, части 1 и части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, не позволяющих учесть обстоятельства, поименованные в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд допускает возможным применение в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Кемерово Кемеровской области, зарегистрированную по адресу: <...>, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 13.06.1996, ОГРН <***>, ИНН <***>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечь к административной ответственности и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Т.Н. Смирнова